Социальные инновации: как будущее становится настоящим
С 19 по 21 июня на ВДНХ проходит III Форум социальных инноваций регионов – крупнейшая дискуссионная площадка страны по обсуждению вопросов развития социальной сферы. В этом году в центре внимания – национальные проекты и социальное предпринимательство. Среди спикеров – ведущие эксперты из России, Европы, Азии и США. О том, как прошел первый день, – в материале "Нового бизнеса".
Время для прорыва
Открывало III Форум социальных инноваций регионов пленарное заседание "Роль национальных проектов в прорывном развитии социальной сферы регионов", в ходе которого был зачитан приветственный адрес Президента РФ Владимира Путина:
"…Вместе мы должны сделать все необходимое, чтобы социальная сфера соответствовала потребностям общества, скорости происходящих в мире перемен. Для этого требуется в полной мере использовать передовые технологические достижения, новые современные подходы, которые позволят ответить на запросы каждого человека, каждой конкретной семьи. Это действительно серьезный вызов, но творчески, смело, при этом взвешенные и ответственные решения уже используют в своей деятельности целый ряд регионов и муниципалитетов, некоммерческих организаций и социальных предпринимателей".
Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко также отметила важность этой сферы и подчеркнула необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве:
"…Важной составной частью формирования современной социальной среды сегодня становится активное участие бизнес-сообщества. Вообще я верю, что за социальным предпринимательством будущее. Все больше бизнесменов приходят в эту сферу. Да, конечно, тут нет таких прибылей, как в добыче углеводородов, но это бизнес, который будет всегда востребован. Это услуги, которые будут всегда нужны. И, конечно, социальный бизнес предоставляет колоссальные возможности для развития, для реализации самых инновационных идей. Помимо финансовой отдачи, такие предприниматели получают еще искреннюю благодарность людей и веру в то, что они делают благородное и нужное дело. Поэтому нам нужно активнее поддерживать таких предпринимателей, создавая для них понятные, прозрачные условия и правила игры для их работы. Считаю, что необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве уже давно перезрела. Мы с Вячеславом Викторовичем (Володиным) уже обменялись (мыслями) на эту тему и постараемся вместе сделать все для того, чтобы этот закон был принят в самое ближайшее время".
Что же касается национальных проектов, Председатель Совета Федерации РФ высказалась о необходимости создания более активной системы информирования граждан. По ее словам, социологические исследования показали, что всего лишь 44% россиян слышали о нацпроектах и только 7% понимают, что они собой представляют.
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин обратил внимание, что без улучшения качества работы и поддержки специалистов социальной сферы добиться прорывного развития регионов будет невозможно, и добавил, что к решению поставленных президентом задач нужно подходить неформально.
Кроме того, на данный момент стратегически важную роль в решении социальных проблем общества играет именно социальный бизнес.
Об уже существующих трендах, неформальных подходах и интересном опыте социальных предпринимателей регионов участники III Форума социальных инноваций более подробно узнавали уже на тематических площадках.
Тренды, перспективы и франчайзинг
Во время стратегической сессии "Эффективные модели участия бизнеса в развитии социальной сферы: тренды и перспективы" выступила руководитель образовательных программ Фонда "Наше будущее" Екатерина Бесшапошникова. Она рассказала о взаимодействии крупного бизнеса с социальными предпринимателями: "Путь, который прошло социальное предпринимательство в нашей стране, был бы совсем другим, если бы на этом пути рука об руку с социальными предпринимателями не работали представители крупных компаний и корпораций. Крупный бизнес все чаще стал реализовывать программы поддержки социального предпринимательства, потому что видит от этого постоянный устойчивый позитивный эффект". Также Бесшапошникова отметила, что социальные предприятия добиваются самоокупаемости и не требуют постоянных финансовых вложений, показывая долгосрочный устойчивый социальный эффект. "Если компания один раз вложила деньги в социальное предприятие в своем регионе, она может расширять спектр решаемых социальных проблем и переключаться на другие социальные проблемы, а социальное предприятие продолжает работать и оказывать поддержку нашему населению", – пояснила она. Екатерина Николаевна достаточно подробно рассказала о проекте по сбыту продукции социальных предпринимателей «Больше, чем покупка», а также о совместных программах с компанией "Балтика" и ОМК.
Заместитель Председателя Госдумы Федерального Собрания РФ Ольга Епифанова в ходе сессии отметила, что в основе социального предпринимательства лежит в том числе искреннее желание помогать людям. Именно поэтому такие предприниматели – это люди, создающие нужные системы координат, помогающие формировать новое отношение общества ко всему происходящему в России.
"Вся сфера социального предпринимательства вызывает у меня глубочайшее уважение – прежде всего своей социальной ответственностью", – сказала Епифанова. Она отметила, что такое предпринимательство позволяет если и не полностью решить социальные проблемы, то хотя бы смягчить их.
Не менее интересной и живой получилась секция "Социальный франчайзинг: новые технологии в оказании социальных услуг". В России социальный франчайзинг начал развиваться с 2010 года. Область его применения последние годы активно расширяется и охватывает различные виды деятельности: от дошкольного образования до частных домов престарелых. Работа по франшизе уже сегодня является оптимальной формой ведения бизнеса для многих социальных предпринимателей, в том числе для женщин, молодежи и людей "серебряного" возраста. Одной из тенденций последних лет является появление на рынке большого числа региональных франчайзеров.
Интересными кейсами успешно действующих социальных предприятий, упакованных во франшизу, поделилась исполнительный директор Фонда "Наше будущее" Юлия Жигулина. Один из ярких примеров – детский сад с ясельными группами в Перми "Аистенок", где работают с детьми с ОВЗ по запатентованной авторской методике.
Модератор дискуссии – президент некоммерческой организации "Ассоциация франчайзинга" Агнесса Осипова подняла вопрос о том, какие меры поддержки необходимы для дальнейшего эффективного развития социальных франшиз в России. Спикеры, выступающие по теме франчайзинга, сошлись во мнении, что необходимо и дальше накапливать опыт лучших практик и создать нечто вроде "витрины социальных франшиз". Важно, чтобы было четкое понимание: что реально упаковать во франшизу, а какое предприятие для этого не подходит. Кроме того, нужно минимизировать стоимость той или иной социальной франшизы, чтобы сделать ее более доступной для людей.
Также на других площадках обсуждались темы цифровизации социальной сферы, модели комплексного развития сельских территорий, роль социально ориентированных НКО в реализации национальных проектов и т.д.
Всего за три дня участники форума смогут посетить 60 дискуссионных площадок, коуч-сессий и мастер-классов. Ожидается, что более 30 000 человек из 85 регионов России примут участие в деловой программе и посетят интерактивную выставку, на которой представлены голографические презентации, творческие мастерские, VR-зоны и настоящие лаборатории.
Фото: Официальная страница III Форума социальных инноваций на Facebook
Автор: Наталья Кузьменкова
Дата публикации: 20 июня 2019
2065 2