Бизнес на вырост

Челябинский предприниматель Валерий Звигинцев превратил свое хобби по производству деревянных детских площадок в бизнес федерального уровня. Укрепиться на рынке его компания смогла благодаря оригинальному ассортименту и быстрым поставкам.

"Мама, мама, сфотографируй меня!" — просит трехлетний голубоглазый мальчик, взбираясь на детскую горку. Пока мать вытаскивает из сумки фотоаппарат, ребенок на четвереньках вскарабкивается по ступенькам горки. Проходит две-три секунды, слышен щелчок камеры, и малыш с довольным лицом скатывается вниз.

В последнее время в российских дворах появляется все больше детских площадок. Например, фонд "Обнаженные сердца" топ-модели Натальи Водяновой, учрежденный после трагических событий в Беслане, за последние семь лет открыл 90 игровых городков в 68 регионах России. Активную программу по строительству игровых городков развернуло недавно московское правительство. По данным заместителя мэра Москвы Петра Бирюкова, только в 2012 году правительство планирует построить в столице 1,1 тыс. детских площадок на сумму 1,1 млрд руб. В целом российские производители детских площадок, по оценкам игроков, в 2011 году заработали десятки миллиардов рублей; ежегодно этот рынок растет примерно на 30%.

Растущий спрос на детские площадки привлекает в этот бизнес множество компаний. По данным "СПАРК-Интерфакс", примерно четверть из них существует меньше трех лет. Среди 9,8 тыс. производителей детских площадок компания "Уютный дворик" — одна из старейших. Ее владелец — индивидуальный предприниматель из Челябинской области Валерий Звигинцев — начал изготавливать оборудование для детских площадок еще в 1987 году. Вырос его бизнес из обычного увлечения резьбой по дереву.

Площадка с бартером

Валерий Звигинцев по специальности — токарь-фрезеровщик, за свою жизнь сменил немало мест работы. Он успел поработать наладчиком на Златоустовском машиностроительном заводе, учителем труда в школе, главным механиком на обувной фабрике. Как раз во время преподавания в школе Валерий освоил резьбу по дереву и на уроках мастерил с детьми различные поделки. В 1987 году Звигинцев ушел на "вольные хлеба" — закупил несколько фрезеровочных станков и вместе с пятью партнерами основал кооператив "Витязь". Предприятие стало производить деревянные детские площадки, устанавливая примерно по одной в месяц, и фигуры сказочных персонажей для игровых городков. Несмотря на небольшой объем заказов, кооператив получал прибыль. "В 1991 году мы зарабатывали на установке одного объекта 1,5 тыс. руб. Чтобы вовремя его изготовить и смонтировать во дворе многоквартирного дома, мы сутками строгали, пилили изделия из дерева",— вспоминает Звигинцев.

По словам предпринимателя, голодные 1990-е годы его бизнес пережил безболезненно, поскольку был ориентирован на государственных заказчиков — жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК). Зато дефолт 1998 года чуть не довел фирму до разорения. В то время ЖЭКам приходилось расплачиваться с поставщиками детских площадок линолеумом и батареями. Примерно 50 конкурентов Звигинцева в Челябинской и Свердловской областях закрыли свои компании. Чтобы остаться на плаву, "Уютный дворик" начал производить площадки только под заказ и вел расчеты с клиентами и поставщиками по бартерной схеме. Производственный склад компании был завален карбидом, бетоном, мукой, сахаром, водкой.

"Мне нравилось производить то, что приносит радость детям. Понимание, что я занимаюсь полезным для общества делом, помогло мне остаться в бизнесе",— вспоминает Звигинцев.

Игра в городки

До 2002 года бизнес компании почти не развивался: она располагала производственным цехом площадью 1,5 тыс. кв. м, где работали пять сотрудников. Ассортимент состоял из одного комплекта детской площадки под названием "Сказка", в который входили песочница, горка, турник, качели, стол с навесом, пара скамеек и шведская лестница. В то время Звигинцев сотрудничал только с ЖЭКами и в месяц ограничивался единичными поставками в небольшие микрорайоны Златоуста и Челябинска. Идти вперед Валерия заставили изменившиеся условия на рынке.

С 2002 года закупки детских площадок начали производиться централизованно — через муниципалитеты. А с 1 января 2007 года в России вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые переложили ответственность за ремонт и содержание многоквартирных домов с государства на частные управляющие компании и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Победы на конкурсах, организованных городскими ТСЖ, давали "Уютному дворику" в два-три раза больше заказов, чем в 1990-е годы. Объем поставок возрастал, и Валерий всерьез задумался о расширении ассортимента и модернизации производства. Ежегодно он вкладывал по 1-1,5 млн руб. оборотных средств в закупку оборудования по резке металла (используется при производстве перекладин для качелей), по обработке и покраске древесины. Увеличилось и число сотрудников производства — до 16 человек.

До середины 2000-х годов на предприятии Звигинцева использовался только ручной труд: рабочие вырезали из круглого леса детские горки, скамейки. С увеличением объемов производства "Уютный дворик" стал применять в качестве сырья деревянный брус и обрабатывать его с помощью промышленного оборудования. Вскоре изменился и внешний вид детских городков. Валерий внимательно изучал продукцию конкурентов и на основе их моделей разрабатывал дизайн площадок. До этого всю работу по созданию новых моделей выполняли художники.

Сейчас ассортимент "Уютного дворика" состоит из 23 видов игровых комплексов, 12 горок и песочниц, более пяти видов качелей, скамеек, беседок и двориков. Правда, в отличие от большинства конкурентов Валерий производит площадки из дерева, используя массив сосны. Перед обработкой дерево тщательно высушивают, а потом покрывают антисептиком, защищающим его от насекомых-вредителей и гниения. Отпускная цена площадки из массива сосны сопоставима с ценой площадки из металла, но дерево менее травмоопасно. К тому же срок эксплуатации площадок "Уютного дворика" составляет свыше 14 лет. По крайней мере, столько времени служит игровой комплекс Звигинцева во дворе его дома.

Сбыть или не быть

Сейчас продукция "Уютного дворика" поставляется во многие регионы России — от Сургута до Краснодара и от Санкт-Петербурга до Омска. По словам Звигинцева, в 2011 году компания обустроила 400 дворов, а средняя стоимость заказа составила 150 тыс. руб. Рентабельность производства детских площадок, по расчетам игроков рынка, находится на уровне 30%.

Валерий Звигинцев на жизнь не жалуется, но подводные камни в его бизнесе, конечно, есть. Первый — это сбыт товара. Поскольку бюджетные организации выбирают поставщика по итогам тендеров, у чиновников зачастую возникает соблазн отдать заказ аффилированной с ними структуре. "Условия конкурсов сформулированы под конкретную компанию, и нет смысла в них участвовать",— говорит один из московских производителей площадок.

Сейчас у Валерия Звигинцева примерно половина оборота приходится на бюджетные организации. По его словам, откатов он не платит и побеждает на конкурсах за счет коротких сроков поставки (в течение недели), годовой гарантии на товар и установки площадок "под ключ". "Большинство компаний только производят площадки, а их установка и обслуживание становится головной болью заказчиков,— говорит Звигинцев.— Мы выезжаем в любой регион и сами занимаемся монтажом".

Вторая сложность бизнеса по производству детских площадок — это сезонность спроса. Как правило, их установка происходит с мая по сентябрь. В теплое время года завод работает в три смены, а рабочие — без выходных и праздников. Зато зимой производство простаивает, а персонал отдыхает (сотрудники завода оформлены по договору подряда). "Рабочие не жалуются на сдельную оплату — за последние 15 лет ни один сотрудник от нас не ушел",— заявляет Звигинцев.

Сам предприниматель в холодное время года разъезжает по городам и весям, общается с руководителями ТСЖ и предлагает им свои услуги. Кроме того, "Уютный дворик" ежемесячно выпускает каталог продукции тиражом 30-40 тыс. экземпляров и по почте отправляет потенциальным заказчикам. Примерно половина клиентов приходят в компанию благодаря прямой рекламе.

Частное и целое

"В Советском Союзе игровые городки в основном делали из натурального материала — дерева, а фигуры на площадках представляли собой животных и сказочных персонажей,— вспоминает Валерий Звигинцев.— Нынешние производители стремятся к снижению затрат, поэтому используют в качестве сырья пластик, а горки или домики собирают из плоских конструкций".

Сейчас Валерий сам старается снизить стоимость своих площадок и в следующем году хочет расширить ассортимент за счет китайской продукции из пластика. Пластик дешевле массива сосны на 20-30% и позволит предпринимателю предлагать на тендерах более низкие цены.

Правда, отказываться от выпуска более дорогих деревянных элементов игровых городков предприниматель не собирается — они пользуются высоким спросом у частных клиентов. На поставки "частникам" пока приходится 15% оборота "Уютного дворика". Владельцы дач и загородных домов из Москвы и Санкт-Петербурга охотно заказывают у Валерия детские горки, качели и не жалеют денег на покупку товаров для своих детей. Как правило, сумма одной поставки для частного клиента сопоставима с суммой контракта по госзаказу и составляет 150-200 тыс. руб.

Сам предприниматель относится к своему бизнесу философски — не гонится за сверхприбылью и не собирается догонять крупнейшего игрока на рынке детских площадок — московскую компанию "Ксил". "Наша фирма работает, выплачивает зарплату сотрудникам, мне иногда остается прибыль, иногда нет,— говорит Звигинцев.— Наверное, так и должно быть в социальном бизнесе, поскольку польза для детей — мой самый главный бонус".

Колонка эксперта

Илья Филатов, заместитель председателя правления банка "Уралсиб"

Социальное предпринимательство становится важным направлением в экономике, вовлекая все больше новых людей из сферы малого бизнеса. На их фоне история "Уютного дворика" — это яркий пример успешной социально ориентированной компании, существующей на рынке 25 лет.

Предприятие Валерия Звигинцева динамично развивается, расширяются география продаж и ассортимент продукции. Предприниматель правильно выстраивает стратегию своего бизнеса. Валерий — мастер высшего уровня. Он не только получает радость от труда, но и делится своей радостью с детьми, их родителями, занимаясь строительством игровых площадок. Для его площадок характерны красота, простота форм, в которых просматриваются давние архитектурные традиции, уходящие во времена Древней Руси с деревянными башнями и стенами, с лестницами и балясинами, украшенными резьбой и узорами.

Пришло время, когда неравнодушные бизнесмены создают предприятия для инвалидов, организуют детские сады и улучшают экологию. Нужна ли им поддержка? Определенно, да. Радует, что сейчас со стороны государства и бизнеса формируется целый комплекс мер по поддержке социальных предпринимателей в виде преференций, налоговых льгот, в том числе кредитных программ в этой сфере.

Валерий Звигинцев кредитуется в банке "Уралсиб" с 2006 года. Социальное предпринимательство — неотъемлемая часть малого бизнеса, которому "Уралсиб" уделяет самое пристальное внимание. В рамках своего проекта "Дни открытых идей" банк регулярно проводит образовательные семинары для предпринимателей, информирует их о возможностях государственного и банковского содействия. Свою роль мы видим не только в кредитовании, но и в поддержке социальной направленности малого бизнеса.

Источник: Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", №11 (325), 01.11.2012

 

Автор: Динара Мамедова

Дата публикации: 30 октября 2012

#работа с детьми #валерий звигинцев

 1037   95  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно