История через ароматы и впечатления: как в Коломне оживляют прошлое и возрождают традиции
Музей со старинным названием «Душистыя радости» – один из самых популярных в подмосковной Коломне. Это не просто экспозиция, а музей-мануфактура, устроенный как путешествие в дореволюционную Россию. Центральное место в нём занимают мыло и парфюмерия конца XIX – начала XX вв. Ароматные средства могут многое рассказать о культуре и истории нашей страны. За 9 лет существования проект завоевал популярность у туристов – поток гостей с каждым годом растёт. Основательницы музея-мануфактуры – Наталья Бакушина и Марина Волкова – не собираются останавливаться на достигнутом. По их мнению, интересная, богатая традициями Россия раскрывается не только через парфюмерию и средства гигиены, но и через украшение дома к празднику, дамскую галантерею, оформление букетов. Нам есть чем гордиться и есть чему поучиться у прошлого – эту мысль они стараются донести через свои проекты.
Проект, возникший из любви к путешествиям и музеям
Дружба москвичек Натальи Бакушиной и Марины Волковой началась более 30 лет назад в стенах РГУ им. А. Н. Косыгина (тогда Московского технологического института лёгкой промышленности. – Прим. ред.). Сразу стало очевидно, что они – противоположности, которые друг друга дополняют. Марина – энергия и напор, Наталья – спокойная сосредоточенность и системность. Марина задаёт масштаб и направление, Наталья держит в фокусе нюансы и детали. Обе выучились на дизайнеров. Марина работала в полиграфии. Наталья занималась дизайном интерьеров и одежды. Их объединяла любовь к путешествиям и музеям.
В 2010 году они впервые оказались в Коломне, посетили Музей пастилы, представляющий собой часть исторического производства. Подруги были очарованы старинным городом, в который идеально вписался такой музейный формат. Они буквально влюбились в этот город и музей. Родилась мечта переехать в Коломну и создать здесь что-то подобное.
Изучив архивные документы, Наталья и Марина выяснили, что в конце XIX века в Коломне работал мыльный завод Григория Ивановича Суранова. У мыловара была своя лавка. В 2012 году подруги основали предприятие, на котором стали варить мыло по рецептам дореволюционной России. Спустя два года на историческом месте, в здании, где 100 лет назад располагались торговые ряды, открылась лавка, а чуть позже заработал музей.
Разные сорта мыла, бонбоньерки, бархатные пуговицы
Производство – самая объёмная часть компании. Оно расположено в Коломне, на территории бывшего завода «Текстильмаш». Изначально мануфактура была сконцентрирована на выпуске натурального мыла. Затем предпринимательницы поняли, что дореволюционные мыловары изготавливали и другие сопутствующие товары.
Завод производит реплики изделий из ушедших эпох. Среди них – разные сорта натурального мыла, сумочки, кисеты и броши, расшитые шёлковыми лентами, ёлочные игрушки, музыкальные коробочки, бонбоньерки, бархатные пуговицы, мешочки саше с разными ароматами. Текстильные товары и игрушки производят вручную коломенские мастерицы, возрождая забытые ремёсла. Продукция мануфактуры представлена не только в торговой лавке, являющейся частью проекта, но и в московском ГУМе, Санкт-Петербургском «Пассаже» и на других крупных площадках.
Путешествие в эпоху модерна
Музей – это лицо проекта. Его фонд насчитывает более 600 экспонатов. Среди них – мыло, популярное у наших предшественников, парфюмерные флаконы, коробки для духов, сувениры и многое другое. В основном это продукция дореволюционных российских производителей. Так, здесь представлены духи «Персидская сирень» и «Саида» фабрики «Брокаръ и Ко». Экспонаты собирались по крупицам. Например, предпринимательницы откликнулись на объявление москвича, который предлагал купить мыло XIX века. Когда связались с ним, выяснилось, что у мужчины целый парфюмерный набор, случайно обнаруженный во время ремонта в квартире, доставшейся по наследству.
Задача музея – не только рассказывать об ароматах или особенностях рецептуры, но и отражать культуру и традиции, присущие времени. Интерьеры стилизованы под эпоху модерна. Их воссоздавали по старинным фотографиям и эскизам. Персонал, включая администраторов и продавцов, встречает гостей в образах персонажей дореволюционной жизни. Театрализованные экскурсии переносят посетителей на 100 и более лет назад. Музей предлагает разнообразные программы. Новогодняя экскурсия рассказывает о том, как раньше украшали дома, что дарили друг другу близкие, какую роль играл аромат в создании праздничной атмосферы. Экскурсия «Утро гимназистки и урок химии» погружает гостей в мир дореволюционного обучения, участники программы проводят химический опыт. Летняя экскурсия «Тайный разговор на языке цветов» раскрывает секреты флирта во время балов и званых вечеров, даёт возможность составить свой аромат.
Раскрыть культуру страны через украшения и цветы
Проект меняется и развивается. Появляются новые экскурсионные программы, мастер-классы, растёт ассортимент изделий. Так, вслед за ёлочными игрушками из ваты «Душистыя радости» начали выпускать игрушки из папье-маше. Они повторяют популярные в дореволюционной России украшения, массовое производство которых началось приблизительно в 1870-е годы. Каждый экземпляр делается вручную. В ассортименте – Щелкунчик, Снегурочка, Снеговик и другие популярные новогодние персонажи. В ближайшее время предприятие планирует открыть мастерскую, где будет проводить мастер-классы по созданию игрушек из ваты и папье-маше.
Уже давно у Марины и Натальи есть задумка начать выпуск исторического нижнего белья и открыть цветочную лавку, в которой будут продаваться не просто красивые букеты, а послания на языке цветов с театрализованной доставкой. Пока эти проекты в планах и ждут своего часа. Предпринимательницы уверены, что такие инициативы помогут глубже раскрыть культуру нашей страны и лучше понять, какими были наши предки.
Мечты сбываются
Путь предпринимательниц в их ароматный бизнес не был устлан лепестками роз. Им пришлось пройти немало испытаний. Когда они только начинали, не было ни денег, ни опыта, ни чёткого представления о том, как выстроить производство и создать музей. Были только энтузиазм, огромный интерес к эпохе XIX века и стремление воплотить задуманное. Первые 4 года основательницы компании работали без зарплат – деньги выплачивались команде, но не себе.
Одно из испытаний было связано с поиском и ремонтом здания для лавки и музея. Основательницы компании восстановили его буквально из руин. Не было ни перекрытий, ни крыши – только остовы стен. Деньги на реконструкцию удалось найти в том числе благодаря Фонду региональных социальных программ «Наше будущее». Проект выиграл конкурс фонда и получил беспроцентный заём 5 млн рублей.
Сейчас эти проблемы в прошлом. Кредиты погашены, проект приносит прибыль. Он растёт, масштабируется, крепнет, становится всё более популярным у туристов.
«Наверное, с точки зрения бизнеса наша компания развивалась не по стандартной модели. Мы во многом шли своим путём, наперекор привычным правилам. Но замысел удалось воплотить в жизнь. К той точке, где мы сейчас, нас привела мечта», – говорит Марина.
«Мы иногда спрашиваем сотрудников: «О чем вы мечтаете?» – подхватывает Наталья. – И люди часто не могут ответить на этот вопрос. А мы всегда говорим: «Мечтайте. Мечты имеют свойство сбываться». И «Душистыя радости» тому доказательство».
В 2020 году Фонд «Наше будущее» совместно с Лабораторией «Однажды» выпустил книгу «Дельфины капитализма 2.0. Еще 8 историй о людях, которые сделали все не так и добились успеха». В книге представлены 8 вдохновляющих рассказов о предпринимателях, для которых желание изменить мир к лучшему – главное топливо их бизнеса. История Марины Волковой и Натальи Бакушиной также вошла в сборник. Подробности их пути в бизнесе можно узнать, прочитав книгу. Она представлена в интернет-магазинах Ozon, Wildberries.
Фото: d-radosti.ru
Дата публикации: 1 декабря 2025
#истории успеха12 0
