Мирный форт и его обитатели

Когда-то кёнигсбергский форт Дёнхофф был создан для того, чтобы отбиваться от непрошеных гостей. Сегодня его задача ровно противоположна: привлекать в город (современный Калининград) как можно больше любознательных и непоседливых людей. С ней он справляется весьма успешно, хотя в качестве туристического объекта официально существует совсем недавно, а дел впереди – непочатый край. Командование фортом взял на себя архитектор и социальный предприниматель Артур Сарниц

Замечали, когда человек говорит о чем-то самом для себя важном и любимом, слова эти даже в устной речи звучат с заглавных букв? Нет?! Тогда вам просто необходимо пообщаться с калининградским архитектором Артуром Сарницем и услышать, как он произносит словосочетание «Старый Город».

Для него Кёнигсберг не просто появившийся в ХIII веке и почти полностью разрушенный в ХХ участок земли с кирпичными домами. Город - мечта, Город - ностальгия по тому, чего никогда не видел, Город, у которого есть душа.  А еще – пространство для творчества и возможность сделать то, чего еще никто не делал. Старый Город существует не только в мечтах.

Виртуально и реально

Есть трехмерная модель, созданная архитектурной группой «Артур Сарниц  – Кёнигсберг». Эта большая и кропотливая работа ведется с 2005 года, зато по улицам города уже вполне можно виртуально гулять и наслаждаться его исчезнувшими красотами.

Есть спроектированный группой торговый центр «Европа», с «немецким» кирпичным фасадом. Приезжие часто принимают это новое здание за чудом сохранившийся в Калининграде кусочек Старого Города. И есть самое главное – «Форт Дёнхофф», в котором Сарниц с соратниками создают нечто необыкновенное.

Безумство храбрых

Построенный в конце ХIХ века форт «Дёнхофф» - одно из 12 оборонительных сооружений крепости Кёнигсберг. Представляет он собой прямоугольник площадью 10 гектар, окруженный рвом с водой. Шестьдесят с лишним лет после Великой Отечественной войны форт находился в ведении Министерства обороны, а с 2007 года стал числиться - по документам -  «культурным объектом регионального значения».

«Мне повезло попасть на форт, когда тут еще находились военные и штатским людям вход был заказан, - вспоминает Сарниц, который является членом областной Общественной палаты и консультирует по вопросам архитектуры и строительства.  - Мы оценили, насколько объект уникален, какой огромный у него потенциал. Передали властям информацию о том, что его можно восстанавить и использовать. Дёнхофф сохранился лучше остальных кёнигсбергских фортов, здесь осталось бесконечное количество разных аутентичных деталей, почти весь металл не тронут».

Летом 2015 года все это великолепие площадью 10 га (два городских квартала!) по итогам конкурса было официально передано в муниципальную аренду на 49 лет ООО «Форт «Дёнхофф».

«С нашей стороны это был отчаянный акт, - признается Сарниц. – «Безумству храбрых поем мы песню» - это про нас. Форт, безусловно, объект очень перспективный, но забота, которую он требует, находится за гранью досягаемости для нормального человека. Я не преувеличиваю».

Он вздохнул, словно старый корабль

II Мировая война пощадила 11-й кёнигсберский форт. Он сдался почти без боя.  «Потому мы и сочли возможным организовывать тут развлекательные программы, - объясняет Сарниц, - здешние стены не пропитаны кровью».

Зато они пропитаны водой. Это – главный враг создателей музея. Форт, по сути дела, был затоплен, вода в нем стояла на метр выше допустимого уровня – и так несколько десятков лет. Работы по его осушке авторы проекта проводили на собственные средства. Купили в Германии документы, изучили здешнюю инженерную систему и восстановили ее. Всего-навсего.

«Открыли дюкер (маленький шлюз - ред.)  – и 40 тысяч кубометров воды благополучно ушло по каналам, - вспоминает Сарниц. – Форт поднялся из воды, словно старый корабль, и впервые за несколько десятков лет вздохнул».

Страничка Форта «Вконтакте» сохранила любопытную деталь. Вот всех желающих приглашают посетить Форт-11, не забыв взять с собой резиновые сапоги. (Тогда еще не шла речь об экскурсиях, лишь о том, чтобы взглянуть на прежде недоступный уникальный памятник истории и фортификационного строительства), а буквально спустя неделю - новое приглашение, и речь идет уже о кедах. Победа!  

Вулкан и муравей

Сейчас форт дышит. Внешне воды тут нет, но если оставить в помещении какую-нибудь вещь, предположим, на ночь, к утру она станет мокрой. Поэтому первая задача, стоящая перед Артуром Сарницем и его сотрудниками – осушить вверенный им военный объект площадью в 14 футбольных полей. Ну, и по мелочи: вывезти тонны мусора, копившегося несколько десятилетий, отремонтировать  старинные механизмы, которые, кстати, почти все оказались действующими, вставить окна, наладить отопление - хотя бы в некоторых помещениях… И, собственно, придумать, как все это гигантское хозяйство использовать.

«Ощущение такое: есть огромный потухший вулкан (форт), есть маленький муравей (я), который по нему ползет и пытается что-то с ним сделать», - смеется Артур Артурович.

Впрочем, что касается идей, тут проблем у сотрудников «Дёнхоффа» не возникает. «В коллективе нашем 15 человек, - рассказывает Сарниц. – у каждого свое любимое дело. Один хочет ресторан открыть со старинными рецептами, пайки раздавать военно-полевой кухни разных времен. Другой – квесты проводить: мы уже побывали в Стране Чудес с Алисой и в Хоггвартсе с Гарри Поттером. Мечта – сделать для детей игру по романам Жюля Верна, с пиратами, плаванием на каноэ, горными тропами».

За время своего существования в качестве туристического  объекта форт принял уже семь тысяч посетителей. Проектная «мощность» - 160 тысяч туристов в год. Чем может быть привлекательной для них эта достопримечательность «областного» значения? Во-первых, он интересен сам по себе -  со своей богатой историей, прекрасно сохранившейся архитектурой и инженерией. Во-вторых, здесь можно проводить практически любые мероприятия. В Форте Дёнхофф уже прошел исторический фестиваль «Галерея времен» и семейный -  «Единение волшебства и науки». Каждый посетило до тысячи человек. В программе – экскурсии, исторические реконструкции и рыцарские турниры, концерты средневековой музыки, оригинальные конкурсы (например, на лучшего усача), посещение планетария, демонстрация фокусов, чемпионаты по ловле щуки и стрельбе из лука, уроки танцев, ярмарки и, конечно, мастер-классы (декупаж свечей, живописи, гравюра и водяная печать, мыловарение, кузнечное дело).

Ручной труд – это престижно!

Артур Сарниц уверен: ХХI век станет эпохой возрождения ремесел и прикладного творчества, время, когда умение делать что-то руками будет цениться ничуть не меньше знания юриспруденции или умения составлять компьютерные программы: «Мое направление – это создание мастерских. Мы будем делать изразцы, витражи, развивать промыслы нашего региона (кузнечное дело, отливка металла, искусство кирпичной кладки). Даже не перечислить всего. Если кратко: все, что связано с красотой – это наше».

Мастерские должны открыться уже в этом году, частично они уже действуют. По словам Сарница, есть уже люди, готовые переехать в Калининград из Москвы и Петербурга, чтобы открыть здесь свои мастерские, есть европейцы, готовые делиться опытом, есть даже японец, который хоть сейчас приедет и покажет, как точить ножи. Это, оказывается, тоже древнее искусство, и тоже связано с красотой.

Мастерские станут для офисных тружеников чем-то вроде дома отдыха. Уставший бухгалтер сможет приезжать сюда на выходные, с ночевкой и неспешно мастерить под руководством экспертов какое-нибудь эксклюзивное кресло по старинной технологии.

Первым делом – музей

Но ночевка – это чуть позже. Пока надо как следует просушить «корабль». И в первых обретших сухость и комфорт помещениях разместится музей. Ремонт производится на средства, полученные от Фонда «Наше будущее» (беспроцентный заем 1,5 млн рублей на 3 года).

«Весь Кенигсберг – это история того, как человек овладевал искусством кирпичной кладки, - говорит Артур Сарниц. -  Апофеоз этого – фортификационное строительство, которому и будет посвящен наш музей. Экспозиция расскажет и о двух войнах, в которых участвовал наш форт. Во Второй мировой он, к счастью, отличиться не успел». 

Существует Форт «Дёнхоф» на средства от продажи билетов и сувениров. Входной билет стоит 150 рублей, детский – 50, маленькие дети проходят бесплатно. «Рентабельность не должна превалировать над здравым смыслом, - говорит Сарниц,   –  это же не электричка, которая ходит по расписанию. Все должно быть гибко. Знаете, если придет здоровый взрослый мужик и очень попросит, мы, конечно, и его пустим бесплатно. Или для начала попросим расколоть десяток бревен (шутка). Мы людей чаем поим бесплатно, печеньем кормим. Окупается ли проект? Пока еще приходится вкладывать личные средства, но все впереди!»

Сарниц верит, что Форт №11 станет не просто еще одним туристическим центром, повышающим привлекательность региона. Он мечтает о большем. Здесь должен быть центр искусств, ремесел и «всякой красоты». А по его примеру возродятся к жизни и остальные 11 фортов, окружающие Кёнигсбург, а там вздохнет, обретя былую прелесть и жизнь,Старый Город у моря.

Автор: Екатерина Савостьянова

Дата публикации: 1 февраля 2016



 2010   89  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно