Не рыбу, а удочку
Фонд «Наше будущее» первым из благотворительных организаций взялся за развитие социального предпринимательства в стране. Сегодня он готов тиражировать свой опыт и придать ему новый масштаб.
Президент компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов и директор его частного благотворительного фонда Наталия Зверева решили направлять деньги на социальное предпринимательство
«Социальное предпринимательство» — новый термин не только для нашей страны, на Западе он тоже появился не очень давно, в конце 1980-х. Суть этой деятельности — делать бизнес на решении или смягчении социальных проблем. Прибыль этот бизнес сулит чаще всего минимальную, но основная его миссия не столько извлечение прибыли, сколько социально ответственное поведение. Впрочем, само явление существовало всегда. Из российской истории можно вспомнить священника Иоанна Кронштадтского, в конце XIX века организовавшего дома трудолюбия — реальный пример решения (смягчения) социальной проблемы нищенства не путем простой благотворительной помощи, а через организацию трудовых коммун.
В новой российской истории первым благотворительным фондом, взявшим на вооружение идею развития социального предпринимательства, стал частный фонд президента компании «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова «Наше будущее». Этой осенью фонд отметил свое пятилетие и представил итоги развития предпринимательских проектов с социальной миссией. Следующая цель — тиражирование этого опыта в максимально возможных масштабах.
От поиска к конкурсу
“ЛУКОЙЛ” всегда занимался социальными вопросами территорий, на которых работал, — говорит Вагит Алекперов. — У нас есть специальный фонд, который выделяет на социальную поддержку три миллиарда рублей ежегодно. Но и я всегда оказывал помощь из собственных средств. Когда пришла Наталия Зверева, мое благотворительство стало предметным, появилась система эффективной помощи начинающим предпринимателям». Наталия Зверева — директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Будучи финансистом с многолетним стажем, она построила работу фонда так, что его основной задачей стала не раздача денег, а поиск и отбор действительно жизнеспособных проектов. Немаловажная роль отведена консалтинговой поддержке авторов хороших идей, ведь зачастую их нужно научить основам бизнеса, от составления бизнес-плана до ведения бухгалтерии и т. п. Именно поэтому одним из первых проектов фонда, где он выступал как социальный предприниматель, стал собственный Центр консалтинга и аутсорсинга. Услуги центр оказывает за деньги, но по цене ниже рыночной. Впрочем, отобранные фондом проекты прорабатываются столь тщательно, что подчас это заменяет консалтинговую помощь. Прошедшие отбор проекты получают беспроцентные кредиты в объеме 5–10 млн рублей (для стартапов — 0,5 млн) на пять-семь лет с возможностью пролонгации. За пять лет фонд профинансировал 74 проекта на сумму около 150 млн рублей. «В первые годы работы поиск проектов, подходящих для финансовой поддержки, был трудным, мы даже не могли освоить весь запланированный объем средств, — рассказывает Наталия Зверева. — Критерии отбора очень жесткие как по финансовой устойчивости проекта, так и по социальному эффекту от его осуществления. Кроме того, необходим инновационный подход к решению соцпроблемы, а также тиражируемость проекта — возможность применения технологий бизнеса в других регионах. Но уже в этом году число подходящих проектов превысило запланированные финансы, поэтому мы отбирали по конкурсу. Эта форма отбора — конкурс без временных ограничений — будет использоваться и в дальнейшем, поскольку уже сейчас на наш сайт подано больше трех тысяч заявок».
Фонд финансирует самые разнообразные проекты: это и детские центры, и частные детские сады, и спортивные, и досуговые, и экологические проекты и многое другое, где предусмотрена занятость для инвалидов, а также для тех, кому трудно найти работу: матерей-одиночек, пожилых людей, вышедших из мест лишения свободы. Очень интересный проект — «Школа фермеров» Вячеслава Горелова из Пермского края, направленный на профориентацию и социальную реабилитацию выпускников детских домов через вовлечение их в агробизнес и создание самостоятельных фермерских хозяйств. Этим проектом Вячеслав Горелов, педагог с двадцатипятилетним стажем, занимался много лет и на одном из этапов (при создании межрегионального агрокомплекса для 180 детей-сирот) получил кредит от фонда, который уже успел погасить. Много проектов по развитию народных ремесел, например музейная фабрика пастилы в Коломне, где налажено производство пастилы по старинным рецептам, или мастерская Ольги Черниковойиз Москвы, где валяют валенки и обучают войлоковалянию, делают шапки и шарфы по старорусским мотивам, а еще выпекают бездрожжевой цельнозерновой хлеб, варят варенье и т. д. Одни из победителей конкурса фонда прошлого года, Мария Колосова и Дмитрий Пронин, развивающие в Москве сеть кафе здоровой еды «Хэлси фуд», говорят, что ценность общения с фондом была не только в получении бесплатного финансирования. «Предпринимателю из небольшого бизнеса получить кредит в банке довольно трудно — банкиров интересуют только залоги, — говорят Мария и Дмитрий. — Все наши кафе находятся на арендованных площадях, закладывать нечего, найти коммерческое финансирование на развитие проекта в этих условиях практически невозможно, не говоря уже о его дороговизне. О существовании кредитов фонда мы узнали по сарафанному радио, подали заявку и пять месяцев работали по ней вместе с сотрудниками фонда. Было приятно, что нашу миссию — продавать только здоровую еду — в фонде понимали и разделяли. В обычной жизни таких единомышленников найти трудно, партнеры-коммерсанты часто советуют продавать алкоголь — например, чтобы нарастить обороты. В фонде же объяснять, что здоровый образ жизни для нас ценней увеличения прибыли и наращивания заработков, никому не нужно».
Стоит отметить, что ответственность социальных предпринимателей распространяется и на финансовые взаимоотношения. Объем просроченных платежей — не больше 5%, это очень хороший показатель для любого банка. С невозвратами и банкротствами фонд не сталкивался. Лишь один предприниматель, взявший кредит на развитие звукозаписывающей студии для глухих по новейшей технологии, вернул его через два месяца после начала работы, потому что решил закрыть проект — испугался, что ничего не выйдет.
Тиражирование и масштабирование
Тиражировать свой опыт в развитии социального предпринимательства — такова задача фонда на будущее. По словам Наталии Зверевой, цель фонда не наращивание объемов самостоятельного финансирования проектов, а создание системы содействия предпринимателям с социальной миссией из самых разных источников, что вполне выполнимо. Фонд заключил партнерское соглашение с Агентством стратегических инициатив, которое планирует создать десятки центров поддержки малого бизнеса по всей стране, и опыт фонда, а также наработанные технологии его Центра консалтинга и аутсорсинга можно будет распространить сразу на многие регионы. На подходе соглашение со Сбербанком, который также планирует развивать программы финансирования малого бизнеса. Пусть это будет коммерческое финансирование, но есть вероятность, что удастся договориться о смягчении условий для социальных предпринимателей. Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья Ларионова считает, что ценность идеи социального предпринимательства в том, что в его основе все же бизнес, а не благотворительность. Департамент плотно работает с фондом по проблемам моногородов. В этом году Минэкономразвития выделило по 600 тыс. рублей шести субъектам федерации, где реализуются программы развития социального бизнеса. «Мы могли бы выделить деньги и большему числу регионов, — говорит Наталья Ларионова, — но, к сожалению, больше заявок не было. Что касается проблемы моногородов, то очень важна та часть работы, которую делает фонд, создавая свой банк идей, пригодных к тиражированию, потому что у жителей этих городов часто возникает вопрос: какие бизнесы вообще можно развивать? Для кого-то опыт осуществленных проектов фонда станет реальной помощью».
Еще одно из важных направлений работы фонда «Наше будущее» — введение термина «социальное предпринимательство» в юридическое поле, придание ему легитимности. Единственная официальная формулировка существует в приказе Минэкономразвития, этого, конечно, недостаточно. Опираясь на опыт западных стран, необходимо не только описать суть соцпредпринимательства, но и прописать некие ограничения по расходованию средств, критерии оценки проектов и т. п. Появление этого термина в законном поле позволит и федеральным, и региональным государственным структурам вводить больше программ и преференций для развития соцпредпринимательства в стране. Руководство фонда «Наше будущее» входит в экспертный совет при Государственной думе и надеется к окончанию весенней сессии узаконить термин «социальное предпринимательство».
Источник: www.expert.ru
Автор: Наталья Литвинова
Дата публикации: 5 декабря 2012
#пятилетие социального предпринимательства #фонд наше будущее #вагит алекперов #наталия зверева #наталья ларионова1089 45