Уроки из прошлого. Необыкновенная история одной кооперации

Около века назад Старая Барда, небольшое сельцо Бийского уезда Алтайской губернии, поразила общественность подлинными чудесами. Каждый крестьянский дом, каждый хозяйственный сарайчик в селе были электрифицированы. Работала телеграфная линия между Старой Бардой и соседними населёнными пунктами. Для внутреннего общения  местные крестьяне активно использовали домашние  телефонные аппараты. В селе работал «Народный дом», досуговый центр с театральной сценой и кинозалом. Молодёжь особенно полюбила кино, поэтому впоследствии администрацией была также приобретена камера для самостоятельных кинематографических  экспериментов. Любопытно, что все описанные выше картины сельской жизни относятся к периоду 10-х годов XX века.

Подобным метаморфозам в «глуши» дивились большие города и столица. Особенно удивительным преображение села воспринимается после короткого знакомства с его докооперационной историей. Село Старая Барда на рубеже веков было местом мало примечательным и достаточно депрессивным. Занимательные факты биографии села сообщает газета «Сибирское сельское хозяйства»: «Старая Барда, до начала развития в нём кооперации была одним и захолустнейших сёл Горного Алтая. Отличались старобардинцы своими буйствами, драками и грабежами».

И вот, через считанные годы, в той же Старой Барде функционирует стремительно развивающаяся кооперация с высоким уровнем организации. Теоретики озадаченно пытались разгадать предпосылки необычайных преобразований Старой Барды. Причины успеха алтайских кооперативов не менее интересны сегодня, хотя бы потому, что опыт дореволюционной кооперации в России мог бы приносить практическую пользу и в наши дни. С целью извлечения уроков из прошлого, попытаемся разобрать, как мозаику, факторы успешного развития кооперации села Старая Барда. Для этого, прежде всего, необходимо проследить, с чего всё начиналось.

Применительно к Старой Барде, уместней будет несколько переформулировать вопрос: «с кого» всё началось? Всем первоначальным переменам старобардинцы обязаны личности А.Е. Антонова. Будущей реформатор и идеолог принципов кооперации, Антонов некогда бежал на Большую землю вместе с бродячим цирком. Пространствовав полжизни, в возрасте 32 лет в 1900 году он вместе с семьёй переселяется в Старую Барду на постоянное место жительства. В скором времени он начинает делиться приобретенными знаниями и опытом с местными жителями, организует библиотечный кружок, при котором с определённой регулярностью проходили вечерние чтения с последующим обсуждением. Антонов вслух прочитывал для крестьян газетные и журнальные статьи, отрывки из художественных произведений. Особенно полюбился старобардинцам «Тарас Бульба». Через какое-то время в ход пошли и научные труды в области сельского хозяйства, где, среди прочих тем, рассматривались вопросы организации работ в артелях. Антонов, симпатизирующий идеям кооперации, сумел найти единомышленников среди местных жителей. В результате, в 1907 году в Старой Барде была открыта первая маслодельная артель.

Отдельного внимания заслуживает открытие в 1909 году первой кооперативной потребительской лавки. Объединившись, крестьяне стали закупать предметы первой необходимости самостоятельно, сумев тем самым положить конец монопольному положению частного предпринимателя М.В. Бурляева, владельца единственной в селе торговой точки. В этом же году в Старой Барде заработал маслобойный завод по производству конопляного и льняного масел. Важнейшим преобразованием следует также считать открытие, стараниями жителей села и правления, артели ссудо-сберегательного товарищества «Экономия». У старобардинцев появилась возможность получать долгосрочные кредиты под низкий процент, что, в свою очередь, позволило избегать посредничества ростовщиков. Все выше перечисленные действия сельского кооператива определили его дальнейшее развитие.

Растущие объёмы производства  и новые финансовые возможности привели к пониманию необходимости реализации крупных инфраструктурных проектов. Наиболее показательно в этом отношении возведение в 1911 году кооперативной мельницы и электростанции. Два года спустя, по окончании строительства, были организованны торжественные мероприятия, совпавшие, по воле случая, с трёхсотлетием дома Романовых. По окончании торжеств на совместном совещании было принято решение о создании Народного Дома, для культурного досуга сельских жителей.

Надо сказать, что образованию и просвещению в Старой Барде внимания уделялось едва ли меньше, чем вопросам производственным. При открывшемся Народном Доме работали библиотека-читальня, столовая и чайная, кинозал и сцена для лекций, спектаклей и других  массовых мероприятий. На средства маслодельной артели были собраны приличный библиотечный фонд и внушительная, для своего времени, фильмотека. Культурное развитие жителей села способствовало стремительному росту пассионарности. У большинства крестьян-членов кооператива было стремление к дальнейшему развитию.

Для обеспечения большей продовольственной автономии кооператив принимает решение об организации сельскохозяйственного общества. Создаются опытное поле и экспериментальный скотный двор. Проводятся многочисленные эксперименты с аграрными культурами для выведения пород, наиболее устойчивых к местным климатическим условиям. Был обустроен прокатный пункт, где можно было получить сельхозоборудование во временное пользование. Для работы приглашались специалисты из соседних регионов. В Народном Доме  не раз организовывались лекции по аграрной тематике.

Кульминационной точкой развития и наиболее яркой страницей истории Старой Барды можно считать образование Бие-Катунского кооперативного союза. В состав союза вошли восемь потребительских обществ, шесть маслодельных артелей и четыре кредитных товарищества. В результате, существенно повысились конкурентные возможности, открылись новые горизонты развития. В качестве рынков сбыта стали рассматривать не только регионы Сибири, потенциально привлекательным представлялся рынок Монголии. Для ускорения коммуникации между населёнными пунктами членами кооперативного союза была построена телеграфная линия, а правление приобрело автомобиль. За период существования Бие-Катунского союза было введено в эксплуатацию: два клепочных завода, мыловаренная фабрика, цементный завод, жестяная и слесарно-токарная мастерские. После прихода советской власти, в 1920 году союз был ликвидирован, имущество национализировано, Антонов несколько раз отбывал ссылки.

Но, всё-таки, это - не история с грустным концом. Старая Барда являет собой пример, на который следует равняться сегодня. На основе знакомства с историческими факторами можно попытаться вывести формулу успеха кооперации. Среди организационных причин процветания кооперативной формы хозяйствования важнейшее значение имеет возможность сбывать товар  без лишнего посредничества с одной стороны, а также  практика длинных денег и доступные кредиты – с другой стороны. Не менее значительную, первостепенную роль в успехе старобардинцев сыграли факторы нематериальные: роль личности и вечное стремление развиваться.  Антонов не боялся брать инициативу на себя и воплощал в действительность амбициозные идеи, наиболее показательно в данном контексте строительство первой в Сибири гидроэлетростанции. Вероятно, Антонов в своей деятельности руководствовался заветами Столыпина, и в масштабах села, так же как и легендарный реформатор, искал опоры в «крепких и сильных», а не пьяных и слабых.

Старобардинцы никогда не собирались останавливаться на достигнутом. За одно десятилетие они сумели пройти путь от маслодельной артели, объединившей 30 домохозяйств, до крупнейшего в крае кооперативного союза. При этом, финансовые ресурсы вкладывались не только в потенциально прибыльные инфраструктурные проекты, как, например,  строительство заводов, масштабные расходы шли на образовательные нужды. Подобные вложения, несмотря на первоначальную убыточность, в долгосрочной перспективе могли окупиться появлением молодых компетентных специалистов в отрасли. Стратегический образ мыслей руководителей кооператива, конечно, наиважнейший фактор развития.

Между тем, главный двигатель успеха подметили ещё очевидцы чудесного преображения села. Так, в третьем номере «Сибирского сельского хозяйства» за 1916 год можно прочитать следующие строки: «Смотря на широкую кооперативную деятельность старобардинцев, можно было подумать, что здесь все проникнуты идеей кооперации, что здесь нет отдельных личностей, а существует одна общая семья, имеющая девиз – один для всех и все для одного».

Вот, кажется, формула организации успешного кооперативного союза открыта: объединение граждан деятельных и инициативных + равноправное партнёрство производителей, поставщиков и кредиторов во имя общих интересов + ориентация на  долгосрочные проекты вместе с постоянным стремлением к совершенствованию. Дело за малым – подтвердить или опровергнуть формулу опытным путём!

Источник: LavkaLavka

Автор: Антон Латынин

Дата публикации: 29 июня 2015

#социальное предпринимательство #история #алтайский край

 1243   161  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно