История одного валенка

Что такое традиция? Картинки полузабытого прошлого? Экспонаты за стеклами музейных витрин? Удивительные и, по сути, никому уже не нужные вещи? «Традиция – это актуальный, востребованный тренд, – уверена хозяйка творческой мастерской Ольга Черникова. – Это не только наше богатое прошлое, но и огромный потенциал, стимул к развитию и серьезный задел на будущее».

История Мастерской Черниковых началась очень по-московски: на кухне. «У нас в квартире была большая кухня, по периметру в ней располагались полки, – вспоминает Ольга. – Эти полки, сколько я себя помню, были уставлены гжелью, различными произведениями народных промыслов. Коллекция всегда приводила в восхищение гостей. При этом, входя, люди повторяли одну и ту же фразу: «Как здесь тепло!» Еще тогда я заметила, насколько органично современный интерьер, минимализм, хай-тек сочетаются с ремесленными, рукотворными работами».
Потом было свое дело, поездки по разным странам, жизнь в Нигерии. И возможность сравнить заветное «там» с привычным «здесь». «Мы ездили домой в основном зимой и осенью. И каждый раз, приезжая, понимали, как же у нас красиво», –  говорит Ольга. В одно из таких возвращений у Черниковой и произошла «историческая» встреча.

Встреча в деревне

Как-то, приехав летом, Ольга оказалась у родственников в Тамбовской области. Было холодно, и хозяйка дома предложила примерить валенки. «На Руси валенки были всесезонной одеждой, в них не холодно зимой и не жарко летом, – рассказывает Ольга. – Я вспомнила это, надела и подумала: «Красота!». Ноге комфортно, усталости как не бывало». Так валенки очутились в нужное время в нужном месте. Точнее, на нужных ногах.

Вероятно, если бы вместо Ольги в доме под Тамбовом оказался другой человек, эта встреча города и деревни закончилась бы обычным образом – приятными воспоминаниями в дружеской компании. Черниковой же валенки дали почву для размышлений на тему «А что, если?..». А что, если их украсить? Немного изменить фасон, цвета? Поставить на современную подошву, например, на красную, синюю или белую?..

В итоге из Тамбовской губернии Черникова вернулась, как Наполеон из Аустерлица, с планом завоевания Москвы.

От традиции к тренду

Вскоре по прибытии Ольги в столицу квартира Черниковых превратилась в мастерскую. Надо сказать, что поначалу вокруг проекта хватало и критиков, и скептиков – какие, мол, в наше время валенки? И, тем не менее, тех, кто сразу понял, что задумка – не дань сиюминутной прихоти, тоже оказалось немало.

«Мы сейчас ездим по разным странам, восхищаемся традициями разных народов, зачастую забывая, как много есть у нас самих, – говорит Ольга. – У меня огромное желание показать людям, какая красивая у нас страна, какие прекрасные вещи мы способны создавать».

Культура во всем богатстве и разнообразии ее фольклора, ремесел и промыслов – не музей с табличками «Руками не трогать!», считает Черникова. Культура – сама жизнь. И ее надо трогать руками – если мы, конечно, хотим ее сохранить. И валенки Черниковых – разноцветные, стильные, расшитые цветами и замысловатыми узорами – не дань преданиям старины, но современная обувь, связанная с этой стариной неразрывной нитью. Традиция и одновременно тренд. Наш ответ уггам? Почему бы и нет.

Валенок 2:0

Продукция Черниковых – это не аутентичная версия русского валенка, но его современная реплика. Технология, наработанная столетиями, и «оцифрованная» в соответствии с последними достижениями индустрии.

Валенок «тюнинговали» в несколько этапов. Фасон. Цветовая палитра (сегодня Мастерская предлагает покупателям 15 цветов и оттенков). Узор и орнамент. Прозрачные калоши. И, наконец, подошва. Цветная ортопедическая подошва из Франции, вот уже несколько лет уверенно шествующая по российским дорогам и бездорожью.

И пусть внешняя простота валенка успела войти в поговорку, технологический цикл Мастерской Черниковых при всем желании не назовешь примитивным. Для работы используется оборудование, иные образцы которого не уступают компьютерам последнего поколения по сложности и многократно превосходят их по стоимости.

Деньги на приобретение оборудования для Мастерской дважды выделялись Фондом «Наше будущее». Мастерская выигрывала Конкурс «Социальный предприниматель» в 2012 и 2013 годах, и оба раза займы, выдаваемые победителям Конкурса, шли на оснащение предприятия. В 2012 году деньги были потрачены на сырье и различное вспомогательное оборудование. В 2013-м заем, выданный Фондом, позволил Мастерской приобрести японский вышивальный аппарат, выполняющий уникальную по своей сложности работу (например, изготовление икон).

От ярмарки к музею

По мере того как рос ассортимент продукции, выпускаемой Черниковыми, набирала популярность и сама Мастерская. Черниковы стали постоянными участниками тематических ярмарок и выставок, в их адрес начали поступать разнообразные заказы и предложения сотрудничества. Так, был разработан специальный модельный ряд для охотников и освоен пошив одежды из войлока. Потом в Мастерской прижилось изготовление душистых подушек, набитых полевыми травами, а эта работа, в свою очередь, дала начало еще одному направлению – производству одежды и продуктов из натуральных материалов.

Сегодня помимо производства валенок в Мастерской шьют одежду из льна, войлока, хлопка и шелка, здесь делают постельное белье из конопляной ткани и игрушки из льна, натуральные полотенца для фитнеса и сауны и многое другое.

Так постепенно мастерская, начавшаяся со скромного «кухонного» цеха, выросла до размеров хорошей артели. А ее хозяйка вернулась к отправной точке – и превратила свою коллекцию в музей.

Интерактивное варенье

В основу Интерактивного музея Мастерской Черниковых легло собрание изделий народных промыслов, старинной одежды, тканей и предметов быта (в частности, несколько тысяч рушников работы XVIII-XIX вв.). Разместилась коллекция в одном из корпусов московского Новоспасского монастыря. «Музей расположен в здании XVII века, – рассказывает Ольга. – Там есть погреб, в старинных стенах которого мы сделали очень интересную инсталляцию с банками, соленьями-вареньями, «закрутками». Там же мы проводим мастер-классы». Актуальная сегодня интерактивность музея заключается в том, что травяные чаи, варенье, домашний ржаной хлеб и уникальный хвойный коктейль здесь можно не только увидеть, но и попробовать, а также приготовить самостоятельно.

Экскурсии по музею и посиделки в кругу многочисленных гостей устраиваются Черниковыми, по большому счету, на общественных началах: никакого заметного дохода эти чаепития не приносят. Но именно в них – основное зерно, самая суть проекта «Мастерская Черниковых». «Мы берем традицию и даем ей вторую жизнь, – говорит Ольга. – Ту красоту, которая пришла к нам из прошлого, мы переносим в сегодняшний день. И она звучит свежо и актуально. В этом и есть социальность проекта – помочь людям понять и полюбить свою культуру, полюбить страну, в которой мы живем».

Автор: Мария Кригер

Дата публикации: 29 августа 2013

#возрождение русских традиций #мастерская черниковых #ольга черникова #социальный предприниматель #москва

 2536   59  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно