Начинать ли бизнес в кризис

В бизнес приходят по-разному. Валерий Липатов, победитель Конкурса «Бизнес-успех» (организованного в рамках трехстороннего сотрудничества Фонда «Наше будущее»общероссийской общественной организацией «Опора России» и Банка «Уралсиб»)по его собственным словам, перерос статус подчиненного, захотел сам принимать решения и нести за них ответственность. Стоит ли начинать свое дело в кризис? Каковы особенности работы с сотрудниками-инвалидами? Нужна ли бизнесу мечта? Предприниматель из Саранска делится с читателями портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» накопленным опытом.

Я успел поработать на нескольких крупных предприятиях — дорос до заместителя главного энергетика. Постепенно складывалось ощущение, что работать в подчинении уже неинтересно. Не нравились ситуации, когда начальник, независимо от уровня своей компетенции, настаивал на своем решении, а затем уходил от ответственности. В какой-то момент я решил, что если тратить нервные клетки, то уж лучше на развитие своего дела. Сейчас вся ответственность и за бизнес, и за людей — на мне, и это здорово стимулирует.

Первые шаги

Начинал я со строительного бизнеса, которым занимался 5 лет. Все шло неплохо до кризиса 2008 года, когда одномоментно практически все заказчики перестали платить. Мне остались должны крупную сумму денег, но перспективы получить их были туманны. И тогда я буквально в один день решил изменить профиль деятельности — перейти в сферу, где цикл от выполненных услуг до оплаты короче и проще. Опять начал практически с нуля — открыл шиномонтажный сервис для грузовых автомобилей. Экономил на личном потреблении. По моему убеждению, каждый рубль, «выдернутый» из оборота, приносит убытки на 2–3 рубля, поэтому появляющиеся средства старался вкладывать в расширение предприятия. В скором времени открыл шиномонтаж для легковых автомобилей. Сейчас мы выполняем уже все виды ремонта шин — для любых видов автотехники. Без лишней скромности скажу: большинство крупных организаций города, у которых есть автопарки, обслуживаются именно у нас. Обращаются клиенты и из соседних регионов: Ульяновской и Пензенской областей.

Сотрудники с неограниченными возможностями

Изначально у меня не было цели брать на работу людей с ограниченными возможностями. Все началось с того, что у моего очень хорошего друга случилась несчастье — он потерял ногу. Я понемногу стал приобщать его к своему бизнесу: сначала просто приглашал по-дружески посидеть, пообщаться, потом предложил выполнять несложную работу за скромную оплату. Сегодня этот человек, проработавший у меня уже три года, отвечает за весь комплекс взаимоотношений с корпоративными клиентами. Недавно приобрел машину.

Некоторое время назад я взял на работу еще одного инвалида-колясочника. До этого он долго не мог найти себе применение, по его словам, уже потерял надежду на трудоустройство. Сейчас он возглавляет одно из бизнес-направлений — торговлю автозапчастями. Блестяще со всем справляется. Буквально на глазах воспрял духом и недавно женился.

Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что люди с ограниченными возможностями — прекрасные работники: ответственные и добросовестные. Видимо, многолетняя невостребованность и жажда быть полезными дают дополнительную мотивацию, делают их более выносливыми и психологически сильными. На мой взгляд, сотрудники-инвалиды дадут фору многим обычным работникам.

Помощь государства

Государство выделяет на организацию одного рабочего места для людей с ограниченными возможностями 80 тысяч рублей. Это неплохая сумма, но сначала необходимо инвестировать собственные средства, закупить оборудование, отчитаться, показать его специальной комиссии — и только после этого деньги возвращают.

Как ни странно, когда я трудоустраивал первого инвалида-колясочника, то во многих местных инстанциях встретил непонимание. Мне даже говорили, что я хочу эксплуатировать труд инвалидов. Все изменилось после того, как в одном из телеэфиров Владимир Владимирович Путин посетовал, что людям с ограниченными возможностями трудно найти работу в регионах. После этого мне позвонили из республиканского Минсоцзащиты и спросили, чем могут помочь.

Про трудности и преимущества кризиса

В малом бизнесе проблемой № 1 я считаю несбалансированные налоги. Например, в нашей сфере квалифицированному сотруднику надо платить 40–50 тысяч рублей в месяц. Прибавьте к этой сумме еще около 40% — это налоги на заработную плату. Для небольшого предприятия, работающего в высококонкурентной среде, это тяжелая нагрузка. Конечно, существует немало налоговых льгот, но, чтобы ими адекватно воспользоваться, нужна помощь высококлассного налогового консультанта и опытного бухгалтера, что далеко не всегда по карману малому предпринимателю.

В кризис нередко возникают проблемы с неплатежами. У многих организаций сократилась выручка, нет возможности взять кредит, порою им просто нечем платить за наши услуги. Мы стараемся идти навстречу: находим резервы для снижения цен, помогаем нашим клиентам сокращать издержки. Недавно стали предлагать наряду с новыми бывшие в употреблении шины. Для организаций, которые используют крупную строительную технику, это существенная экономия.

Считаю кризис оптимальным временем для открытия собственного дела. Многие потенциальные конкуренты «замирают» в ожидании лучших времен, это освобождает ниши и дает шанс для удачного старта. Мы, например, сейчас активно развиваемся: недавно открыли третий шиномонтажный сервис-центр для грузовиков. В ближайшие три года надеюсь открыть еще пять таких центров.

Мечта

У меня есть мечта — открыть универсальный автосервис для грузовых автомобилей (сейчас мы занимаемся только шиномонтажом), а при нем создать творческую автомастерскую, в которой молодежь, инвалиды, все желающие могли бы заниматься техническим творчеством: собирать самодельные автомобили, мотоциклы. Цель — выращивать талантливых, квалифицированных «технарей». В течение трех лет пытаюсь под эту идею получить участок земли в городе, но пока, увы, безуспешно, но от мечты я не отказываюсь, потому что, «если предать мечту, она потом предаст вас».

Руководствуюсь и в жизни, и в бизнесе следующим принципом: каждый день, несмотря ни на какие трудности, надо делать хотя бы один шаг, тогда за год у вас их наберется 365, и вы продвинетесь далеко вперед.

Дата публикации: 7 августа 2015

#социальное предпринимательство #саранск #бизнес-советы

 2186   173  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно