Советы нерешительным

Новое поколение социологов взялось сделать процесс принятия решений менее субъективным и загадочным/

Еще недавно умение принимать решения традиционно считалось такой же чертой характера, как и смелость: мол, есть инициативные люди, которые никогда не боятся действовать. И есть те, кто этого не может, — огромная армия неуверенных в себе людей, которых ужасает необходимость отвечать за последствия своих действий.

Ученые считают, что процесс принятия решений нужно превратить в инструмент, которым легко может пользоваться каждый.

Лучший выбор в жизни

Чип Хит, профессор Стэнфордской школы бизнеса, и его брат Дэн Хит, научный сотрудник центра развития социального предпринимательства в Университете Дьюка, уже написали две научно-популярные книги в сфере социологии: «Сделано, чтобы приклеить: почему одни идеи выживают, а другие умирают» (Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die) и «Коммутатор» (Switch). Их последняя книга «Решения: как сделать лучший выбор в жизни и в работе» (Decisions: How to Make Better Choices in Life and Work) посвящена как раз последним открытиям в сфере того, как работает механизм принятия решения.

Братья Хит приводят массу примеров. Взять хотя бы процесс собеседования. Кандидата не просят выполнить конкретное задание, имеющее непосредственное отношение к работе. Вместо этого ему задают вопросы о его способностях выполнять подобные задания. «Это как если бы тренер, сопровождающий олимпийских спортсменов, использовал два разных теста при отборе бегунов на эстафету 4 × 100 с передачей эстафетной палочки. Первый тест — вывести человека на беговую дорожку и посмотреть, как он бегает. А второй тест — встретиться с ним в конференц-зале и посмотреть, будет ли он отвечать на вопросы так, как должен отвечать олимпийский бегун», — пишут братья Хит.

Под откос

Если бы мы чаще задумывались о том, какие факторы влияют на наши решения, мы бы в большей мере контролировали процесс их принятия, пишет Франческа Джино, профессор Гарвардской школы бизнеса в книге «Отвлекающие факторы, или Почему наши планы идут под откос» (Sidetracked: Why Our Decisions Get Derailed and How We Can Stick to the Plan). Например, большинство людей переоценивают свои компетенции и способности. Люди думают о себе лучше, чем они есть на самом деле. Ошибочное убеждение ведет к неправильному решению. То же самое происходит и тогда, когда мы начинаем больше доверять советам, полученным за деньги. Джино считает, что надо просто осознать особенности человеческого мышления и правильно их использовать. Например, отели обнаружили, что гость с большей вероятностью использует свое полотенце второй день подряд, если сказать ему, что так делают и другие гости отеля.

Производственный роман

Действие романа «Тот, кто принимает решение» (The Decision Maker), написанного Деннисом Бекке, соучредителем Imagine Schools, разворачивается в старой производственной компании. Бизнес держится на волоске, работники недовольны. И менеджеры в конце концов принимают радикальные меры. Лидер организации слагает с себя полномочия и передает их выбранному им самим сотруднику. Условие одно: сотрудник должен разбираться в проблеме и быть знакомым с предметом. Если решается производственная проблема, ею должен заниматься рабочий, который сталкивается с ней каждый день.

Менеджеры не желают расставаться с властью. У обычных сотрудников голова идет кругом от внезапно свалившейся на них ответственности. Но со временем работники начинают чувствовать свою сопричастность бизнесу и, как результат, начинают работать лучше.

Уйти от стереотипов

Братья Чип и Дэн Хит выделили четыре фактора, которые мешают процессу принятия решений: узость взглядов, которая ограничивает количество рассматриваемых вариантов; предвзятость, т. е. поиск и интерпретация информации, подтверждающей уже сложившееся субъективное мнение человека; краткосрочные эмоции, которые со временем исчезнут; чрезмерная самонадеянность.
Авторы разработали стратегию борьбы со всеми этими негативными факторами. Она состоит из четырех ступеней и называется WRAP («Сдерживание»). В рамках стратегии нужно сначала «расширить выбор», уйдя от простых и лежащих на поверхности решений. Затем надо убедиться в том, что выбор, который мы собираемся сделать, базируется на фактах, а не предубеждении. Третий шаг: на любое решение стоит взглянуть со стороны. И наконец, нужно быть всегда готовым к тому, что ты окажешься не прав. Вероятность этого довольно велика.

Источник: "Ведомости"

Дата публикации: 28 марта 2013

#совет #принятие решений

 1639   133  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно