Дайджест. Февраль 2014
Социальные предприниматели Великобритании вводят альтернативную валюту, сингапурские студенты создают новые площадки для обмена опытом ведения социального бизнеса, кандидат в мэры Парижа планирует открыть бассейн на станции метро, а выпускник Кэмбриджа трудоустраивает вчерашних заключенных. Об этом и других новостях – в нашем ежемесячном дайджесте западной прессы.
The Guardian
Великобритания, 12.02.2014
Мэтт Фаунтэйн, социальный предприниматель из Глазго, готовится к открытию собственного бизнеса: пекарня Freedom Bakery может стать новым трендом в развитии социального предпринимательства как бизнес-отрасли.
Миссия Freedom Bakery отражает традиционный для социальных предприятий подход к работе. В данном случае речь идет об обучении и трудоустройстве людей, недавно покинувших места лишения свободы, и профилактике рецидивов преступлений.
Мэтт Фаунтэйн, выпускник Кембриджа, знает о проблемах социализации бывших уголовников не понаслышке: предприниматель рос, наблюдая за отчимом, освободившимся из тюрьмы и длительное время искавшим работу. «The Freedom Bakery – это эксперимент, – объясняет Фаунтэйн, – в котором мы пытаемся помочь бывшим преступникам, обучая их полезным навыкам, в нашем случае это хлебопекарное дело. Наша задача – предоставить им правильную мотивацию для дальнейшей работы».
В отличие от большинства партнеров по сектору, Freedom Bakery собирается инвестировать в собственное развитие лишь 65% прибыли. Остальной доход будет распределяться среди акционеров, большинство из которых, надеется Мэтт, будут представителями традиционного бизнеса, а не благотворителями или социальными инвесторами. До настоящего момента большинство социальных предприятий реинвестировали вырученные средства в себя. В этом главное отличие Freedom Bakery от коллег.
Цель Фаунтэйна – производство продукции, способной составить конкуренцию аналогичным товарам на рынке. В конечном счете, предприниматель стремится скорее к продвижению своего товара, чем к достижению значимого социального эффекта.
Эксперты отмечают, что количество подобных организаций в Соединенном Королевстве в последнее время растет, сегодня официально их зарегистрировано свыше восьми тысяч.
Фаунтэйн позиционирует Freedom Bakery как новый тип социального предприятия, объединяющего принципы микрофинансирования и социального инвестирования (включая корпоративную социальную ответственность) с традиционными коммерческими схемами. Фокусируясь на предлагаемом товаре и получении прибыли с продаж, компания соревнуется с традиционными бизнес-моделями и тем самым повышает уровень воздействия соцпредприятий на сообщества и экономику. «Это не социальная служба, это настоящий бизнес, – говорит основатель Freedom Bakery. – Работа в прибыльном предприятии с настоящими инвесторами и поддержкой помогает нашему персоналу приобрести более ценный и востребованный на рынке труда опыт. Для меня это прежде всего пример устойчивости».
Social Enterprise Buzz
Франция, 18.02.2014
Один из шести кандидатов в мэры французской столицы, Натали Косцюшко-Моризе всерьез намерена превратить заброшенные станции парижского метро в социальные, спортивные и культурные объекты.
Известные парижские архитекторы Манал Рахди и Николас Лайсне уже представили серию эскизов, показывающих, как станции можно превратить в такие общественно полезные объекты, как бассейн, ресторан, театр, ночной клуб. По заверению Косцюшко-Моризе, в случае победы на выборах она готова привлечь общественность к обсуждению будущего законсервированных станций парижского метро.
Всего в Париже шестнадцать неиспользуемых станций метро, две из них никогда не открывались для пассажиров и не имеют собственных выходов, а еще несколько не работают с 1939 года. На одной из заброшенных станций, Porte-des-Lilas, снимался фильм «Амели».
Social Enterprise Buzz
Южная Корея, 24.02.2014
Согласно данным службы финансового надзора Южной Кореи, в прошлом году общая сумма банковских ссуд социальным предприятиям составила 39,4 миллиарда южнокорейских вон (36,7 миллиона долларов). В этом году она может вырасти до отметки 65 миллиардов вон (60,5 миллиона долларов). Одной из причин столь стремительного скачка является принятие правительством страны акта о продвижении социального предпринимательства Social Enterprise Promotion Act (http://www.socialenterprisebuzz.com/2012/08/14/how-korea-supports-social-enterprise-and-what-policy-makers-can-learn/) в 2007 году. С момента принятия закона, по данным же СФН Кореи, банки обеспечивали кредитами соцпредприятия на сумму 10 млн долларов в год. Эти займы выдаются по низким кредитным ставкам, доступным лишь социальным предприятиям. Кроме того, представители банков оказывают социальному бизнесу консультационные услуги в сфере управления налогооблажением. Эта деятельность ведется под строгим наблюдением службы финансового надзора, проводящей публичный мониторинг банковских инициатив в области микрофинансов.
Правительство Южной Кореи утвердило акт о продвижении социального предпринимательства в надежде на то, что представители сектора помогут с трудоустройством малообеспеченных слоев населения и созданием новых рабочих мест.
Social Enterprise UK
Великобритания, 20.02.2014
Общественная кампания за ответственное налогообложение вышла на новый уровень благодаря присвоению трем бирмингемским организациям статуса Fair Tax Mark. Две из трех организаций, ставших первопроходцами в этом направлении – Unity Trust Bank и Phone Co-op, являются социальными предприятиями.
Fair Tax Mark – это первая в мире независимая система аккредитации, направленная на борьбу за справедливое ответственное налогообложение. Знак Fair Tax, разработанный командой налоговых экспертов и независимых судей, отмечает вклад той или иной организации в эту работу.
Принятие знака Fair Tax можно считать своевременным, так как недавний опрос, проведенный британским Институтом бизнес-этики, показал, что корпоративное уклонение от уплаты налогов является самым распространенным нарушением в деловой среде.
По последним оценкам, несмотря на урезание бюджета общественного сектора, ущерб от корпоративного уклонения от налогов составляет 12 миллиардов фунтов в год. Эта сумма смогла бы покрывать траты на обучение полумиллиона акушерок и выплату заработной платы такому же количеству учителей ежегодно.
The Guardian
Соединенное Королевство, 14.02.2014
Станет ли социальное предпринимательство мейнстримом в экономике? Таким вопросом задается колумнистка The Guardian Шарлотта Сигер.
В последние годы социальные предприятия трансформируются из организаций сферы обслуживания в компании, оказывающие воздействие в самых разных областях общественной жизни. Социальный бизнес охватывает самые разные сферы деятельности – от создания коммунальных поселков для пенсионеров до производства шлепанцев и сумок из вторсырья.
Исследование, проведенное Social Economy Alliance (http://www.socialenterprise.org.uk/social-economy-alliance/news/big-fix-needed-in-britains-broken-markets-says-social-economy-alliance), демонстрирует, что современные потребители все чаще оказывают предпочтение компаниям, вкладывающим прибыль в развитие социальной миссии. Почти половина респондентов опроса высказали желание иметь дело с социальными предприятиями в таких сферах, как жилищное строительство, транспортные услуги и банкинг. Одновременно две трети готовы поддержать соцпредприятия в таких областях, как уход за пожилыми, производство продуктов питания, энергетика и сервис.
В своем осеннем послании 2013 года британское правительство поддержало инвестирование в социальные предприятия путем принятия новых налоговых послаблений. Данная инициатива должна способствовать росту и расширению сектора, однако, задается вопросом колумнистка, будет ли вклад социального предпринимательства в экономику Соединенного Королевства весомым и стабильным? Вопрос финансирования по-прежнему остается серьезным препятствием для роста сектора. Несмотря на положительные тенденции, средний товарооборот социальных предприятий Великобритании в последние годы существенно снизился: с 240 000 фунтов в 2011 году до 187 000 в 2013-м.
Social Enterprise Buzz
Сингапур, 25.02.2014
Ad.vo.ca.se – «Эдвокаси» – студенческая инициатива, призванная стать демонстрационной площадкой для социального предпринимательства в Сингапуре. Объединение уже успело провести первые два мероприятия: интерактивную выставку «Вибрация», курирующую работу пятнадцати социальных предприятий, и 12-часовой марафон «Грамотность», представляющий собой состязание идей между соцпредприятиями.
Одним из приоритетов Ad.vo.ca.se является повышение уровня узнаваемости соцпредприятий: сегодня среди жителей Сингапура он составляет 13%.
В числе патронируемых Ad.vo.ca.se социальных предприятий есть такие необычные организации, как ЕО Horizons (http://www.eohorizons.com/), обучающая студентов заказывать напитки с помощью языка жестов, а также Saught (http://www.socialenterprisebuzz.com/2012/07/23/from-landmines-to-jewelry-and-social-change/) – социальное предприятие, изготавливающее бижутерию из оставшихся с войны противопехотных мин.
Social Еarth
Великобритания, 19.02.2014
SolarCoin – новая криптовалюта, задача которой – рекламировать возобновляемые источники энергии. Как и другие виды альтернативной валюты, она основывается на технологии биткоин. Криптовалюта bitcoin – децентрализованная сетевая валюта, поведение которой определяется не действиями центробанков, а ее собственной архитектурой.
В настоящее время SolarCoin не имеет материальной ценности, однако в будущем, по задумке основателей из SolarCoin Foundation, стоимость одной «монеты» может составить от 20 до 30 долларов. Получить расчет в новых деньгах можно будет в качестве вознаграждения за производство и использование солнечной энергии. Повышение стоимости валюты позволит ее создателям обеспечить владельцев солнечных батарей стимулирующим тарифом, который позволит увеличить распространение источников возобновляемой энергии среди населения. Выдаваемые SolarCoin Foundation сертификаты можно будет обменять на наличные деньги. По мнению представителей компании, солнечные панели являются для большинства людей более доступным альтернативным источником электроэнергии, чем ветряные генераторы. Это дает основание полагать, что солнечная энергия станет в будущем самым популярным альтернативным энергоисточником.
The Guardian
Африка, 21.02.2014
Электронная версия газеты The Guardian публикует фоторепортаж о социальных предприятиях Африки, с помощью простых идей решающих проблемы местных общин. Компостируемые мешки для туалета, помогающие предотвратить изнасилования, гигиенические салфетки, способствующие росту уровня образованности молодых женщин, – связь между продуктами и производимым ими социальным эффектом на первый взгляд неочевидна. Но часто именно простые решения оказывают наиболее ощутимое социальное воздействие.
Когда у канадки Софии Кламп, работавшей в 2008 году волонтером в Уганде, закончились гигиенические тампоны, она даже не подозревала, с какими трудностями ей придется столкнуться в поисках этого предмета личной гигиены. Вскоре София обнаружила, что местным девушкам для решения этой интимной проблемы приходится прибегать к таким антисанитарным средствам, как газеты, обрывки ткани и коры. Из-за чего в период месячных они пропускают школьные занятия.
Через год София вместе со своим мужем Полом Гринвальдсом основала социальное предприятие Afripads. Пара приобрела несколько швейных машин, на работу была нанята местная девушка, выпускница школы портных, и начались эксперименты, целью которых стало создание санитарных салфеток многократного использования.
Сегодня Afripads является довольно крупным предприятием (у компании имеется собственный завод), производящим и реализующим до четверти миллиона упаковок прокладок. Предметы гигиены создаются на основе микрочастиц овечьей шерсти и хлопка с синтетикой. Социальное предприятие помогло создать свыше 60 рабочих мест.
Еще одной социальной инновацией стали компостируемые мешки для естественных отходов Peepoo, разработанные архитектором Андерсом Уилхемсоном для неблагополучных районов Найроби (Кения). Основной целью создания Peepoo было внедрение санитарных норм в трущобах кенийской столицы, однако их появление неожиданно поспособствовало решению еще одной проблемы. Дело в том, что общественные туалеты Найроби закрываются в шесть вечера, после этого времени местным жителям приходится справлять нужду прямо на улице. Это приводит к тому, что многие девушки в темное время суток становятся жертвами домогательств и насилия. Социальное предприятие Peepoople, функционирующее в Найроби с 2010 года, помогло снизить уровень преступлений, совершаемых на этой почве.
Автор: Автор: Григорий Лобжанидзе
Дата публикации: 27 марта 2014
996 193