Дайджест. Апрель 2014
Британцы обучают школьников на примере работы футбольного клуба и запускают «звездные» социальные предприятия, в Африке разработана сумка-плита, способная сберечь время и деньги, подростки Сан-Франциско получили возможность накопить на учебу, не вылезая из соцсетей, а в провинциях Канады социальное предпринимательство получает поддержку на государственном уровне. Об этих и других новостях сферы – в нашем ежемесячном дайджесте.
Social Enterprise UK
Великобритания, 01.04.2014
Английский футбольный клуб «Астон Вилла» и Премьер-лига воспользовались соцпредпринимательством для поддержки местных сообществ. В сотрудничестве с RIO’s Social Enterprise Qualification (SEQ) и бизнес-школой при Бирмингемском университете была запущена программа Premier League’s Social Enterprise Academy. Ее цель – вовлечение молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет в изучение основ ведения бизнеса на примере модели управления футбольным клубом.
Подростки в Aston Villa Social Enterprise Academy обучатся навыкам бизнеса в контексте соцпредпринимательства и смогут применить полученные знания при реализации проектов, направленных на улучшение качества жизни местных сообществ. В рамках годичной академической программы слушатели каждую неделю в течение двух часов занимаются с наставником-соцпредпринимателем. По окончании обучения участники получают квалификацию Business and Enterprise и сертификат серебряной категории от Social Enterprise Qualification.
Великобритания, 02.04.2014
Британский Индекс социального предпринимательства RBS SE100 Index показывает, что наиболее успешными с точки зрения оказания социального воздействия в Соединенном Королевстве являются организации из сферы соцобеспечения и здравоохранения. За прошлый год их рейтинг в Индексе вырос на 121%, в то время как соцпредприятия другой направленности показали 42% роста.
В Индексе RBS SE100 британские соцпредприятия публикуют информацию о результатах оказанного ими социального воздействия и показателях роста, после чего по итогам анализа и проверки представленных сведений занимают соответствующие позиции в рейтинге. Благодаря данной интернет-платформе предприятия имеют возможность в любой момент оценить свой прогресс, обновить данные и узнать, как идут дела у коллег в соответствующей отрасли.
Сектор соцобеспечения и здравоохранения является вторым по величине товарооборота из списка отраслей, результаты мониторинга которых отражает RBS SE100. Согласно Индексу 97% прибыли соцпредприятия сферы здравоохранения получают от сотрудничества с местными властями и государственных заказов. Ежегодный товарооборот таких организаций составляет 852 миллиона фунтов из 11 миллиардов прибыли всех британских соцпредприятий.
Марокко, 03.04.2014
Отчет, представленный на Международном форуме социального предпринимательства в Касабланке, демонстрирует, что сегодня в Марокко работает большое число организаций, торговая деятельность которых имеет ярко выраженную социальную направленность. По оценкам некоторых экспертов, в регионе растет запрос на социальное предпринимательство, в то же время говорить о марокканском соцпредпринимательстве как о новом явлении пока рано.
Документ, содержащий качественные и количественные свидетельства зарождения сектора, включает в себя 25 интервью с представителями правительства, частного сектора, некоммерческих структур и различных фондов. Исследования показывают, что многие марокканцы фактически занимаются социальным предпринимательством, не зная, что это такое. Представители SEUK (Social Enterprise UK), уполномоченные Британским советом и Центром инноваций и социального предпринимательства, проводят изучение бизнес-климата Марокко, определяя ранние стадии зарождения соцпредпринимательства. В настоящий момент большая часть социальных организаций страны задействована в таких сферах, как борьба с бедностью, работа с маргинализированными слоями населения и помощь безработным.
Канада, 03.04.2014
Власти Британской Колумбии, провинции на западе Канады, объявили апрель месяцем социального предпринимательства и, чтобы продемонстрировать серьезность намерений, выпустили официальное воззвание (http://www.qp.gov.bc.ca/statreg/oic/2014%20Proclamations/procs/SocialEnterprise2014.htm), которое презентовал министр социального развития и инноваций Дон МакКрэй. На протяжении всего апреля 2014 года в провинции одно за другим проходили мероприятия, так или иначе связанные с социальным предпринимательством. Согласно опросам 2011 года социальные предприятия Британской Колумбии заработали свыше 60 миллионов долларов и оказали услуги свыше 700 000 жителей.
Тем временем власти другой провинции, Нью-Брансуика, планируют инвестировать 300 000 долларов в создание центра соцпредпринимательства в городе Сент-Джон. Трехэтажное здание площадью 1350 квадратных метров станет офисным центром и тренировочной площадкой для некоммерческих организаций, социальных предприятий и микропредпринимателей.
В обеих канадских провинциях высок уровень правительственной поддержки социального предпринимательства как основного метода улучшения условий жизни в маргинализированных сообществах.
Великобритания, 08.04.2014
Некоторое время назад министр торговли и инвестиций Соединенного Королевства лорд Дэвис обозначил задачу увеличить в стране к 2015 году количество женщин-управленцев на 25%. Прошлогодний доклад Крэнфилдского университета, отражающий гендерную политику британских компаний из списка FTSE 100, продемонстрировал, что в этой области есть некоторый прогресс. Тем не менее до финальной цели, обозначенной экс-министром, еще далеко. Несмотря на то что в соцпредпринимательской среде никто подобных целей не устанавливал, предприятия данного сектора могут показать положительный пример остальным субъектам британской экономики.
Согласно исследованиям Social Enterprise UK (SEUK) 38% соцпредприятий Великобритании возглавляют женщины (для сравнения: в традиционном бизнесе количество руководительниц равняется 19%). Также в совете директоров 91% социальных компаний есть как минимум одна женщина-директор, в любой другой сфере этим могут похвастаться лишь 51% компаний. Исполнительный директор компании Belu Water Карен Трэнч полагает, что выход женщин на лидирующие позиции в секторе соцпредпринимательства становится трендом. В качестве вдохновляющих примеров Трэнч называет имена коллег, возглавляющих успешные социальные компании. Среди них – основательница Divine Chocolate Софи Трэнчел, товарооборот ее компании недавно превысил 100 миллионов фунтов, Карен Мэттисон, создательница популярного сайта Timewise (http://timewisefoundation.org.uk/), помогающего британцам с поисками работы с частичной занятостью, Дженни Доусон, основавшая соцпредприятие Rubies in the Rubble, производящее индийские приправы безотходным способом, а также Сессилия Кроссли, создавшая магазин детской одежды From Babies with Love.
«Всех этих женщин объединяют не только руководящие позиции и тот факт, что они сами создали свои предприятия, но и стремление реализоваться именно в социальном секторе, превалирующее над честолюбием и стремлением к финансовой выгоде», – отмечает обозреватель The Guardian.
США, 12.04.2014
Подростки являются самыми активными пользователями социальных сетей. По статистике, трое из четырех тинейджеров имеют аккаунт в социальных сетях, а две трети остаются онлайн в течение всего дня. Представители некоммерческой организации Juma Ventures в Сан-Франциско используют возможности социальных медиа для обеспечения подростков из семей с небольшим достатком средствами, необходимыми для получения высшего образования.
Создателями программы CollegeSet было разработано специальное приложение для Facebook, позволяющее аккумулировать средства, откладываемые на колледж, по принципу «доллар к доллару». При этом сбережения увеличиваются пропорционально уже имеющейся сумме. Кроме того, приложение позволяет дополнительно получить $ 1000 уже во время обучения в вузе. Выплата такого бонуса становится возможной благодаря системе знаков отличия, присуждаемых за достижения вроде успешного окончания первого года обучения, освоения курса финансовой грамотности или размещения дополнительных депозитов. Студенты, записывающиеся на CollegeSet, будут получать на мобильные устройства напоминания, обновления и советы от специалистов.
Программа направлена на снижение финансовых барьеров и обеспечение доступа к образованию среди малоимущих студентов. С момента запуска CollegeSet компания Juma Ventures поддержала более тысячи студентов, вложив в их образование 1,5 миллиона долларов.
The Guardian
Великобритания, 23.04.2014
В начале 2014 года английская модель и актриса Лили Коул сообщила о создании альтруистического интернет-сообщества Impossible.com, которое будет вдохновлять безвозмездно делиться своими знаниями и умениями, не ожидая чего-то взамен. Такая альтернативная экономика нацелена на создание сообществ, объединенных доброй волей самых разных людей.
В последние годы в социальном секторе успели проявить себя многие голливудские знаменитости. К примеру, актер Хью Джекман открыл сеть магазинов под общим брендом Laughing Man Coffee&Tea. В заведениях продаются чай, кофе и шоколад, произведенные эфиопскими фермерами, а вырученные средства идут в поддержку их семей.
Звезда «Гарри Поттера» Эмма Уотсон активно сотрудничает с компаниями People Tree и Pure Threads, придерживающимися принципов фейртрейда. Исполнительница роли Гермионы даже посетила фабрику в Бангладеш, чтобы убедиться, что одежда, выпускаемая данными компаниями, производится честным путем и никто из работников данных фабрик не угнетен и не обижен.
Тема привлечения знаменитостей для продвижения социального бизнеса и предпринимательства не так давно обсуждалась и в рамках всемирного Форума Сколла. Казалось бы, выгода социальных предпринимателей от сотрудничества с публичными персонами очевидна. Яркое подтверждение тому – та же Лили Коул, обеспечившая своему бизнесу грант в 200 тысяч фунтов благодаря возможности рекламировать предприятие в национальных медиа. Несмотря на это, некоторые представители сектора полагают, что «звездная» инициатива может быть для него вредна. Так, Нил Гриффитс из компании Arts Emergency утверждает, что знаменитости, поддерживающие второстепенные или некачественные товары и услуги, будут отвлекать внимание от других, более добросовестных организаций того же сегмента. «Я видел несколько социальных предприятий и художественных благотворительных фондов, которые расцвели в последние годы благодаря поддержке знаменитостей, – рассказывает Гриффитс, – им удалось привлечь много денег в производство, развить инфраструктуру. Сегодня у них есть просторные офисы с множеством менеджеров, однако деятельность этих компаний не приносит должного эффекта, так как к работе они подходят очень поверхностно».
Одновременно Лейла Халифа, руководитель группы по работе с клиентами социального предприятия Somewhereto, помогающего развивающимся компаниям с поиском свободного пространства под офисы, видит в инициативе и положительные стороны. По ее мнению, социальному бизнесу, работающему, как правило, на местном уровне и от этого несколько изолированному от «большого общества», необходимы возможности, возникающие в ходе сотрудничества со знаменитостями.
Как бы то ни было, взаимодействие соцпредприятий и медийных персон постепенно становится распространенным явлением в секторе. В будущем его влияние будет лишь усиливаться, уверены многие эксперты.
США, 22.04.2014
Представители Белого дома США объявили о выделении 4 миллиардов долларов в виде грантов на инновационные проекты, направленные на снижение или ликвидацию выбросов парниковых газов. Инициатива обещает устойчивую поддержку проектов, которые позволят преобразовывать электричество в новые источники энергии, создавать альтернативное биотопливо для традиционных видов транспорта, превращать отходы в энергию.
Программа выдачи экогрантов в США никогда официально не закрывалась, однако в 2009 году объем финансирования резко снизился, а инициатива перешла в режим ожидания. Однако правительственные средства, исчисляемые миллиардами долларов, по-прежнему были доступны и подталкивали специалистов к новым разработкам, в особенности в сфере добычи чистой энергии при помощи солнечных батарей, ветряных мельниц и водных станций.
Отдел выдачи грантов при Департаменте энергетики возобновил программу в расчете на получение новых заявок. Данный шаг был предпринят после прошлогоднего премирования проекта по использованию органического топлива для снижения уровня парниковых газов, получившего 8 миллиардов долларов. Исследования показывают, что все большее количество компаний признают экономическую выгоду от применения экологически чистых энергосистем.
Южная Африка, 30.04.2014
Для того чтобы стать социальным инноватором, далеко не всегда нужно изобретать велосипед, иногда достаточно лишь увидеть новые способы применения старых идей. Сара Коллинз, социальная предпринимательница из Южной Африки, нашла решение актуальной для местного сообщества проблемы, вдохновившись примером своей бабушки.
В Южной Африке, как и в некоторых других частях света, женщины проводят много часов в дороге, ежедневно преодолевая расстояние 10–15 километров, чтобы просто собрать дрова для приготовления пищи. Мало того что эти путешествия весьма опасны и могут представлять угрозу для жизни, они отнимают время, которое можно было бы потратить на более полезные вещи, такие как образование. Сара Коллинз предложила решить эту проблему при помощи «волшебной кастрюли» Wonderbag.
Рассказывая историю чудо-сумки, предпринимательница говорит, что идеей ее создания она обязана собственной бабушке. «Я выросла в Южной Африке и с детства не понаслышке знала об огромных социальных, экологических и экономических проблемах, связанных с приготовлением пищи, – говорит Сара. – Я помню ситуацию, когда в 2008 году у нас несколько месяцев были перебои с подачей электроэнергии. В это время моя бабушка брала кастрюлю с едой, приготовленной на печке, и заворачивала ее в одеяла. Благодаря этому медленная готовка продолжалась еще несколько часов. На этом примере я поняла, что приготовление пищи и сохранение тепла – это простой, но невероятно мощный способ. И он может помочь тем, кто живет сегодня в Африке».
За счет опции медленной готовки (горячий горшок Wonderbag можно положить в специальную сумку, в которой пища будет доходить до кондиции) новое приспособление позволяет африканским женщинам экономить как топливо, так и время. По словам Коллинз, кулинария с чудо-сумкой может уменьшить потребление топлива одной семьи на 30%, существенно улучшив таким образом состояние семейного бюджета.
Дата публикации: 19 июня 2014
853 136