Дайджест. Март 2014
В Южной Африке решают социальные проблемы посредством циркового искусства, ученые из Колорадо предлагают бороться с загрязнением пресной воды, внедряя биотуалеты, работающие от солнечного света, англичане учат пенсионеров бегать, а скандинавы уверены, что ни в одной стране мира нет лучших условий для социального предпринимательства, чем в Швеции. Об этих и других новостях социального мира – в дайджесте западной прессы за март 2014 года.
Швеция, Дания, 12.03.2014
«У нас в Швеции есть специальное слово для обозначения социальных предпринимателей, мы называем себя стипстерами (Stipsters) от сочетания «стартап» и «хипстер»», – говорит Иоган Вендт, один из создателей ведущего скандинавского соцпредприятия Mattecentrum (http://www.mattecentrum.se/).
Не так давно в серии передач Scandimania британского канала Channel 4 Скандинавия с ее уникальной культурой бизнес-инноваций, сотрудничества и взаимовыручки была названа счастливейшим местом для жизни. В Дании, к примеру, 40% граждан регулярно занимаются волонтерской деятельностью. В Швеции, где принцип кооперативного сотрудничества является одной из основных общественных ценностей, существует одна из самых справедливых в мире систем оплаты труда, а экономика государства в целом направлена на поддержку малых и средних предприятий. Многие скандинавские компании являются пионерами в области цифровых технологических инноваций. Достаточно назвать такие яркие разработки, как SoundCloud, Skype и Spotify.
«Швеция находится в списке передовых стран в том, что касается устойчивости, инноваций и гендерного равенства. Для социальных предпринимателей это превосходная среда, – говорит менеджер шведского Форума социальных инноваций Ханна Сигсьё, – но так было не всегда, а только в последние несколько лет». Сегодня рост интереса к соцпредпринимательству в стране подкрепляется учреждением фондов социальных инвестиций и ряда сторонних организаций, среди которых филиал Ashoka, а также компании Reach for change, SE Forum и Forum for Social Innovation Sweden. «Социальное предпринимательство в Швеции процветает, – отмечает исполнительный директор компании Spread the Sign Дэнис Леннартссон, – распространение интернета упростило коммуникацию между потребителями и продавцами. Сегодня каждый может проверить компанию на соответствие декларируемым ею корпоративным ценностям. Это побуждает организации к большей открытости и создает широкие возможности для соцпредприятий».
Политическая система в Скандинавских странах также влияет на сектор соцпредпринимательства. «Развиваясь как социалистические государства на протяжении сотен лет, Швеция и Дания создавали и укрепляли общественный строй, в котором отдельному индивиду не о чем было беспокоиться. Теперь многое меняется и социальные предприятия восполняют образовавшиеся пробелы, – продолжает Иоган Вендт, – это оказывает влияние на специфику местных соцпредприятий, которые в большей степени сосредоточены на образовании, здравоохранении, поиске пропавших людей и помощи женщинам в самореализации на рабочих местах. В США и Великобритании несколько иной уклон».
Другим важным аспектом развития социального бизнеса в Европе является рост интереса среди молодежи. «В Стокгольме сейчас множество потрясающих стартапов. Сотни компаний, молодых предприятий, специализирующихся на цифровых услугах. Многие молодые люди говорят: «Когда я вырасту, то хочу стать социальным предпринимателем», – отмечает Вендт, – так что соцпредпринимательство в Швеции прошло серьезный путь от совершенно не известного никому вида деятельности до профессии, которой хотят овладеть дети».
Великобритания, 11.03.2014
Социальное предприятие GoodGym, члены которого помогают людям пожилого возраста поддерживать хорошую физическую форму, получило признание от премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. На сегодня компания, основанная антропологом и режиссером Иво Гормли, является самым свежим лауреатом премии Big Society Award, учрежденной Кэмероном в 2010 году.
GoodGym, основанное в 2012 году, представляет собой объединение, в которое входят около 1000 людей, занимающихся джоггингом. Члены «бегущей компании» помогают в организации занятий спортом 250 пожилым людям. Также GoodGym поддерживает 50 местных сообществ. Сегодня GoodGym существует главным образом за счет продажи футболок с оригинальными принтами предприятия и пожертвований членов клуба. Пока организация работает лишь в нескольких лондонских предместьях, а также в Бристоле и Ливерпуле, но в будущем ее основатели планируют открыть филиалы в каждом городе Соединенного Королевства. Вручая награду представителям компании, премьер-министр отметил инновационность проекта и выразил надежду на его дальнейшее распространение на территории Великобритании.
Канада, 24.03.2014
Представители комиссии по ценным бумагам Ontario Securities Commission (OSC) канадской провинции Онтарио предложили новые правила, согласно которым представители малого и среднего бизнеса смогут привлекать инвестиции посредством краудфандинга без регистрации на продажу акций.
Нововведение позволит небольшим компаниям собирать средства объемом до 1,5 миллиона канадских долларов через интернет-финансирование. По этим же правилам размер одного вклада от незарегистрированного инвестора может составлять до 2,5 тысячи канадских долларов, а общая допустимая сумма таких вкладов может равняться $10 000 в год.
Первый опыт привлечения средств в малый и средний бизнес при помощи акционерного финансирования был не так давно реализован в канадской провинции Саскачеван. Теперь местные представители мелкого бизнеса и стартапов имеют возможность продавать собственные акции в обмен на финансирование, которое может быть получено от неаккредитованных инвесторов.
Малые и средние предприятия, соцпредприятия и краудфандинговые платформы других канадских провинций ожидали настоящего решения с декабря прошлого года. Сторонники краудфандинга утверждают, что нововведение позволит предпринимателям строить успешные компании и принимать на работу новых людей. Критики со своей стороны предупреждают, что мелкие инвесторы могут сильно пострадать от предложений мошенников. Пока многие инвестиционные консультанты настроены довольно скептически.
Великобритания – Южная Африка, 21.03.2014
Социальное предпринимательство как новая форма деятельности получает распространение в самых неожиданных областях. Электронная версия газеты The Guardian рассказывает о цирковых социальных предприятиях, использующих трюки и фокусы в качестве инструмента поддержки неблагополучных подростков, улучшения качества образования и качества жизни в местных сообществах. В африканских странах цирковые соцпредприятия проводят семинары, направленные на просвещение в таких областях, как профилактика ВИЧ, борьба с противопехотными минами и женским обрезанием, проводимым без медицинских показаний.
Один из ярких примеров такого предприятия – южноафриканская школа Zip Zap, обучающая неблагополучных подростков нехитрым цирковым трюкам. Zip Zap – это развлечение для людей всех возрастов и культурных пристрастий и одновременно – шанс освоить азы циркового искусства. Для большинства учеников школы – единственный шанс.
Вначале в школе было скромно и малолюдно. Сегодня Zip Zap – это 20 лет опыта и четыре разноплановые программы – детская, молодежная, взрослая и профессиональная, это выпускники, становящиеся профессиональными акробатами, танцорами, антрепренерами и телеведущими. Многие выпускники школы работают сегодня в Европе, Америке и Южной Африке.
Цирковые социальные предприятия, отмечает обозреватель The Guardian, существуют сегодня и в самом Соединенном Королевстве. Это такие компании, как Circus Space, базирующаяся в бывшем здании лондонской электростанции, Greentop в Шеффилде и Organised Kaos, расположенная в долине Южного Уэльса. Вне зависимости от географического местоположения все эти предприятия объединяет работа, направленная на помощь и поддержку молодых людей из бедных и неблагополучных районов.
Cоединенное Королевство, 20.03.2014
Британский кабинет министров объявил о введении тридцатипроцентных налоговых льгот для социальных инвесторов. В настоящее время в департаменте социальных инвестиций и финансов при кабмине отмечают серьезный прогресс, происшедший в социальном секторе Великобритании в последние 10 лет.
Согласно имеющимся данным социальные предприятия по многим показателям превосходят традиционный бизнес, альтернативные банки демонстрируют заметные финансовые успехи, а большинство нарождающихся в стране стартапов имеют ярко выраженную социальную направленность. Рынок социальных инвестиций Соединенного Королевства развивается и привлекает международное внимание.
Налоговые послабления были введены для снижения рисков при финансировании и увеличения доступности социнвестирования. В ближайшее время инициатива будет оформлена в виде законопроекта и вступит в силу.
США, 18.03.2014
Ученые из Колорадского университета создали инновационный туалет, который с помощью энергии солнца может превращать продукты жизнедеятельности человека в биоуголь. Как заявили авторы проекта, к созданию подобного продукта их подтолкнул тот факт, что до сих пор огромное количество людей в мире нуждается в улучшении санитарных условий. Новая разработка позволит защитить местные источники питьевой воды и сократить количество инфекций, передающихся с водой.
Согласно статистике ежегодно более 700 000 детей умирают от того, что в их организм попадают еда и вода, содержащие болезнетворные микроорганизмы, перекочевавшие туда из каловых масс. Недорогой и эффективный способ решения этой проблемы поможет спасти сотни тысяч человеческих жизней. Высокопористый биоуголь, получаемый инновационным способом, можно смело использовать в качества удобрения или биотоплива. По мнению специалистов, широкое распространение биоугля поможет повысить урожайность местных фермерских хозяйств, а также сократить количество углекислого газа, попадающего в атмосферу.
В настоящее время экотуалет, изобретенный американскими учеными, способен обслуживать 4–6 человек. Специалисты активно работают над усовершенствованием модели.
Швеция, 13.05.2014
13 мая в Швеции состоится вторая конференция по вопросам социального франчайзинга. На мероприятии будут представлены лучшие европейские проекты, реализованные за последний год в данной области.
Конференция представляет собой прекрасную возможность для обмена опытом и изучения лучших практик социального франчайзинга. Первая конференция из серии Social Franchising Network прошла в Лондоне в 2011 году и собрала около 130 участников. Это примерно треть практикующих социальных франчайзеров Европы.
Сегодня социальный франчайзинг рассматривается в Европе как одно из наиболее эффективных средств стимуляции социальной экономики, в частности как способ решения проблемы безработицы. Сегодня шестьдесят франшиз, действующих в Старом Свете, обеспечивают работой свыше 10 000 человек, 60% которых относятся к категории социально незащищенных граждан.
Великобритания, 13.03.2014
Британская кофейня Coffee, Cake & Kisses, являющаяся социальным предприятием, собрала свыше 40 000 фунтов благодаря краудфандинговой платформе Kickstarter.
Средства пошли на новый фьюжн-концепт, разработанный предприятием, являющимся членом сети Social Enterprise UK (SEUK). Заведение объединило в себе кафетерий, в котором можно заказать кофе, произведенный местными предпринимателями, собственную пекарню и магазин из серии lifestyle store, в котором можно купить любую понравившуюся вещь. Отличительной социальной особенностью Coffee, Cake & Kisses является поощрение клиентов к созданию прочных взаимоотношений. Заведение часто проводит семинары и мероприятия, посвященные самым разным темам – от кулинарии до боди-арта. Компания делает упор на толерантное отношение ко всем типам посетителей. Важным аспектом ее работы является создание комфортной среды для людей разных возрастов, взглядов и ориентаций.
Великобритания, 22.03.2014
Компания-производитель воды Belu, признанная ведущим социально-этическим брендом Соединенного Королевства, объявила о расширении своих партнерских отношений с благотворительной организацией Wateraid. К 2020 году социальное предприятие должно перечислить в фонд Wateraid, по меньшей мере, миллион фунтов. О старте данного проекта было официально объявлено 22 марта во Всемирный день воды, принятый Генеральной Ассамблеей ООН.
Партнерские отношения социального предприятия и благотворительной организации начались в 2011 году, когда компания Belu дала обещание никогда не экспортировать свою продукцию и направлять доходы от ее продажи в благотворительную организацию WaterAid. На данный момент сумма пожертвований, внесенных Belu на счет WaterAid, составляет 555 662 фунтов стерлингов.
Великобритания, 26.03.2014
В рамках встречи из серии «Открытый микрофон», собравшей лидеров социальной экономики Великобритании, представители объединения The Social Economy Alliance объявили о начале общественной кампании под лозунгом «Я голосую за социальную экономику». Мероприятие прошло в преддверии местных выборов, которые должны состояться в мае. Представители объединения подготовили для своих сторонников специальный пакет, включающий в себя мини-транспаранты, значки и стикеры с отпечатанным лозунгом.
Местом для начала акции был выбран северо-запад страны, и это не случайно. Именно здесь в 1844 году зачинатели кооперативного движения в Англии рочдельские пионеры (Rochdale Pioneers) фактически заложили основы социального предпринимательства как общественного движения. На сегодняшний день Соединенное Королевство является родиной 70 000 социальных предприятий и кооперативов.
Дата публикации: 28 апреля 2014
1043 129