Вузы и социальные предприятия: плюсы совместной жизни

По данным Британского совета, три четверти высших учебных заведений в мире так или иначе связаны с социальным предпринимательством. В чем причины этого явления? И каковы  преимущества подобного сотрудничества? Об этом пишет газета Guardian.

Исследование «Социальное предпринимательство в глобальном контексте: роль высших учебных заведений» (Social Enterprise in a Global Context: the Role of Higher Education Institutions) проводил Университет Плимута по заказу Британского cовета. Оно стало первым масштабным международным исследованием, в котором рассматривается то, как вузы в разных частях мира сотрудничают с социальными предприятиями. Ученые проанализировали ситуацию в 200 университетах 12 стран, расположенных на четырех континентах, оценив масштаб подобного сотрудничества и проанализировав виды социально-предпринимательской активности. Они выяснили, что 75% учебных заведений работают в партнерстве с социальными предприятиями, а 26% из них тесно связаны с тем или иным международным социальным проектом.

Разнообразие и учебная программа

Партнерство между вузами и социальными предприятиями начинается по-разному. Его инициаторами могут выступить студенты, руководство университета или же само социальное предприятие. Различны и виды этого взаимодействия. Иногда в сотрудничество между высшей школой и социальным бизнесом вовлечены лишь отдельные люди, иногда — целые факультеты или учебные заведения. Оно может быть постоянным или временным (партнерское соглашение заключается лишь на время работы над определенным проектом или для решения возникших социальных проблем). Очень часто эти отношения, начавшись с малого, постепенно разрастаются: работа над конкретным проектом превращается в долгосрочное сотрудничество, которое нередко становится одной из важнейших сфер деятельности всего университета. 

Один из авторов исследования, Джудит Рейнолдс (Университет Плимута, Великобритания), считает, что внедрять социальное предпринимательство можно в самые разные курсы и дисциплины — как в виде изучаемого предмета, так и в виде практической деятельности студентов и преподавателей.

Выгода для местных сообществ

Тропическая Африка — регион, где расположены страны с самой бурно развивающейся сегодня экономикой. Принято говорить о происходящей в этих краях «революции надежды». Тем не менее уровень неравенства здесь остается ужасающим: в Кейптауне измеряющий его коэффициент Джини — самый высокий на планете. Неравенство — это бедность, это отсутствие возможностей для развития личности. Для борьбы с ним необходимо внедрение устойчивой, инклюзивной модели экономики, развивающейся на благо всех членов общества.

Сотрудники Университета Кейптауна разработали магистерскую программу, посвященную инклюзивным инновациям, с помощью  которой учащиеся взаимодействуют с социальными предприятиями. Курс предназначен для студентов, которым нравится решать сложные социальные и социально-экономические проблемы. Куратор программы Никола Джоуэлл верит, что «с помощью социальных предприятий мы сможем вырастить для Африки людей, которые мыслят по-новому и по-новому подходят к решению старых проблем».

Преподаватели предостерегают студентов от соблазна пытаться спасти разом весь мир. В рамках программы студенты должны проводить как можно больше времени в бедных сообществах, чтобы научиться понимать реальные нужды людей и уметь реагировать на них. Можно ли будет расширять этот опыт, покажет время, а начинать нужно с малого.

Один из выпускников, например, в ходе своих «полевых изысканий» обнаружил, что многие уличные торговцы являются легкой добычей для грабителей. Они имели дело исключительно с наличностью и даже не подумывали о том, чтобы наладить какое-то сотрудничество с банками. Студент разработал для этих представителей «неформальной экономики» относительно простую систему мобильных платежей — и таким образом улучшил жизнь очень многих людей.

Преимущества для учащихся

Сотрудничество с социальными предпринимателями дает студентам возможность определиться со своей будущей дорогой в жизни, одновременно получая дополнительное образование и практику в сфере бизнеса. Они могут пощупать избранную область деятельности, а если не понравится, выбрать что-то другое: ведь поиск проблем и решений — исключительно их прерогатива.

Студенты обзаводятся полезными контактами, деловыми связями и навыками, которые, несомненно, пригодятся им при устройстве на работу или создании собственного бизнеса, а также получают возможность подработать и начать собственное дело прямо сейчас. Как показывает исследование, академическая успеваемость таких учащихся заметно улучшается.

«Студенческое предпринимательство — невероятная вещь, – говорит Рейнолдс, – эти ребята, поставив перед собой цель, не отступятся ни за что. По сравнению с остальными студентами они значительно более мотивированны, проявляют больший интерес к учебе – ведь они теперь знают, какие именно знания им нужны и как их применить на практике. Преподаватели имеют возможность дать им в руки по-настоящему полезные знания, умения и навыки — в ненавязчивой и безумно интересной форме».

Плюсы для учебных заведений

Авторы исследования подчеркивают, что сотрудничество с социальными предприятиями повышает репутацию вузов, повышает стоимость выпускников на рынке труда и способствует привлечению средств на деятельность самих учебных заведений. Среди других плюсов: дополнительные возможности для сотрудников участвовать в научной работе, выходить на международный уровень со своими проектами.

Декан бизнес-школы Университета Риара (Кения) Абель Киноти считает, что социальный бизнес находится в самом сердце системы ценностей этого учебного заведения и его миссии. «Благодаря этому мы можем делать то, чего не могут другие учебные заведения, – говорит он. – У нас есть возможность улучшить жизнь в большей части мира, находить и применять решения для проблем Африки и демонстрировать этот опыт всему миру». 

Вторичная выгода 

Сотрудничество с социальными предприятиями требует от студентов и преподавателей более тесного контакта с людьми, чем любой другой вид университетской деятельности. Такое общение требует развитой эмпатии, умения тонко чувствовать ситуацию, а сама миссия накладывает на участников процесса большую ответственность, ведь они не просто учат или учатся, они решают реальные проблемы реальных людей.

Большинство студентов, которые начинают заниматься — в той или иной форме — социальным предпринимательством, очень увлекаются этой деятельностью. Данная сфера предоставляет возможности для постоянного обучения и самосовершенствования. Социальный предприниматель на своем пути сталкивается с огромным количеством вопросов, на которые нужно найти ответ, задач, которые нужно решить, препятствий, которые нужно преодолеть. Каждое решение влечет за собой новые вопросы, задачи и вызовы, а значит, снова необходимо учиться, работать над собой и над улучшением мира вокруг себя. Ведь совершенству, как известно, нет предела.

Полную англоязычную версию отчета об исследовании Плимутского университета можно найти здесь.

Подготовила Екатерина Савостьянова

Дата публикации: 6 сентября 2016

#зарубежный опыт

 2451   32  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно