Как зарегистрировать товарный знак. Инструкция для социального предпринимателя

Регистрация товарного знака позволяет компании выделиться среди конкурентов и защитить свой продукт на рынке. Товарный знак помогает запускать рекламу, оформлять сайты, социальные сети, выходить на маркетплейсы. При возникновении спорных ситуаций факт регистрации даёт возможность отстаивать своё право в суде. Разберём требования к товарному знаку, его виды и особенности регистрации.

Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юрлиц или ИП (ст. 1477 ГК РФ). Это может быть словесное, изобразительное, объёмное и другое обозначение или их комбинация в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ).

Шаг 1. Определить, что регистрировать

Товарные знаки могут быть нескольких видов.

Словесный. Просто название: слово, слоган или домен. Например,  «Превосходя ожидания» – корпоративный слоган Nissan.

Изобразительный. Это логотип, изображение, персонаж. Как, например, у Додо Пицца.

Объёмный. Это, обычно, оригинальная упаковка, форма товара, которая не является общепринятой, легко узнаётся потребителем и ассоциируется с определенным производителем. Вспомните духи Chanel №5.

Комбинированный. Соединяет в себе несколько разновидностей обозначений. Например, слово и изображение, логотип и форма тары и т. п. Это наиболее защищённый и надёжный тип торгового знака. Так, товарный знак кофейни ABC Coffee Roasters сочетает графическое и словесное обозначение.

Звуковой. Это разного рода музыкальные заставки или позывные, как у радиостанций.

Цветовой. Например, Сбербанк зарегистрировал в качестве товарного знака конкретный оттенок зеленого.

Обонятельный. Довольно редкая категория. К примеру, парфюмер Наталья Коляго закрепила за брендом товарный знак в виде бирки с характерным запахом кожи.

Тактильный (осязаемый). Обычно используется на продукции для слабовидящих.

Изменяющийся. Это мультимедийное изображение, как у некоторых кинокомпаний.

Шаг 2. Проверить товарный знак на плагиат

В регистрации откажут, если товарный знак похож на бренд другой компании. За плагиат также могут привлечь к административной ответственности (штраф до 5 млн рублей).

Проверить варианты лучше заранее по базе ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» или через патентное бюро. Услуга платная. Специалисты проанализируют, нет ли графического, фонетического и семантического (по смыслу, идее) сходства.

Шаг 3. Собрать пакет документов

Для регистрации понадобится несколько документов. Это заявка на государственную регистрацию товарного знака, заявляемое обозначение в свободной форме, согласие на обработку персональных данных.

Также нужно указать перечень товаров или услуг, которые сгруппированы по классам МКТУ для регистрации знаков. Всего таких групп 45. Они есть в Международном классификаторе товаров и услуг (МКТУ).

Отдельно требуется описать ваше обозначение: указать тип, составляющие элементы, прописать смысловое значение в целом (при необходимости отдельных частей), расшифровать аббревиатуры, раскрыть значение иностранных слов.

Все формы заявок можно скачать и посмотреть пример заполнения на сайте Роспатент.

Шаг 4. Оплатить госпошлину

Регистрация товарного знака требует вложений. Придётся оплатить госпошлину за заявку 3 500 рублей + 1 000 рублей за каждый из классов МКТУ. Стоимость экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, – 11 500 рублей + 2 500 рублей за каждый из классов МКТУ. Также предстоят траты на регистрацию (16 000 рублей) и свидетельство (2 000 рублей, по запросу).

При подаче документов в электронном виде действует 30 % скидка.

С 29 июня 2023 года товарный знак разрешили регистрировать и самозанятым (Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ). Планируется ввести льготный микрозаём на траты, связанные с регистрацией. Условия программ уточняйте в своём регионе, однако ставка должна быть ниже банковской.

Шаг 5. Подать документы

Сделать это можно несколькими способами:

1. Лично передать в офис Роспатента по адресу: Москва, Бережковская набережная, д. 24, стр. 12.

2. Через сайт ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» или «Госуслуги». Понадобится квалифицированная электронная подпись.

3. По почте.

4. Через региональный Центр «Мой бизнес». Доступна комплексная услуга:

- консультации по формам и видам товарных знаков, подбору классов по международному классификатору;

- консультации по размерам и процедуре оплаты госпошлин на регистрацию знаков;

- подготовка заявки на регистрацию товарного знака в бумажном или электронном виде;

- подача заявки в Роспатент.

5. Через патентного поверенного. При обращении в юридическую компанию обязательно проверьте опыт в регистрации товарных знаков.

Шаг 6. Получить решение

Регистрацию товарных знаков осуществляет Роспатент, процесс занимает в среднем от 6 до 8 месяцев. Право на товарный знак действует 10 лет, его можно продлевать неограниченное количество раз, но только путём повторной регистрации.

Что нельзя регистрировать в качестве товарного знака

Запрещена регистрация:

- обозначений, включающих официальные символы, наименования и отличительные знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.) (п. 2 ст. 1483, ст. 1231.1 ГК РФ);

- обозначений, содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

- обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (п. 3 ст. 1483 ГК РФ).

Регистрируемые обозначения не должны:

- входить во всеобщее употребление для обозначения товаров (например, оренбургский пуховый платок);

- быть общепринятыми символами и терминами (красный крест);

- характеризовать товары, в том числе указывать на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, время, место и способ их производства или сбыта;

- представлять собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Дата публикации: 6 июня 2023

#социальное предпринимательство #полезная информация #инструкция

 728   2  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно