Оценка социальных эффектов: как бизнес использует её результаты

Оценка социальных эффектовПри определении социального эффекта/социального воздействия/социального результата проекта выявляется изменение качества жизни человека или группы людей – социальных бенефициаров. Поскольку направленные на достижение этой цели инициативы и проекты реализуются не только социальными предпринимателями и социально ориентированными некоммерческими организациями, но и классическим бизнесом, оценка социальных эффектов проводится всеми этими субъектами.

Какие подходы применяются при оценке эффективности социально-предпринимательских проектов и социально направленных инициатив крупных компаний, эксперты обсудили недавно на экспертной панели «Комплексная оценка проектов социального предпринимательства. Социальный эффект как ценность бизнеса», организованной Фондом «Наше будущее», благотворительным фондом «Культура благотворительности» и ООО «Бюро импакт-решений» в рамках форума «Больше, чем бизнес» (организаторы форума – Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы, Минэкономразвития России, Фонд поддержки социальных проектов; Фонд «Наше будущее» – партнёр мероприятия).

Оценка социально-предпринимательских проектов

С необходимостью оценивать социальные эффекты проектов Фонд «Наше будущее» столкнулся уже в первые годы своей работы, запустив конкурс для социальных предпринимателей, победителям которого предоставлялись беспроцентные займы, отметила исполнительный директор фонда Юлия Жигулина. Первым используемым подходом стало измерение натуральных показателей: для всех поддерживаемых направлений определялись конкретные целевые показатели, на основании которых рассчитывались границы минимально и максимально возможного социального эффекта в количественном выражении, что позволяло фонду выбирать проекты, которые будут поддержаны. «Единицами измерения», например, для образовательных и спортивных организаций являлись количество человек, посещающих занятия, число занятий, для организаций по уходу за пожилыми гражданами – количество созданных мест, для предприятий, трудоустраивающих людей с инвалидностью, – число трудоустроенных и т. д. 

Потом фонд перешёл к использованию метода SROI, то есть оценке социального возврата на инвестиции, под которым подразумевается представленное в денежном выражении соотношение полученных социальных результатов и ресурсов, затраченных для достижения поставленной социальной цели при реализации проекта. На основе анализа деятельности социальных предприятий по разным направлениям для каждого из них были рассчитаны индексы SROI, на которые фонд как инвестор ориентировался при выборе проекта и вида финансирования: предоставления беспроцентного займа или импакт-инвестирования в социально-преобразующий проект. Максимальный социальный эффект показала деятельность в сфере медицины: доля проектов в портфеле фонда – 13,3 %, средний индекс SROI – 5,84.

Оценивал Фонд «Наше будущее» и эффективность собственных проектов: самый высокий социальный эффект демонстрирует обучение – на каждый рубль, вложенный в образовательную программу, приходится 7 рублей социального эффекта. Кстати, при реализации обучающих программ фонд учит социальных предпринимателей в том числе тому, как проводить оценку социальных эффектов своих проектов и как использовать её результаты. Подробнее о применении метода SROI портал «Новый бизнес» расскажет в ближайшее время, следите за нашими материалами.

В условиях развития сферы социальных инвестиций необходимость в оценке социального воздействия проектов растёт, однако специалистов, которые могут её проводить (вне зависимости от применяемых методов оценки), в России пока недостаточно. Решить проблему кадрового дефицита в этой области призван разработанный Фондом «Наше будущее» и Советом по профессиональным квалификациям в области управления и права профессиональный стандарт «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий», который на данный момент находится на рассмотрении Минтруда России.

Экспертное сообщество продолжает также изучать используемые механизмы оценки социальных эффектов проектов. Активно ведёт такую работу, в частности, фонд «Культура благотворительности». Исследование международных подходов к оценке воздействия социальных предприятий, проведённое в прошлом году при поддержке Фонда «Наше будущее», показало, что при анализе социально-предпринимательской деятельности важно учитывать три аспекта: предпринимательский, экономический и управленческий, отметила руководитель практики консультирования фонда «Культура благотворительности» Юлия Ходорова. Предпринимательский включает в себя все финансовые показатели: выручка, прибыль и т. д., которые обеспечивают устойчивое функционирование предприятия. Для социальных предпринимателей устойчивость важна ещё и с точки зрения ответственности перед социально уязвимыми группами – она влияет, например, на способность организации платить зарплату и поддерживать рабочие места сотрудников этой категории. Социальный аспект – это изменения в жизни людей, с которыми или для которых работает предприятие. Управленченский аспект предполагает учёт обратной связи о деятельности предприятия от социальных групп, которые входят в его целевую аудиторию, при принятии управленческих решений.

Такой подход лёг в основу разработанной на площадке Коалиции организаций поддержки социального предпринимательства методики комплексной оценки социально-предпринимательских проектов. А она, в свою очередь, была использована при создании сервиса самодиагностики для социальных предпринимателей, запущенного Фондом поддержки социальных проектов. Полученные результаты оценки могут применяться не только руководителями социальных предприятий, получающими рекомендации по развитию, но и институтами поддержки, которые смогут выбрать наиболее эффективные социальные проекты для предоставления финансовой поддержки, отметил директор по цифровым продуктам ФПСП Алексей Маслов.

Оценка проектов крупного бизнеса: примеры

Поскольку в последнее время реализация социально значимых инициатив, направленных на улучшение качества жизни, становится трендом для бизнеса в целом, оценку эффективности своих проектов, в том числе с привлечением внешних экспертов, активно проводят и крупные компании.

Так, руководитель направления устойчивого развития Росбанка Екатерина Плужник поделилась результатами оценки социального воздействия реализуемой акселерационной программы для социальных предпринимателей и НКО «Начни иначе» за последние три года. При её проведении были в том числе проверены ключевые гипотезы организаторов программы о том, что:

  • обратная связь от высокопрофессиональных трекеров/консультантов, полученные знания и навыки в сфере управления повышают уверенность лидеров и команд проектов в своих силах и мотивируют развиваться;
  • максимальный эффект дают вложения в уже действующие проекты работающих организаций на стадии стартапа или масштабирования, а не идеи;
  • приобретение знаний и навыков в сфере управления финансами ведёт к увеличению финансовых результатов, что обеспечивает устойчивость проектов участников акселератора при условии их применения на практике. При этом финансовая устойчивость обеспечивает достижение максимального социального эффекта проекта в виде улучшения качества жизни благополучателей, поэтому важно прокачивать навыки участников акселератора в сфере управления социальным воздействием.

Руководитель направления КСО и нефинансовой отчетности АО «Росатом Недра» Виктория Логинова рассказала о проведённой оценке результатов 10-летней практики реализации грантового конкурса социальных и благотворительных проектов. Конкурс был запущен в Краснокаменске (городе, который называют урановой столицей России) в 2014 году в партнёрстве с местной администрацией, фондом поддержки малого и среднего предпринимательства города и Фондом «Наше будущее» и проводится ежегодно в рамках комплекса мероприятий по стимулированию занятости, социальной реабилитации безработных и социально уязвимых групп населения города, реализуемого госкорпорацией «Росатом». Поскольку Краснокаменск – это моногород, сформировавшийся вокруг горнодобывающего предприятия, участие компании в стимулировании трудовой и социальной активности горожан очень важно.

Проведённое исследование включало в том числе опрос жителей Краснокаменска, результаты которого показали, что 66 % респондентов отмечают позитивные изменения, происходящие в городе, 68 % заметили растущую общественную активность. К реализации грантовых проектов опрошенные относятся положительно. При этом выяснилось, что далеко не все горожане знают о проводящихся в городе конкурсах, реализуемых социальных и волонтёрских проектах, поэтому для информирования населения стали задействоваться дополнительные каналы. Также оказалось, что многие из тех, кто хотел бы присоединиться к социальным проектам, не знают о том, что такое социальное предпринимательство и не понимают, как реализовать грант, в связи с чем компания запустила новые образовательные программы и курсы для потенциальных и действующих социальных предпринимателей. Кроме того, исследование помогло определить приоритетные для жителей города направления изменений и на их основе корректировать реализуемые компанией меры поддержки, а также запустить новые акции для населения.  

Главный менеджер направления благотворительной деятельности и развития корпоративных сообществ Департамента социальной политики ПАО «ГМК "Норильский Никель"» Анастасия Фролова поделилась итогами ежегодной оценки программы «Мир новых возможностей», реализуемой с целью создания благоприятных условий для устойчивого развития регионов присутствия компании. Так, например, участники проводимого в её рамках акселератора смогли в 2023 году увеличить оборот на 30 %, число клиентов – на 60–70 %. Предприниматели, принявшие участие в акселерационной программе, получают финансирование на реализацию лучших бизнес-идей – в прошлом году беспроцентные займы предоставлены на реализацию девяти проектов в Норильске и восьми проектов в Мурманской области, общий размер финансирования 49 млн и 20 млн рублей соответственно. «Можно говорить на языке цифр: прирост оборота, рабочие места – у нас за время работы акселератора появилось 47 новых рабочих мест, это немало для небольших городов, а можно – душевными историями. Например, поддержка одного из проектов в Норильске позволила детям из малообеспеченных семей бесплатно лечить кожные заболевания, другого проекта в Мурманской области – организовать занятия для грудничков, и теперь молодым мамам не нужно возить их в соседний город», – отметила Анастасия Фролова.

В этом году компания запустила акселератор для студентов и школьников: на реализацию защищённых по итогам обучения бизнес-идей им будет предоставляться по 500 тысяч рублей – получат молодые бизнесмены не деньги, а необходимые инструменты и оборудование на эту сумму. И это уже не заём, а грант – возвращать средства не нужно.

Очень интересна практика предоставления тревел-грантов – участники программы «Мир новых возможностей» и другие предприниматели из городов, где она реализуется, могут получить средства для участия в образовательном мероприятии: конференции, семинаре, тренинге и т. д. За счёт гранта можно оплатить проезд, проживание, регистрационный взнос и само обучение, максимальный его размер – 100 тысяч рублей.

Как видно, программа поддержки – многосоставная и адаптируемая под запросы бизнес-сообщества, что положительно влияет на предпринимательскую активность и развитие городов, в которых она проводится.

О трансформации подходов к оценке эффективности проектов, поддерживаемых Фондом Мельниченко, в частности программы «Города.ФМ», и изменении самих этих проектов по итогам полученных результатов оценки рассказал директор фонда по стратегии Роман Золин. «Мы хотим задать новый тренд: уйти от термина «градообразующее предприятие» к понятию «градообразующий человек» – сделать так, чтобы города строились вокруг человека, шло развитие успешного жителя. Хотим сделать моногорода, которые сейчас считаются слабыми территориями из-за отдалённости и присущих таким городам проблем, конкурентоспособными, обеспечив в них наличие атрибутов столичной жизни», – сообщил эксперт. Фонд участвует в разработке мастер-планов 20 городов на основе инфраструктурно-сервисных моделей – в рамках этой работы выявляются дефициты сервисов и составляется план, как их закрыть, используя существующую инфраструктуру. Определены 100 базовых показателей города, 6 стратегических направлений оценки их развития: социальная сфера, общественная среда, городская экономика, жильё, транспорт, экология, 30 комплексных индикаторов оценки проектов. Поддержка будет оказываться тем проектам, которые позволят улучшить качество жизни по этим направлениям, в том числе за счёт доработки существующих или создания новых сервисов. Для этих целей Фонд Мельниченко запустил новый грантовый конкурс «Гранты.ФМ» – планируется поддержать наиболее эффективные и перспективные инициатив местных сообществ, направленные на повышение качества жизни граждан и формирование благоприятного социального климата на 45 территориях проведения конкурса (перечень и условия участия можно узнать на сайте grantsfm, заявки принимаются до 1 сентября). В 20 городах будут созданы «Советы горожан», которые, как предполагается, станут ресурсными центрами местных сообществ. Важно, что к участию в конкурсе допускаются организации из любого региона страны, но реализовываться предложенные проекты должны именно на территории проведения конкурса – таким образом предполагается привлечь в эти населённые пункты успешный опыт других городов и муниципальных образований.   

По мнению генерального директора ООО «Бюро импакт-решений» Валерии Завгородней, успехи крупного бизнеса в области применения инструментов оценки эффективности реализуемых проектов обусловливаются в том числе необходимостью формировать нефинансовую отчётность, где отражаются показатели корпоративной социальной ответственности и соблюдение принципов устойчивого развития, и это, безусловно, позитивный тренд.

Следующим этапом, как предполагают эксперты, должна стать постановка всеми предпринимателями определённых целей по социальному воздействию своей деятельности и, разумеется, их достижение при реализации проектов.

Автор: Мария Шувалова

Дата публикации: 19 июля 2024

#социальное предпринимательство #фонд наше будущее #социальные проекты #оценка социального воздействия

 515   3  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно