Портрет социального предпринимателя

Результаты социологического исследования «Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики», выполненного АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) в интересах Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в декабре 2012 – феврале 2013 года.  

Задача: провести сравнительный анализ представителей двух сообществ – бизнесменов в традиционном понимании и социальных предпринимателей по ряду параметров, характеризующих готовность к занятию социальным бизнесом, определить набор типовых характеристик субъекта социального предпринимательства.

Краткие выводы

  • Комплексные показатели отношения к социальному предпринимательству, рассчитанные по совокупности параметров: ценностные ориентации, социальная ответственность, инновационность бизнеса – у социальных предпринимателей выше, чем у обычных бизнесменов, как минимум в полтора раза.
  • Индекс экономической эффективности у социальных предпринимателей и обычных бизнесменов практически не отличается. Очевидно, в показателях эффективности отражаются некие общие закономерности и тенденции бизнеса вообще, не зависящие от типа бизнеса: социально ориентированного или традиционного.
  • Обобщённый образ социального предпринимателя в России: превалируют женщины, чаще представлен средний возраст – от 30 до 50 лет, высокий уровень образования, высокая степень вовлеченности родственников в дела предприятия (т. е. часто это своеобразный семейный бизнес. В социальное предпринимательство чаще других идут люди социально активные, имеющие опыт деятельности на благо общества.
  • Особенности мотивации предпринимательской деятельности социальных предпринимателей:
    ● распространенность альтруистических мотивов, таких как достижение общественно значимых целей, желание быть полезным обществу, изменить мир к лучшему и т. п.;
    ● потребность в самореализации и личностном росте;
    ● традиционный мотив ведения бизнеса – повышение собственного материального благосостояния – отходит у СП на второй план.
  • По признанию участников опроса, СП нуждается в поддержке со стороны органов власти и местного самоуправления. В первую очередь речь идёт о финансовой поддержке в виде льготного налогообложения и кредитования, льготных тарифов на оплату коммунальных услуг и аренду помещений, а также прямого субсидирования.
  • Лишь около половины СП осуществляют выполнение своей социальной миссии на средства, полностью или в значительной мере заработанные ими в процессе собственной предпринимательской деятельности.
  • Основные целевые группы СП – дети, молодёжь, семья, малообеспеченные, больные, пожилые граждане. Наиболее распространенные сферы деятельности: образование и наука, досуг, спорт, туризм, социальная защита.
  • Большинство респондентов видят потребность в создании общественной организации (ассоциации, союза и т. п.) для защиты общих интересов и прав СП.
  • Участники опроса демонстрируют адекватное понимание смысла социального предпринимательства. Главные признаки СП, по мнению респондентов: первенство социальной миссии над коммерцией, новаторство и инновационность, экономическая эффективность и социальная ответственность. При этом респонденты свою собственную деятельность наделяют теми же самыми свойствами, которые они считают наиболее важными признаками СП, то есть идентифицируют себя с социальным предпринимательством.
  • У части респондентов всё же существует искаженное представление о СП, скорее, как о сугубо благотворительной деятельности, в том числе благотворительной деятельности предпринимателей.
  • Большинство участников опроса имеют чётко сформулированную миссию, отражающую цель их социально-предпринимательской деятельности, у половины из них миссия закреплена документально.
  • Самыми распространёнными являются миссии деятельности СП, связанные с оказанием поддержки социально незащищённым группам, а также с воспитанием детей и укреплением семьи.
СкачатьПортрет социального предпринимателя
СкачатьПортрет социального предпринимателя – презентация результатов исследования

Дата публикации: 27 марта 2013



 20   1  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно