Социальное предпринимательство в России: мотивация деятельности и барьеры
Исследование проведено в интересах Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» c целью проанализировать ценности и мотивы деятельности российских социальных предпринимателей, причины и факторы сокращения регистрации в качестве СП и её неравномерной динамики. В нём участвовали социальные предприниматели из 14 регионов России.
Социально-демографический портрет СП. Наиболее типичный социальный предприниматель – образованная замужняя женщина средних лет с детьми. СП – это преимущественно представитель среднего или предсреднего класса, вносящий больший или соразмерный вклад в семейный бюджет, для которого социальное предпринимательство является единственным источником дохода.
Особенности бизнес-профиля СП. Подавляющее большинство СП являются микропредприятиями с числом сотрудников до 15 человек, треть – малодоходными и маломаржинальными бизнесами со среднемесячной выручкой до 100 тыс. рублей. Половина СП – это семейные бизнесы. Для 85 % СП собственная хозяйственная деятельность и доходы от предпринимательской деятельности являются одним из основных источников дохода. Большая доля СП осуществляют свою деятельность в сферах дошкольного и дополнительного образования.
Мотивация и социальные установки. Данные этого исследования подтверждают результаты предыдущих исследований (2018 и 2013 годов) о том, что социальные предприниматели по своим ценностям и установкам представляют собой отдельную социальную когорту, отличающуюся от традиционных бизнесменов и населения в целом.
- Иерархия мотивов СП является устойчивой (как и в 2018-м, и в 2013-м): абсолютным лидером остаются мотивы личной и профессиональной самореализации.
- Сегодняшние СП демонстрируют большую осознанность в отношении собственной мотивации и выглядят более целеустремленными и амбициозными.
- Уровень общей социальной ответственности остаётся примерно на том же уровне, что и у предыдущих когорт СП (2018, 2013), тогда как установки в отношении социальной ответственности бизнеса стали более выраженными.
Ключевые трудности в деятельности СП – дефицит кадров, недостаток финансов для развития, сложности с арендой, малодоходность бизнеса, барьеры во взаимодействии с властью.
Роль государства в развитии СП. Большинство опрошенных придерживаются «патерналистского» взгляда, ожидая мер поддержки и протекционистской политики со стороны государства.
Вовлеченность СП в поддерживающие мероприятия. В целом для СП, представленных в выборке, характерен высокий уровень участия в мероприятиях по поддержке социального предпринимательства, что, как можно предположить, служит одной из предпосылок получения статуса СП.
Наиболее распространенными мотивами вступления в реестр СП являются: 1) меры поддержки; 2) поиск путей продвижения бизнеса; 3) рекомендации ЦИСС; 4) желание сделать сферу СП видимой для власти; 5) имидж и принадлежность к сообществу.
Наиболее актуальные финансовые меры поддержки: льготная аренда (59 %), налоговые льготы (48 %), компенсация платы за коммунальные услуги (33 %), помощь в приобретении оборудования (32 %), льготы по страховым взносам (29 %).
Наиболее актуальные нефинансовые меры поддержки: помощь с в поиске льготного помещения (45 %), помещения, отвечающего требованиям «доступной среды» (29 %), наставнические программы для существующего бизнеса (35 %), организация встреч социальных предпринимателей с губернаторами, а также с бизнесменами для обмена опытом (30 %), постоянная экспертная поддержка по бизнес-вопросам (29 %), содействие в получении лицензий и разрешительной документации, доступ к мероприятиям для популяризации миссии социального бизнеса – 26 %.
Дата публикации: 19 апреля 2023
92 1