Социальное предпринимательство в России: перспективы развития
Аналитический отчёт по итогам экспертного исследования «Социальное предпринимательство в России: перспективы развития». Проект выполнен ООО «Социал Бизнес Групп» (группа ЦИРКОН) в декабре 2020 – марте 2021 года при поддержке Фонда «Наше будущее».
Выводы
- В исследовании приняли участие около 70 известных специалистов, представляющих органы управления, бизнес-структуры, институты развития (фонды), научно-исследовательские учреждения и собственно социальные предприятия. Довольно высокий отклик экспертов на приглашение к участию в опросе и экспертных сессиях явно свидетельствует об актуальности вопроса о перспективах СП в условиях экономического и социокультурного кризисов, сопровождающихся ростом социальной турбулентности и неопределённости образа будущего.
- В известной степени неопределённость и многовариантность перспектив развития СП, отсутствие общего (или хотя бы доминирующего) образа будущего СП в представлениях экспертов можно признать главным выводом исследования. Вместо определённых «картин будущего» и траектории движения к ним (прогнозных сценариев) исследование выявило лишь ключевые развилки («выборы»), которые существенным образом определяют в настоящее время дальнейшее развитие СП в России.
- Есть основания полагать, что существенный вклад в большой разброс экспертных оценок вносит и неожиданно открывшееся различное понимание сущности социального предпринимательства разными участниками процесса. Часть экспертов, в основном связанных с научными учреждениями и фондами иностранного происхождения, исповедуют первоначально принесённый в Россию смысл СП как предпринимательства, ориентированного на «производство» и «продажу» социальных изменений (социального эффекта), решение социальных проблем. Другая часть, апеллирующая к недавно принятому закону о СП, понимает СП в большей степени как «бизнес в социальной сфере», ориентированный на «производство» и «продажу» товаров и услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта, бытового обслуживания и т. п.
Ни одно из пяти бытующих в информационном поле и предложенных участникам экспертного опроса определений СП не было признано большинством из них отвечающим их пониманию СП, а 20 экспертов вообще предложили своё собственное определение. Очевидно, что представления о текущей ситуации и будущем развитии СП существенно различаются в зависимости от того, как эксперты понимают социальное предпринимательство. В известной степени можно сказать, что в настоящее время под одним именем сосуществуют совсем разные явления, что создает проблемы по выработке общих и согласованных решений относительно развития СП. - Развитие социального предпринимательства в России в настоящее время находится в существенной зависимости от внешних стейкхолдеров: государства, крупного бизнеса, частных фондов. До сегодняшнего дня СП не обрело своего собственного лица (понимаемых внешней аудиторией конкурентных различий с другими видами бизнеса), своих собственных ресурсов развития, и, как следствие, своей собственной субъектности. При таком положении СП главными сегодняшними проблемами его развития большинство экспертов называло «недостаточность поддержки со стороны государства и бизнеса» (в т. ч. финансовой), «отсутствие импакт-инвесторов», «отсутствие устойчивой клиентской базы».
Вместе с тем качество оказываемых социальными предприятиями услуг и производимых ими товаров, а также их «соответствие потребностям общества» были оценены (возможно, некритично) довольно высоко. Поэтому надежды на дальнейшее развитие СП эксперты уже возлагают не только на вышеназванных «драйверов развития», но и на потребителей услуг и социального эффекта. В этой связи нельзя не заметить застарелую проблему отсутствия общепринятых, доступных и экономичных методик оценки социального эффекта, которую признали практически все эксперты. - Предыдущий вывод о сегодняшней зависимости СП от внешних заинтересованных сторон частично корректируется ответами экспертов на вопрос об основных влиятельных акторах (субъектах развития) на ближайшие пять лет. Помимо таких очевидно ожидаемых акторов, как государство (в лице ответственных ведомств и ЦИСС) и бизнес (в лице корпоративных и частных фондов), эксперты назвали «социальных предпринимателей – лидеров отрасли» (1-е место в рейтинге) и «ассоциации, сообщества социальных предпринимателей» (6-е место из 36). Кроме того, в топ-5 вошли «клиенты, потребители продукции и услуг СП» и «СМИ и социальные медиа (блогеры)», то есть фактически субъекты, формирующие репутацию «социальных предприятий» и спрос на них. Таким образом можно констатировать, что развитие СП эксперты уже во многом связывают с самостоятельностью социальных предпринимателей и их яркой публичностью (узнаваемостью).
- Как было сказано выше, экспертные оценки вероятности тех или иных событий, явлений, процессов, действий активных субъектов и т. п. в среднесрочной перспективе пяти лет отличаются большим разбросом, неопределённостью и противоречивостью. Вместе с тем несколько явлений воспринимаются сравнительно однозначно.
– Эксперты с высокой вероятностью ожидают ускоренную цифровизацию разных секторов экономики и образа жизни граждан, а следовательно, и цифровизацию многих производственных процессов социальных предприятий, внедрение IT-технологий в филантропию.
– Участники опроса со сравнительно большой вероятностью предполагают корректировку законодательства о СП как на региональном, так и на федеральном уровне.
– Довольно согласованно и невысоко эксперты оценили вероятность повышения предпринимательской активности россиян и их участия в СП. Также они не ожидают крупных инвестиций бизнеса в развитие социальных предприятий.
– От бизнес-корпораций эксперты в большей степени ожидают консультационной и образовательной поддержки СП, в том числе в виде акселерационных программ. - Редкое единство взглядов эксперты продемонстрировали лишь в вопросах о наиболее перспективных в ближайшие годы областях развития социального предпринимательства в России и целевых аудиториях, у которых СП наиболее востребовано. Следуя логике Закона о СП, эксперты в качестве перспективных направлений деятельности социальных предпринимателей чаще всего называли «образовательные услуги», «услуги детских садов и яслей», «хосписы, услуги сиделок и патронажных сестёр», «медицинские и оздоровительные услуги», «социально-бытовые услуги». При этом в качестве «благодарных» потребителей указанных услуг чаще всего назывались «лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды», «пенсионеры и люди предпенсионного возраста», «одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов», «дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники и воспитанники детских домов», «многодетные семьи». Таким образом, эксперты предполагают, что пока социальное предпринимательство будет развиваться скорее в логике «бизнес-собеса».
- Возможная корректировка законодательства о СП является одним из основных факторов – развилок дальнейшего развития СП. Нынешняя редакция закона о СП фактически инициировала развитие отдельной ветви бизнеса в социальной сфере, ориентированной на поддержку малоимущих и социально уязвимых категории населения («бизнес-собес»), и, по оценкам многих экспертов, не внесла ясность в идентификацию и институализацию явления, а на сегодняшний день только увеличила разнообразие субъектов, выступающих под именем социального предпринимательства, и таким образом усилила неопределенность и остроту дискуссий о будущем СП в России. Эксперты предполагают, что корректировка законодательства должна определённо ответить на три ключевых вопроса-развилки:
– о понимании социального предпринимательства как активности по производству «социальных изменений», решению социальных проблем, достижению явного социального эффекта или активности по производству товаров и услуг в социальной сфере;
– о предоставлении или не предоставлении статуса СП социально ориентированным НКО (СОНКО), фактически осуществляющим ту же деятельность, что и социальные предприятия в статусе МСП, и, как следствие, о возможности получения соответствующими НКО субсидии как субъектами СП (от этого зависит решение социального предпринимателя по существованию в одном или нескольких юридических лицах с разным организационно-правовым статусом);
– об уровне органов власти, обладающих полномочиями предоставления статуса социального предпринимателя и ведения реестра социальных предприятии, – федеральный или региональный.
Необходимо отметить, что корректировка законодательства получила со стороны экспертов очень высокую оценку желательности (средний балл – 8,1 из 10, 2-е место в рейтинге желательных действий и условий среди 27 предложенных). - Неопределённость перспектив развития СП в России существенно связана с растущей неопределённостью возможного поведения по отношению к СП главных драйверов процесса – государства и бизнеса. В условиях экономического и социокультурного кризисов (включая пандемию COVID-19) указанные стейкхолдеры сами пересматривают свои стратегии активности в социальной сфере, и пока не ясно, какие из вариантов этих стратегий будут выбраны. В этой связи на основе суждений экспертов в рамках заочного опроса и очных сессий можно сформулировать следующие ключевые вопросы-развилки:
– будет ли продолжаться последовательный уход государства из социальной сферы (в т. ч. здравоохранения и социального обеспечения) и передача соответствующих функций частному бизнесу и СОНКО, или этот процесс будет приостановлен (в т. ч. на основе анализа последствии пандемии COVID-19);
– будет ли крупный бизнес относиться к социальной сфере скорее как сфере «корпоративной социальной ответственности» и «благотворительности», или он войдёт в неё как полноправный участник и конкурент с соответствующими инвестициями и франшизами.
Понятно, что перспективы социального предпринимательства принципиально зависят от этих «выборов».
СкачатьСоциальное предпринимательство в России: перспективы развития
СкачатьСП в России: перспективы развития – презентация основных результатов
СкачатьСП в России: перспективы развития. Конспекты экспертных сессий
Дата публикации: 28 апреля 2021
44 1
Хочешь получать свежие материалы?
Вам может быть интересно