Не просто плиты
Как и большинство из нас, Фил Ферранто значительную часть своей жизни не задумывался о том, как и на чем готовят пищу люди в разных странах мира. А когда вдруг озадачился этим, то одновременно волей-неволей стал решать проблемы, связанные с экологией, охраной здоровья и жизни людей, борьбой с бедностью, правами женщин на образование, их трудоустройством и даже снижением числа изнасилований в Африке! А ведь его фирма EcoZoom всего-навсего производит плиты.
«Мне и в голову не приходило, какое количество людей вынуждено готовить пищу на открытом огне, – говорит Фил Ферранто. – Три миллиарда человек!» При этом, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), четыре миллиона из них — в основном женщины и дети — ежегодно умирают от причин, связанных с вдыханием угарного газа и прочих вредных продуктов горения. По данным ВОЗ, именно приготовление пищи на открытом огне является одной из главных причин проблем со здоровьем в мире. Содержание вредных веществ в помещении при таком способе готовки превышает норму в 20 раз. «Дышать таким воздухом — все равно что выкуривать по две пачки сигарет в день», – замечает Фил Ферранто.
Дура, Джет и Верса — выбирай любую
Когда господин Ферранто «переварил» все эти факты, то решил: надо что-то делать — и основал компанию EcoZoom. Это социальное предприятие, которое занимается поставкой «правильных» плит в развивающиеся страны: Кению, Гаити, Нигерию и другие. «Правильных» — значит экологичных, удобных и простых в использовании, экономичных и менее пожароопасных. Компания выпустила уже свыше 210 тысяч кухонных плит, предназначенных для людей, которым доступен лишь один способ приготовления пищи — на открытом огне.
Есть три основных варианта плит. Во-первых, дровяная Zoom Dura, требующая вдвое меньше топлива и на 70 % уменьшающая количество вредных выбросов. Во-вторых, угольная Zoom Jet, которая «ест» на 60% меньше угля, а уровень вредных веществ понижается на 45%. И, в-третьих, Zoom Versa — она может работать и на дровах, и на угле, и на биотопливе. Эта «чудо-печь» уменьшает расходы домохозяйства на приготовление пищи на 53%, а количество вредных веществ снижается на 70%. Стоят эти плиты от 20 до 50 долларов – зависит от страны, где их продают. В особых случаях, когда речь идет об очень бедных поселениях, EcoZoom привлекает третьи стороны, которые могут помочь снизить цену еще больше. Средний срок службы плиты — пять лет.
Без женщин — никуда
«Мы начинали работать для того, чтобы помочь людям в решении их повседневных проблем», – говорит Ферранто. Но оказалось, что не все так просто. Забота о здоровье не единственная задача компании. Главная цель соцпредприятия — делать жизнь женщин лучше».
Нам может показаться странным, но в нашем мире остаются такие уголки, где представительницы слабого пола ежедневно уходят на несколько часов далеко от своей деревни в поисках топлива. И это может быть далеко небезопасно. В африканских странах, о которых идет речь, процент изнасилований, к сожалению, очень высок. К тому же при таком графике образование или любая работа, кроме домашней, остается для них несбыточной мечтой.
Поскольку плитам Фила Ферранто требуется на 50–60% меньше энергии, у женщин появляется свободное время. Первоначально фирма EcoZoom была основана и работала в городе Портленд, штат Орегон, но ее основные рынки — Мексика, Нигерия, ЮАР, Сомали, Соломоновы Острова, Вануату, Гаити. Чтобы быть ближе к своим потребителям, руководство компании приняло решение открывать офисы в странах, где продаются плиты, и принимать на работу местное население. Приоритет, в частности, отдан трудоустройству женщин Африки. EcoZoom привлекает их для продаж. Как отмечает Аманда Вест, сооснователь компании, «ориентация на женщин стала краеугольным камнем успеха. Если бы мы не думали о них, весь наш бизнес пошел бы прахом».
И, конечно, награда
Изучив ситуацию, сотрудники EcoZoom поняли, что стратегически важным пунктом для них является Найроби. В столице Кении живут полтора миллиона человек, которые готовят на угле или открытом огне. 15–20% их дохода уходит только на топливо для приготовления пищи. «Это потрясает воображение, если как следует вдуматься», – говорит Ферранто. Учитывая эти расходы, плита от EcoZoom окупается за три-четыре месяца. Фирма уже набрала в Кении команду сотрудников и начала развивать параллельную программу в Руанде.
В апреле компания получила награду от организации B Lab, задача которой — помочь социальным предпринимателям лучше понимать местные сообщества. EcoZoom был отмечен за создание наиболее позитивного и глобального влияния на социальную и экологическую обстановку в регионе.
Перевел Денис Семенов
Источники: Mashable.com
Дата публикации: 9 июля 2015
#социальное предпринимательство #Африка1509 123