«Библиотека вещей» и другие радикалы совместного потребления

Sharing economy — явление достаточно новое. Появилась эта экономическая модель в качестве альтернативы традиционному капитализму. Патриархи «совместной экономики» верят, что совершили в своих сферах настоящую революцию. Однако новая поросль этого сектора полагает, что обществу потребления был нанесен недостаточно сокрушительный удар, и старается изменить отношение человечества к покупкам, деньгам и вещам. О том, как это происходит в Англии, рассказывает газета Guardian

На ковровое покрытие страшно смотреть. А скоро нагрянут гости. Что делать? Есть три варианта: купить специальную машину для чистки ковров (около 130 фунтов стерлингов), вызвать клининговую компанию (40 фунтов), взять агрегат напрокат (29 фунтов за два дня).  Но если вы живете в лондонском районе Уэст-Норвуд, вам нужно лишь дойти до библиотеки и одолжить эту машину всего за 9 фунтов.

За граблями — в библиотеку

Конечно, Library of Things не обычная библиотека. Это — «Библиотека вещей», социальное предприятие, где можно взять на время буквально все на свете: инструменты, туристическое снаряжение, кухонную утварь, одежду…

Идея проста. Любой житель района может стать членом этой организации абсолютно бесплатно и заимствовать пять предметов в неделю. «Библиотека вещей» работает следующим образом. Мы все являемся владельцами всех вещей, которые у нас есть. Когда людям что-нибудь нужно, они приходят и берут их на время по очень низкой цене», – говорит сооснователь предприятия Ребекка Тревальян. Стоимость проката определяется ценностью предмета и его популярностью. Моющая машина — одна из самых дорогих вещей в «библиотеке». В среднем рента составляет от двух (грабли) до четырех (хлебопечка) фунтов. Полный список представлен в онлайн-каталоге.

Открылась «библиотека» в конце нынешнего лета, в ее ряды вошло уже 200 человек. Стартовый капитал  Тревальян и двое ее единомышленников собрали с помощью краудфандинга. Компания на платформе Kickstarter прошла успешно. У стартапа были и вещевые спонсоры: местный магазин B&Q пожертвовал на тысячу фунтов инструментов, Berghaus и Patagonia снабдили  предприятие рюкзаками, куртками, туристическим снаряжением, спортинвентарем. «Мы принимаем только качественные вещи, в хорошем состоянии, желательно новые, – говорит Тревальян. – Если речь идет об электроприборах, большое внимание уделяем их безопасности».

Доход социальное предприятие получает пока лишь от ренты за взятые вещи. Но очень скоро Library of Things намерена заняться торговлей сопутствующими товарами: чистящими средствами, сверлами для дрелей и т.д.

К тому же они выиграли специальный приз Королевского общества искусств за разработку пошаговой инструкции для тех, кому захочется создать такую же «библиотеку». Тревальян с коллегами уже проводят тренинги для всех желающих. Основное место работы основательницы «Библиотеки вещей» — Impact Hub в Брикстоне.

«Мы надеемся, что подобные предприятия появятся в самых разных местах — обычных библиотеках, жилых домах, общественных центрах и магазинах», – говорит Тревальян.

Без денег и начальства!

Новое — это хорошо забытое (или слегка модернизированное) старое. Сама концепция «Библиотеки вещей» и подобных ей предприятий не нова. Лизинг, лендинг, прокат, обмен, аренда, рента, да и обычные библиотеки — человечество давно уже придумало массу способов избежать традиционного «купи-продай» и пользоваться вещами, не владея ими. Но интернет и цифровая революция выдвинули подобные модели на первый план. Наступила эпоха  экономики совместного потребления (sharing economy). По прогнозам экспертов, к 2025 году оборот этого сектора достигнет 335 миллиардов долларов в год, что сравнимо со сферой традиционной аренды и проката.

Звезды совместного потребления — Uber, ZipCar, TaskRabbit — любят говорить о том, что они подрывают традиционную экономику. И, действительно, в своих областях им удалось произвести настоящие революции. Недаром глобальная гостиничная индустрия так активно выступает против сервиса Airbnb.

Но Library of Things настроена еще более радикально. Uber и иже с ним представляются им явлением вчерашнего дня: частная собственность, штат менеджеров. Цель основателей «библиотеки» – сделать свое социальное предприятие полностью общественным. Им владеет, пользуется, его контролирует, получает от него прибыль и пользу исключительно местное сообщество. 

Экономика часов

Эту философию разделяет онлайн-платформа обмена временем и работой Economy of Hours (или просто Echo). Сегодня она объединяет около трех тысяч человек, которые свободно и самостоятельно торгуют своим временем и трудовыми навыками. Один трудочас стоит столько же, сколько любой другой, независимо от того, в чем состоит работа: чистке того же ковра или разработке фирменного дизайна. В отличие от своих «старших братьев» — TaskRabbit, Fiverr, PeoplePerHour — здесь в принципе отказались от денежной оценки труда. «Нам хотелось создать нечто предельно демократичное и доступное, нечто, в чем может на равноправной основе принять участие любой человек», – объясняет одна из руководительниц  общественной предпринимательской компании Echo Сара Хендерсон.

Брачный союз или экономический катаклизм?

Главная проблема экономических моделей совместного потребления состоит в сложности их масштабирования, считает эксперт по вопросам устойчивости бизнеса организации Forum for the Future Бен Келлард. У социальных предпринимателей, как правило, есть масса инновационных идей, а вот с деньгами и возможностями выхода на рынок дела обстоят значительно хуже. В традиционном бизнесе все с точностью до наоборот: есть и деньги, и рынок сбыта, а свежих решений — немного. «Теоретически, идеальным выходом был бы союз между двумя моделями, – говорит Келлард. – На практике же, увы, такое можно встретить крайне редко».

Эксперт признает, что sharing economy является уже необратимой тенденцией и крупные корпорации, игнорирующие появление этих инноваций, рискуют. Однако полноценная кооперация между большим бизнесом и экономикой совместного потребления, по словам Бена Келларда, представляется пока не столь продуктивной, как общение и осторожные эксперименты в области синтеза двух бизнес-моделей. Это уже происходит в некоторых инновационных хабах, например Unilever Foundry или Wayra

Еще один камень преткновения для предприятий совместного потребления, как ни странно, – низкий социальный заказ. Люди любят покупать, и отучить их от этого не так-то просто. «Гораздо легче, конечно, нажать одну кнопочку в интернете и в очередной раз бездумно купить ненужную ерунду», – говорит Сэм Стефенс, основатель пункта обмена Streetbank (спонсором которого также является сеть B&Q). Когда Стефенс начинает мечтать о будущем sharing economy, то порой сам пугается своих мыслей: «Получается, что только очень сильный экономический катаклизм может заставить людей пересмотреть свой подход к шопингу и потреблению». Но он надеется, что соцпредприятиям, основанным на экономике потребления, удастся все же совершить «бескровную революцию». Все дело в том, чтобы привить людям ответственное отношение к потреблению – и тогда все станет по-другому.

Перевел Денис Семенов

Дата публикации: 2 ноября 2016

#зарубежный опыт

 2721   26  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно