Еда из ящика

В благополучном коммунистическом будущем, описанном братьями-фантастами Стругацкими, проблема еды больше не стоит перед человечеством. Хочешь поесть – набираешь код на дисплее и получаешь любые продукты прямо в дом по Линии Доставки. В реальности сегодня в Москве свежие и натуральные продукты еще нужно поискать. Проект Freight farms (что-то вроде "Ферма в контейнере") чем-то похож на идею Стругацких: в любую точку мира вам доставят симпатичный бело-зеленый металлический контейнер, в котором есть все для почти автоматического выращивания зелени: вертикальные гидропонные грядки (земля не нужна – питательная жидкость идет прямо к корням), искусственный свет и компьютерный контроль. Знай себе подавай электричество да снимай урожай 365 дней в году.

"Наша идея была проста, – говорят основатели "Фрейт фармс" Брэд Макнамара и Джон Фридман, – людям нужно все больше еды, и лучше, если она выращена как можно ближе к их дому. К тому же климат меняется, и нужно научиться производить качественные продукты питания в любых условиях".

Рождение "Зеленой машины"

Компания "Фрейт фармс" была основана в 2010 году, когда появилась мода на так называемую городскую агрокультуру (Urban Agriculture) – попытки разведения огородов и ферм в заброшенных производственных помещениях или прямо на крышах. Макнамара и Фридман тоже начинали со строительства теплиц на крышах, но это оказалось довольно трудоемкой задачей, и компаньоны решили, что нужно придумать что-то, что можно быстро собрать-разобрать и перенести на новое место. В результате мозгового штурма пришла совершенно неожиданная и, казалось бы, безумная идея – использовать для выращивания еды... большие сорокафутовые транспортные контейнеры. Это металлическая коробка длиной двенадцать, шириной и высотой примерно по два с половиной метра.

"Когда мы придумали концепцию фермы в контейнере, то не могли толком объяснить, как это будет работать, даже своим ближайшим родственникам, – говорит Джон Фридман. – А сегодня наши "зеленые машины" работают уже в 10 странах".

365 дней в году, 52 урожая

"Зеленая машина по производству листьев" (Leafy Green Machine) – так и назвали свое изобретение социальные предприниматели. Другое, рабочее название – "ферма в коробке". Что внутри симпатичного бело-зеленого контейнера? Основное место занимают так называемые посевные колонны – своего рода выдвижные стеллажи, в которых находятся вертикально расположенные гидропонные грядки с искусственным грунтом и подаваемым питательным раствором. Мечта дачника – чтобы возделывать эти вертикальные грядки, не нужно сгибаться в три погибели! В контейнере – 256 таких грядок. Средний годовой урожай – 2–4 тонны зеленой массы (52 урожая в течение года), что равнозначно хорошему урожаю с классического огорода площадью 0,8 гектара, или 80 соток. То есть в условиях, скажем, Центральной России, где получают, как правило, один урожай в год, чтобы вырастить столько же зелени к столу, сколько может дать один контейнер «Фрейт фармс», нужно семь стандартных шестисоточных дачных участков.

Кроме вертикальных грядок, в "Зеленой машине" еще есть автоматическая система, которая управляет всем процессом: следит с помощью датчиков за влажностью искусственного грунта, готовит и подает раствор – под конкретные культуры, управляет температурой, системой орошения, искусственного освещения и увлажнения воздуха. На грядках установлены камеры - всем процессом можно управлять удаленно через компьютер. Человек нужен для того, чтобы закрепить рассаду, пополнить запас химикатов для раствора и снять урожай. В контейнере находится автономный бак с водой – для получения урожая здесь нужно на 90% меньше воды, чем на классическом огороде – гидропонная система подводит жидкость непосредственно к корням растений. То есть "Зеленая машина" – это устройство замкнутого цикла. Примерно так представляют себе ученые процесс выращивания еды на космических кораблях или в инопланетных колониях. А изобретение Макнамары и Фридмана для того и создано, чтобы выращивать съедобную зелень где угодно: от арктических пустынь до знойных песков. Рабочая температура "за бортом" может быть от -40 до +50 градусов по Цельсию.

"В "Зеленой машине" можно выращивать практически любую зелень, – рассказывает городской фермер из Хьюстона (Техас, США) Андрей Абинштейн, – любые виды салата, травы и даже, например, брюссельскую капусту".

Андрей интересовался здоровым питанием, проблемами устойчивой экономики и экологии, но никогда не представлял, что станет городским фермером. Случайно узнал о технологиях контейнерных ферм и загорелся идеей организовать подобный бизнес в своем городе. Прежде чем купить "Зеленую машину", он прошел стажировку в одном из ресторанов Хьюстона, чтобы лучше понять потребности рестораторов в свежей зелени. После чего купил два контейнера и сегодня поставляет салаты и капусту в лучшие рестораны Хьюстона. В планах – купить дополнительные контейнеры и стать партнером одной из сети супермаркетов.

Зелень – и не только съедобная

Какова экономика "Зеленой машины"? Один контейнер стоит сегодня 85 тысяч долларов США. В день он потребляет 125 киловатт электроэнергии, 22 литра воды. Месячная стоимость питательных составов – $300. На обслуживание фермы уходит от 15 до 20 часов в неделю. В реалиях США общие расходы на выращивания зеленой продукции в контейнере уходит примерно $13 000 в год. Какова окупаемость? На сайте компании нет таких данных. Как признаются владельцы бизнеса, результаты сильно различаются в зависимости от местоположения фермы и условий, на которых удалось договориться с покупателями продукции. К февралю 2018 года продано 160 контейнеров, и пока это еще, по большому счету, эксперимент – модный и популярный среди продвинутой молодежи и людей, озабоченных развитием устойчивой экономики. Кстати, несколько "Зеленых машин" были приобретены ведущими американскими университетами – для снабжения студенческих столовых свежей зеленью и как экспериментальные площадки "зеленой" экономики на территории университетских кампусов.

Впрочем, "Фрейт фармс" – это уже не только эксперимент. Во многих крупных городах США это единственный вариант получения свежей зелени в шаговой доступности от ресторанов и магазинов.

"За качественной свежей зеленью всегда идет охота, – говорит шеф-повар ресторана "Релиш" в Хьюстоне. – Возможность покупать салаты из контейнера – это возможность круглый год предлагать нашим клиентам всегда свежие салаты одного и того же качества, независимо от времени года или капризов матушки-природы".

Клиентами "Фрейт фармс" уже стали малые предприятия, социальные предприниматели, традиционные фермеры, отели и рестораны, университеты и даже некоммерческие организации из 36 штатов США и в общей сложности 10 стран. И, по всей видимости, это только начало – и бизнеса компании, и нового направления в сельском (а теперь уже и городском) хозяйстве. "Grow food anywhere!" ("Выращивай еду, где угодно!") – таков лозунг компании "Фрейт фармс". Похоже, что благодаря двум энтузиастам-предпринимателям Джону Фридману и Брэду Макнамаре это стало действительно возможным.

Автор: Кирилл Ольгинский

Дата публикации: 7 февраля 2018

#устойчивое развитие #экология #питание #зарубежный опыт

 2651   5  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно