Мэтью Манос - гений pro bono

Кто такой Мэтт Манос (Matthew Manos) — сказать и сложно, и легко. Дизайнер, специалист по стратегическому прогнозированию, социальный предприниматель. Активный пропагандист принципа pro bono. Автор образовательных программ и книг. Человек, попытавшийся изменить мир к лучшему, преуспевший и готовый поделиться своим успехом с остальными.

Истина не нова: почти за любым социальным предприятием стоит личная история его создателя. Столкнулся с бедой, с проблемой, с несправедливостью — ищешь способ исправить ситуацию. Катаясь на скейте, молодой Мэтт встретил в парке инвалида-колясочника, который умудрялся проделывать головокружительные трюки на своем «техническом средстве реабилитации». Оказалось, что он возглавляет организацию, которая популяризирует экстремальные виды спорта среди детей-инвалидов. Мэттью идея понравилась, и он предложил НКО бесплатные услуги дизайнера.

«Отдай половину»

То, что было так называемым спонтанным актом проявления доброты очень скоро превратилось в уникальную модель pro bono, которую Мэтт разработал для своей фирмы verynice. Ее он создал сразу по окончании колледжа, в 2008 году. Среди клиентов консалтинговой компании по разработке дизайн-стратегии — компании UNICEF, Amnesty International, Google, а также масса никому неизвестных начинающих предпринимателей. Последним услуги оказываются бесплатно — так же, как колясочнику из парка.

Модель Мэтта называется «отдай половину» (give-half model). В том, что касается производства или продажи товаров, это, конечно, не новость: модель «пара за пару» вошла в обиход социально ответственных бизнесменов еще в середине прошлого века. Но вот продавать таким же образом рабочее время компании до Маноса еще никто не решался. Поначалу он работал один, горя желанием 100% работы делать бесплатно. Как раз тогда он получил свой первый крупный заказ: оформление для MTV фильма ужасов Savage County — полученный гонорар позволял думать, что деньги всегда будут легкими, большими и веселыми. Девиз фирмы Мэтт нацарапал на салфетке в кафе. Звучал тот незатейливо: Save the World.

Дизайн, который меняет мир

Со временем молодой человек понял, что мир, который он решил спасти, устроен достаточно сложно и, как бы ни хотелось, стопроцентный альтруизм не самая лучшая бизнес-идея. Зарабатывать на жизнь приходилось случайными — и не очень частыми — заработками. Манос сменил слоган фирмы на более тяжеловесный и реалистичный: «Change the Design Industry through Disruptive Innovation and Authentic Intention» («Изменим индустрию дизайна с помощью взрывных инноваций и идущих от сердца намерений»). И начал искать помощников, работающих удаленно, знающих дизайн и разделяющих его идеи.

После того как у verynice появились солидные коммерческие клиенты, желающих потрудиться на нее pro bono стало больше. Сейчас у фирмы более трехсот удаленных сотрудников и волонтеров в разных странах мира. В штате, кроме самого Маноса, — несколько дизайнеров, менеджеров и специалистов по стратегическому планированию.

По данным за апрель нынешнего года, сервисами pro bono компании verynice воспользовались 426 организаций. Сотрудники и волонтеры отработали 87 271 бесплатный час, что принесло клиентам 5 367 195 долларов прибыли.

Подробно модель «отдай половину» Манос описал в своей первой книге «Как отдавать половину своей работы бесплатно» («How to Give Half of Your Work Away for Free»). Деньги на ее издание он собирал в 2013 году с помощью краудфандинга. Сегодня книгу можно прочитать онлайн совершенно бесплатно или скачать за любую приемлемую по меркам пользователя цену.

101 бизнес-модель

Также за произвольную символическую сумму можно получить и созданный Маносом глоссарий различных бизнес-моделей с набором инструментов для создания собственной компании. Манос год собирал данные, год систематизировал и описывал их, а после еще год тестировал на различных конференциях, воркшопах и прочих мероприятиях. Свою лепту в создание этого «бизнес-справочника» внесли в общей сложности 15 тысяч предпринимателей и организаций. Итог — Models of Impact — содержит описание 101 модели, которая позволяет создавать устойчивый бизнес в разных странах мира и главное — пошаговое руководство, как это, собственно, делать.

Четыре кита

По Маносу, четыре основные фазы создания бизнеса — это учеба, изобретение, планирование, отчетность.
То, что учеба стоит в этом перечне на первом месте, не случайно. Огромное внимание Мэтт Манос уделяет разработке образовательных программ. Методология Models of Impact была интегрирована в курс МБА Калифорнийского колледжа искусств (California College of the Arts) «Социальное предпринимательство», куратором которого является Манос.

В феврале нынешнего года Мэтт посетил Москву, где вместе с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» разрабатывал очередной курс онлайн-школы городских предпринимателей Vector. Его целевой аудиторией были создатели местных стартапов, которые хотели разрабатывать собственную бизнес-модель. Одновременно Манос провел воркшоп для молодых российских предпринимателей, прочитал публичную лекцию и обеспечивал менторское сопровождение студентов.

«Работа со «Стрелкой», – пишет он на своем веб-сайте www.mattmanos.com, – стала важнейшей вехой в моей карьере. Если вы ищете что-то совершенно новое и необычное, примите участие в этой новой программе обучения».

Подготовила Екатерина Савостьянова

Продолжение материала: Будущее как факт

Дата публикации: 20 сентября 2016

#зарубежный опыт

 1856   173  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно