Перекусить социально в Эдинбурге
Эксперт Фонда «Наше будущее» Сергей Пономарев в течение месяца путешествовал по Великобритании и встречался с социальными предпринимателями. Этим материалом мы начинаем серию его путевых заметок о социальном бизнесе Туманного Альбиона. Первая встреча состоялась в шотландском Эдинбурге, где остро стоит проблема бездомных.
В полумиллионном Эдинбурге (Шотландия) насчитывается до 8000 бездомных. Как ни странно, основным источником пополнения армии уличных жителей является популярный Эдинбургский фестиваль искусств, который проходит тут каждый август. Со всей Европы на него съезжается огромное число туристов, включая молодежь: кто-то едет «оторваться», а кто-то — подработать. Многие остаются до следующего фестиваля, перебиваясь случайными заработками и живя где придется (благо климат позволяет: средняя температура января +4 градуса по Цельсию). Многих поначалу устраивает такой образ жизни: они молоды, чувствуют себя «вольными художниками» и улица их не пугает, но вырваться из этого порочного круга бывает не так просто.
Не сэндвичем единым
Кафе Social Bite («Социальный перекус». — Прим. ред.) находится в самом центре Эдинбурга. Это небольшое заведение, которое предлагает сэндвичи, готовые салаты, напитки и кофе. Его основатели Джош и Элис некогда съездили в Бангладеш, встретились с одним из основателей мирового движения социального предпринимательства Мохаммадом Юнусом и решили стать социальными предпринимателями. Четыре года назад они открыли социальное кафе. Сегодня работает уже пять заведений Social Bite: в Глазго, Эдинбурге и Абердине. В планах Джоша и Элис — расширить сеть на всю страну. При этом большая часть чистой прибыли направляется на решение социальных проблем.
О том, как работает эдинбургское кафе, автору статьи рассказала его управляющая — юная девушка с мультяшным именем Мими.
Итак, по порядку. Основные клиенты: туристы и местные служащие. Вся прибыль идет шотландским благотворительным организациям, которые работают с бездомными. Кроме того, покупая еду, клиент может оплатить и так называемый «предоплаченный» ланч или кофе для тех, кто не может себе этого позволить. Работает это так: кассир берет деньги и клеит стикер на специальную доску. Бездомные или те, у кого не хватает денег, зайдя в кафе, снимают этот стикер и получают сэндвич или кофе. Случается, что предоплаченными обедами пользуются люди, которые, судя по внешнему виду, не являются малоимущими, но в Social Bite не задают вопросов: если человек не заплатил, значит, он действительно нуждается.
Эдинбургский Social Bite работает с семи утра до трех дня, после чего все непроданные бутерброды раздаются бездомным, поэтому ежедневно за ними выстраивается очередь из 40–50 человек.
В кафе за консультацией
По словам Мими, здесь не просто кормят нуждающихся, но и пытаются изменить их жизнь. Два раза в неделю в кафе приходят специалисты из благотворительных и социальных организаций — Красного Креста, приютов и кризисных центров — и дают бездомным исчерпывающие консультации о том, какую помощь и где они могут получить. По средам в кафе проходят мероприятия для женщин, которые живут и, к сожалению, «работают» на улице. Обычно приходят 15–20 девушек. С ними встречаются медсестры из женской клиники, консультируют и бесплатно раздают презервативы. Также у кафе хорошие отношения с местной полицией, которая помогает решать вопросы с документами.
Академия социального перекуса
Конечно, не все бездомные эдинбургцы — прожигатели жизни, приехавшие на музыкальный фестиваль. Многие оказались на улице не по своей вине, как Эдвард — один из работников Social Bite, с которым меня познакомила Мими. Бездомным он когда-то пришел в кафе, а сегодня возглавляет Академию Social Bite — кулинарные курсы для бездомных. Финансирование академии осуществляется из нескольких источников: сети кофеен Social Bite, средств, поступающих от национальной лотереи и ряда других спонсоров. Обучают здесь качественно и у выпускников есть реальный шанс получить неплохую работу. Так, часть из них смогли трудоустроиться на центральной кухне-фабрике Social Bite в Ливингстоне, где производят сэндвичи для всей сети. В академии периодически проводятся дни открытых дверей. Постепенно к программе подключаются и другие рестораны — один из учеников академии бесплатно обучается в престижном заведении, обладающем звездой от Мишлен.
По словам Эдварда, смысл работы кулинарной Академии Social Bite — не только в обучении профессиональным навыкам. В процессе учебы потерявшие кров люди общаются с опытнейшими поварами — настоящими мастерами своего дела и неординарными личностями, увлеченными и харизматичными. Это общение заражает драйвом, рождает желание изменить свою жизнь, расти. В этом и есть главная миссия академии — воодушевить на изменение жизни.
Финансовый механизм и терпимость клиентов
Несмотря на свою социальность, Social Bite в финансовом отношении довольно прочно стоит на ногах. Удалось выплатить все долги в виде беспроцентных займов, которые брали основатели у частных инвесторов. Являясь социальным предприятием, кафе на четыре года освобождено от уплаты местного налога. Хотя большой прибыли Social Bite не приносит, сеть развивается. Людям нравится чистота, вежливость персонала и качество продукции. Дружественная рекламная компания бесплатно разработала для социальной сети кафе фирменный стиль.
Когда Social Bite только начинало свою работу, были опасения, что обычные клиенты не захотят есть в одном заведении с бездомными. Когда кафе закрывается, в переулке выстраивается многолюдная и шумная очередь разнообразно одетых людей. Но сегодня большинство постоянных клиентов заведения знают, что это социальное предприятие, и готовы делить пространство с необычными посетителями.
С соседями тоже проблем не возникает. Район туристический, вокруг много пабов, и все привыкли к шумным и суетливым толпам вокруг.
Звезды Голливуда тоже любят сэндвичи
На видном месте в кафе висит большой плакат, на котором Джордж Клуни фотографируется с персоналом Social Bite. История фотографии такова: основатель заведения Джош решил, для хорошей рекламы неплохо бы пригласить в кафе какую-нибудь знаменитость и, что называется, на удачу отправил письмо киноактеру Джорджу Клуни. Каково же было удивление команды Social Bite, когда в 2015 году Джордж Клуни оказался на пороге кафе, пообщался с сотрудниками и пожертвовал на социальные программы 1000 фунтов.
Уже в конце интервью разговор зашел о самой Мими, о том, почему она работает менеджером в таком необычном заведении. Девушка получила образование в сфере управления предприятиями общественного питания, работала в разных заведениях, но идея Social Bite понравилась ей больше всего. Главное, что привлекает ее в работе в социальном кафе, — видеть, как меняется жизнь подопечных, которым подчас Мими уделяет больше времени, чем своим непосредственным подчиненным — сотрудникам кафе.
Случались, конечно, и непредвиденные ситуации, но за несколько лет Мими лишь три раза пришлось вызывать полицию. По словам Мими, и основатели Social Bite, и сотрудники всерьез настроены на расширение сети социальных кафе, потому что этот формат приносит свои плоды — люди меняют свою жизнь.
Автор: Сергей Пономарев. Эксперт Фонда «Наше Будущее», ведущий тренер Школы социального предпринимательства. Кандидат политических наук, автор около 40 публикаций, 12-летний опыт академической деятельности, успешно реализовал около 100 социальных проектов, провел более 400 семинаров для общественных организаций и органов власти.
Автор: Сергей Пономарев
Дата публикации: 10 июля 2017
#великобритания #Британские заметки1520 181