Почему социальным предпринимателям так уютно в шотландских горах?
Шотландия — страна неприступных гор, коварных заливов, уединенных островов. Здесь безлюдно: всего 10% населения Британских островов облюбовало для жительства эти дикие места. При этом именно в горных и островных селениях Шотландии располагается почти четверть социальных предприятий Великобритании. В чем причина?
Область Хайленд изолирована от «большой земли». Зато живут здесь очень дружно. Тесные сообщества — прекрасная почва для социального предпринимательства, а оно, в свою очередь, является гарантией того, что эти крошечные деревушки не исчезнут с карты, а будут жить и развиваться. Разумеется, как и везде, горно-островные социальные предприятия нуждаются в помощи и поддержке — далеко не каждый, кто вырос среди утесов и волн, является прирожденным бизнесменом.
Консалтинговая фирма HISEZ такую поддержку оказывает. Вот уже много лет два ее основателя — Полли Чапман и Брайан Уивер — бороздят Атлантический океан и покоряют горные вершины, чтобы помочь местным социальным предпринимателям в решении насущных проблем. Расположен офис HISEZ в Ивернессе — единственном населенном пункте со статусом города в области Хайленд и ее административном центре.
Не в красоте счастье
Главное богатство этого региона — красота. Со всем остальным — большая проблема. Горные почвы бедны, береговая линия изрезана. Здесь трудно строить, перемещаться, заниматься сельским хозяйством, туризмом и вообще делать что бы то ни было. Большая проблема (а значит, широкое поле для деятельности предпринимателя) — снабжение электроэнергией. Ставку делают на использование возобновляемых источников: ветер, солнце.
«Оторванность от мира, – объясняет Полли Чапман, – трудность доставки сюда товаров и услуг, заставляет местных жителей больше полагаться на самих себя, свою семью и друзей. Именно поэтому местные сообщества являются такими крепкими, но, к сожалению, не все. Некоторые из них, наоборот, очень хрупки, рискуют не выдержать натиска ежедневных проблем и вызовов природы. В таких поселениях бизнес, заботящийся о решении социальных проблем больше, чем о прибыли, необходим как воздух».
Из-за удаленности от мира селянам приходится искать решение многих проблем самостоятельно. Главная сложность в их работе — малонаселенность. Если в городе или крупном поселке есть возможность создать пусть небольшой центр для «особых детей» или учебные классы для пожилых, то здесь каждая проблема — штучная. Один ребенок с аутизмом на острове, трое старичков в горной деревушке… Задача Полли Чапман и Брайана Уивера именно в том и заключается, чтобы найти решение этой непростой задачки методами бизнеса и научить этому селян.
«Местное населения стареет, -говорит Уивер, – и, безусловно, нуждается в заботе. Однако среди представителей старшего поколения есть как люди с особыми потребностями, так и те, кто обладает достаточными знаниями и навыками, чтобы потрудиться ради общего блага. У них за плечами бесценный опыт, в их распоряжении много свободного времени. Трудоустроить таких людей — задача социальных предпринимателей, с которой они неплохо справляются».
Купить остров и жить припеваючи
Здесь активно создаются коллективные хозяйства: сообщество берет в общую собственность землю или электростанцию и создает социальное предприятие, трудоустраивая тех, кто другой работы в горах не найдет, включая, разумеется, местных ветеранов. Коллективная собственность показала себя с самой лучшей стороны: благодаря ей, как отмечают сами горцы и островитяне, качество их жизни заметно улучшилось.
Вот пример. В 1997 году владелец острова Эйгг продал его местному сообществу. До сих пор жителей мало волновало то, как ведется хозяйство на острове. Они знали, что ничего не смогут изменить на чужой земле, а потому попросту покидали свою малую родину в поисках лучшей доли. Население поселка стремительно сокращалось. Взяв управление в свои руки, островитяне постарались сделать Эйгг как можно более привлекательным для потенциальных поселенцев. Здесь построили новые дома, создали несколько малых предприятий, инвестировали в создание собственной электростанции. Последнее сделало их независимыми, заставило забыть о перебоях с электричеством и научило экономить энергию. «Когда члены сообщества владеют имуществом, которым сами же и пользуются, – говорит Чапман, – они относятся к нему уже совсем по-другому, поскольку отчетливо видят связь между вложенными усилиями и полученным результатом».
В Хайленде две проблемы: транспорт и начальники
Одна из проблем, которую с успехом решают местные предприниматели, — транспорт. Из порта Гленелг ходит паром Skye, который не только дает возможность аборигенам съездить на материк, но и привозит оттуда туристов, а значит, заработок для островитян. Местные сообщества в деревнях Танг, Баденох и Лохинвер взяли в свои руки и автобусное сообщение. Простая вроде бы вещь, но благодаря ей значительно снизился отток населения из этих мест. Ведь теперь вовсе не обязательно навсегда уезжать, чтобы иметь возможность лечиться, приобщаться к культуре, развлекаться или совершать покупки. Можно сделать вылазку в город, а после вернуться домой.
Говоря о трудностях, с которыми сталкиваются хайлендские соцпредприниматели, Чапман и Уивер прежде всего отмечают, малонаселенность региона. Предприятиям не хватает не только клиентов, но также квалифицированных руководителей и волонтеров. Дефицита рядовых сотрудников не наблюдается: собственно, большинство предприятий и создается ради их трудоустройства. А вот найти в деревне человека с достаточной квалификацией и опытом, чтобы возглавить фирму, очень и очень сложно. Еще одна особенность небольших селений: живут здесь настолько тесно, что руководитель предприятия неизбежно должен иметь возможность пойти на компромисс, чтобы не возникло конфликта интересов — с соседом, родственниками, а может, даже и с самим собой. Суровые условия и уединенность делают задачи менеджера значительно сложнее, чем в больших городах, где легче отделять служебные обязанности от остальной своей жизни. Между тем роль личности в этих социальных предприятиях не просто велика, а едва ли не первостепенна. И чужак — самый опытный, умелый и образованный — не сможет управлять так же эффективно, как местный — пусть обладающий значительно меньшим набором достоинств.
Такие похожие японцы
Тем не менее все эти проблемы потихоньку решаются. Создатели фирмы HISEZ давно подозревали, что с ними сталкиваются все, кто пытается заниматься социальным предпринимательством в маленьких удаленных селениях. Недавно они начали сотрудничать с коллегами с японского острова Хоккайдо и убедились, что не только проблемы, но и способы их решения буквально копируют друг друга. «Японцы, как и мы, работают с одним сельским сообществом, желающим купить заброшенную школу, чтобы устроить там кафе, – рассказывает Чапман. – Главное отличие между соцпредпринимателями двух стран состоит в том, что в Шотландии действует прекрасно развитая система государственной поддержки таких бизнесменов — одна из лучших в мире».
Перевод Екатерины Савостьяновой
Дата публикации: 18 октября 2016
#зарубежный опыт1552 107