Два слова о мотивации
«Прежде чем начать собственное дело, прислушайтесь к своей истинной мотивации», - говорит Дерек Лидоу, преподающий предпринимательство, инновации и творческий подход в Принстоне. Остроумные и актуальные бизнес-советы от гуру бизнес-образования, основателя и бывшего гендиректора корпорации iSuppli, автора книги Startup Leadership.
Когда я встречаюсь с предпринимателями, я всегда спрашиваю их, почему они создали свой бизнес, и почти всегда они отвечают что-то вроде: «Потому что у меня была прекрасная идея, в которой люди нуждались». Но когда начинаешь копать, обнаруживаешь совсем другие мотивы — причины, в которых они не хотят признаваться, потому что они связаны с желаниями и страхами. И в то же время процветание их бизнеса полностью зависит от правильного понимания истинной мотивации.
Один мой знакомый — талантливый программист, назовем его Эйб — служит характерным примером многих талантливых личностей, которые начинают свое дело со словами, что у них есть нужная миру идея. Талант Эйба привлек инвесторов, но «пасти» клиентов и надзирать над непрограммистами ему было глубоко противно. Он чувствовал себя несчастным. В итоге инвесторы уволили его из основанного им же бизнеса. Только после этого Эйб покопался в своей душе и понял, что истинной его мотивацией при создании фирмы было желание работать только над теми проектами, которые ему реально нравились. Тогда он осознал, что, привлекая внешних инвесторов, он добился противоположного результата, поскольку был вынужден делать только то, что хотели от него другие.
Еще один мой знакомый предприниматель, блестящий ум с тяжелым характером с условным именем Брюс, прогорел на четырех стартапах и только тогда осознал свою истинную движущую силу, которая привела к успеху его пятой (!) попытки. Сначала Брюс основывал компании, когда ему казалось, что он видит возможность заработать много денег. И все это только для того, чтобы каждый раз потерпеть крах, когда реальная возможность на поверку оказывалась фикцией. Консультация психоаналитика после четвертого провала помогла Брюсу понять, что его целью совсем не были большие деньги. Ему требовалось удовлетворить свой дух, жаждавший состязаний, и стать первым в избранном им деле. Ему следовало начинать бизнес в той сфере, в которой у него имелись первоклассные навыки, а не просто нацеливаться на самую прибыльную отрасль.
Таким образом он мог не только сыграть на своих сильных сторонах, но и удовлетворить свою жажду состязаний. Понимание потребности быть лучшим также помогло Брюсу осознать, что ему нужно заручиться всей возможной поддержкой и привлечь как можно больше венчурного капитала, чтобы предприятие росло. Сейчас капитализация пятого стартапа Брюса оценивается миллиардной суммой и его совершенно не волнует, что львиную долю прибылей получают венчурные капиталисты.
Лично я не преуспел бы в качестве предпринимателя, если бы с помощью коуча по управлению не понял, что для меня самая мощная мотивация — желание быть нужным. Эта нереализованная мотивация приводила к тому, что, когда другие не просили моей помощи и советов, я становился плохим командным игроком. Как только я осознал свою основную мотивацию, моя жизнь резко изменилась. Я стал заниматься предпринимательством в той сфере, где мои знания и советы высоко ценились. В моем стартапе под названием iSuppli я создал такую организационную структуру, которая крутилась вокруг еженедельных летучек и ежеквартальных собраний. Это позволило мне держать руку на пульсе и участвовать в работе каждого подразделения моей фирмы, не опускаясь до мелочного контроля, который мешал бы ее росту. Благодаря тому, что я осознал свою мотивацию, мне удалось создать компанию, которую я продал в 2010 году и выручил более $100 млн.
В этих, да и практически во всех случаях, успешными бизнесменами двигали, прежде всего, типичные эгоистические мотивы. К сожалению, в эгоистических побуждениях не так легко признаться самим себе, ведь все мы хотим оправдать свои действия общественно приемлемым образом. С другой стороны, честное осознание собственных эгоистических мотивов обычно придает новый импульс и помогает сосредоточиться на том, что нужно сделать для достижения желаемого результата. Важным побочным эффектом понимания эгоистичной мотивации будет то, что оно придаст другим людям больше уверенности в успехе вашего предприятия, поскольку они будут понимать, почему вы взялись за это дело.
Истинные мотивы предпринимателя, оставленные без внимания или противоречащие интересам бизнеса, могут помешать его успеху. Поскольку изменить свои глубинные желания и привычки практически невозможно, вам нужно найти способ заставить их работать на себя, приведя свое новое дело к гармонии с ними.
Источник: Harvard Business Review
Дата публикации: 11 сентября 2014
#обучение #мотивация #стартап2069 81