Революция в чашке кофе

Кофе не просто напиток. Он и лекарство, и чувственное наслаждение, он элемент культуры и даже философии. Кофе —категория глобальная и общечеловеческая. Ежедневно на планете опустошается 2,25 миллиарда чашек с этим напитком. Но мало кто из кофеманов знает о пути, который проходят зерна кофе, прежде чем попасть в его чашку. Ситуацию намерен изменить стартап Vega Coffee.

Модель, по которой работает Vega Coffee, уже получила название «Etsy мира кофе». Etsy, напомним, это международная торговая онлайн-площадка, на которой можно продавать вещи, сделанные своими руками. Товар Vega Coffee — это зерна, произведенные, обжаренные и упакованные руками тех, кто их выращивает. Вместе с несколькими другими инноваторами стартап пытается изменить сам подход к продаже кофе и оказать таким образом поддержку фермерам.

В 33 раза

В 2005 году сооснователь Vega Coffee Роб Теренци уехал в Никарагуа на стажировку. Та проходила в небольшой некоммерческой организации, сотрудничающей с женскими кофейными кооперативами. Фермерши зарабатывали от 60 до 75 центов за фунт необжаренного кофе. Попав в США, те же зерна (обжаренные и упакованные) продавались уже за 15–20 долларов за фунт, то есть минимум в 33 раза дороже. При этом выращенный в стране кофе шел преимущественно на экспорт: в отелях и ресторанах Никарагуа, которая тогда как раз стала активно привлекать туристов, подавали отвратительный растворимый кофе. «Помои», – смачно добавляет Теренци.

После стажировки он решил остаться в Никарагуа еще на два года, устроившись на работу в один из таких кооперативов. Ему хотелось что-то изменить в несправедливой ситуации. Они стали сами обжаривать зерна и сами — без посредников — продавать их отелям и магазинам в окрестных городах. По словам Теренци, это была самодостаточная бизнес-модель.

«Цены на кофе растут обратно пропорционально заработкам фермеров, – говорит Теренци. – И чем больше мы платим за чашку, тем меньше они получают. Парадокс? Безусловно. И самое интересное тут: куда уходят наши деньги?»

Вернувшись в США он вместе со своей невестой Нушин Кетаби и однокурсником Уиллом ДеЛюка стал обдумывать идею будущей кофейной компании. 

Путешествие зерна

Урожай кофейных ягод (то, что мы кладем в кофемолку, — их косточки) собирают несколько раз в год. Фермеры либо сушат их на солнце (сухой метод), либо пропускают через большие барабаны, куда подается мощная струя воды, после чего ферментируют, промывают и снова сушат (влажный метод).

Обычно фермеры затем продают подсушенные до 11 % влажности и прошедшие первичную сортировку зерна посредникам. После этого кофе начинает свой долгий извилистый путь до наших с вами чашек. В процессе он подвергается вторичной сортировке, после чего обжаривается.

Выглядит его путь примерно так (не все звенья присутствуют одновременно, естественно): 

Фермер — кооператив — более крупный кооператив — фирма по экспорту кофе — предприятия розничной торговли —сертификация The Fair Trade — импортер — перевозчик — промышленная обжарка — упаковка — дистрибуция — кофейня или магазин — чашка.

Самое уязвимое звено в этой цепочке — фермер-одиночка.

Тяготы жизни на кофейной плантации

Кофе занимает второе место после нефти по торговому обороту в мире. За последние 40 лет его потребление в мире удвоилось. Он является источником дохода для миллионов людей. Так, в Никарагуа треть работающего населения так или иначе связана с кофе.

Фермерам попадают лишь жалкие крохи от вращающихся в этом бизнесе миллиардов. Средняя закупочная цена кофе в ноябре упала в Никарагуа до 115,03 цента. Основное свойство этих цен — их постоянная изменчивость. И когда они падают, это ударяет в первую очередь по тем, кто кофе выращивает. Когда в октябре 2001-го они снизились до 45 центов за фунт — в основном по причине перепроизводства, — в мире разразился «кофейный кризис», затронувший фермеров из самых разных стран.

Многие индивидуальные производители кофе живут от урожая к урожаю и практически никак не застрахованы от убытков в случае неурожая. Низкие доходы, высокие накладные расходы и система, в которой они получают деньги лишь несколько раз за год, не позволяют им вкладывать что-то в расширение или модернизацию производства (не говоря о том, чтобы откладывать средства на образование, лечение или достойную старость). В случае стихийного бедствия или болезни растений фермеры зачастую теряют всё, что имеют.

«Большинство фермеров недостаточно хорошо разбираются в рыночных механизмах и не располагают достаточным количеством ликвидных средств, чтобы переждать период особо низких цен, – говорит Рэчел Брук-Аме из Университета Сент-Галлен (Швейцария). Она специализируется на изучении жизни кофейных фермеров и торговле кофе. – Порой у них просто нет складов, где они могли бы сберечь свой урожай до того момента, когда цены подрастут». Она говорит, что посредники могут платить по сути столько, сколько им заблагорассудится. Ведь в большинстве стран нет законов, ограничивающих нижнюю планку платы за урожай».

Климатические изменения добавляют в положение фермеров еще больше риска. Повышение температуры воздуха уже способствовало распространению кофейной ржавчины — смертоносного для растений грибка, который оставил тысячи  сельскохозяйственных рабочих Центральной Америки без работы.

Справедливая цена

Трудности, стоящие перед кофейными фермерами во всем мире, пытаются разрешить гражданские активисты и социальные предприниматели.

В конце 80-х была запущена сертификация «Справедливой торговли» (The Fair Trade Certification), позволяющая убедиться, что все необходимые стандарты соблюдены. «Справедливая торговля» — это общественное движение, отстаивающее справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования. Особое внимание обращается на экспорт товаров из стран третьего мира. Импортеры кофе и крупные пищевые корпорации заключают соглашение о гарантированной цене за фунт кофе: сейчас она составляет 1,4 доллара, что на 20 центов выше средней рыночной цены. Но Vega Coffee сделал еще один шаг в этом направлении. Помимо справедливых цен, стартап дает фермерам возможность получать прибыль с обжарки и упаковки кофе.

Смолоть, обжарить, упаковать?

Штаб-квартиры Vega Coffee находятся в Нью-Йорке и Никарагуа. ДеЛюка остался в Нью-Йорке, откуда руководит техническими и маркетинговыми аспектами бизнеса. Супруги в январе 2014 года открыли первый центр по обжарке кофейных зерен в окрестностях никарагуанского города Эстели. Vega Coffee покупает нежареный кофе высшего качества напрямую у фермеров или кооперативов и тут же предлагает поставщикам самим обжарить, смолоть и упаковать кофе на оборудовании центра, благодаря чему закупочная цена значительно вырастает. Покупатели заказывают продукцию напрямую у фермеров через сайт Vega Coffee и получают его спустя несколько дней.

Vega Coffee обучает фермеров «всему производственному процессу — технологии обжаривания, помола, купажирования, упаковки и всем способам контроля качества», говорит Кетаби. Первая группа обученных фермеров становится учителями для следующей.

В основном Vega Coffee работает с женщинами, владеющими органическими фермами с оборотам не более 1000 фунтов зерен в год. Сегодня с компанией сотрудничают 1500 сельхозпроизводителей, 50 из которых уже занимаются самостоятельной обжаркой кофе. 

«Мы отошли от разрозненной цепи поставщиков, где производители никак не связаны с потребителями, и создали модель, в которой они связаны напрямую», – говорит Кетаби.

Больше всего компания хочет, чтобы те, кто выращивает кофе, осознали истинную ценность своей продукции. «Они ведь даже не знают, как потребители наслаждаются их продукцией, – говорит Кетаби. – Если они не знают этого, как они могут узнать истинную цену того удивительного продукта, что производят?»

Модель Vega Coffee позволяет фермерам зарабатывать вчетверо больше, чем прежде. К тому же деньги они получают еженедельно, а не несколько раз в год, что позволяет им планировать бюджет.

Теренци говорит, что фермеры начали вкладывать дополнительные средства в модернизацию и расширение своих хозяйств, обучение, а также строительство дополнительных помещений, которые можно сдавать туристам. «Все это идет на пользу местному сообществу», – отмечает он.

Высшее качество — это не просто

Vega Coffee не одинока. Stumptown Coffee и Intelligentsia Coffee занимаются обжаркой и продажей в разные страны мира высококачественного кофе, купленного напрямую у фермеров. Thrive Farmers обжаривает купленные в Латинской Америке зерна в США, но фермеры являются владельцами своего урожая до тех пор, пока он не будет продан. Thrive Farmers платит фермерам фиксированный процент с продаж, уменьшая таким образом их зависимость от колеблющихся цен на рынке. Pachamama Coffee Company, объединяющая пять кооперативов в Никарагуа, Перу, Гватемале, Мексике и Эфиопии, представляет интересы 142 тысяч аграриев. Ее центр по обжарке находится в Калифорнии, но прибыль с продаж возвращается в кооперативы. Цель всех этих бизнесов — повысить доход производителей за счет исключения из цепи «ферма — покупатель» ряда посредников. И им приходится сталкиваться с одними и теми же проблемами.

Для того чтобы быть успешными, такие фирмы должны иметь дело только с кофе высшего качества: модель прямых продаж рассчитана на потребителя, готового покупать дорогой продукт. А значит, компании могут иметь дело с определенным кругом фермеров.

Выращивание высококачественного кофе — дело затратное. Большинство фермеров не в состоянии потянуть таких инвестиций в одиночку. Но не все могут объединиться в кооператив — по разным причинам. Зачастую фермеры обращаются к посредникам потому, что живут слишком далеко и не могут самостоятельно транспортировать свой урожай.

По другим правилам

Несколько месяцев назад кофе Vega Coffee появился в супермаркете Whole Foods в Нью-Йорке. Компания также занимается сейчас тем, что предлагает свой товар корпорациям для офисных кофе-машин. Основатели Vega Coffee собираются открыть новый центр обжарки кофе в Гватемале или Панаме, а в планах на будущее — открыть такие во всех странах, где выращивают кофе. Кетаби уверена, что изменения в жизни кофейных фермеров неизбежны: «Роб начал работать с этими сообществами 10 лет назад — до сих пор там нет электричества, водопровода, но зато у них есть смартфоны и интернет, они не оторваны от мира, – говорит она. – В прежние времена было проще простого купить кофе по бросовой цене — ведь фермеры не знали, что происходит за пределами их деревни. Но теперь они в курсе, и мы хотим быть частью этого процесса — изменения правил игры на более справедливые и честные».

Перевод Екатерины Савостьяновой

Источник: huffingtonpost.com

Дата публикации: 20 мая 2016

#зарубежный опыт #социальное предпринимательство

 1590   96  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно