Ритейл добрых самаритян

Сергей Пономарев, эксперт Фонда «Наше будущее», посетил социальные предприятия Великобритании и делится своими впечатлениями с читателями портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство». Эта заметка посвящена британским благотворительным магазинам. Как и многое в этой стране, торговля ради благого дела имеет вековые традиции и прочную экономическую основу.

Гуляя по улицам Лондона, Бирмингема, Ливерпуля, Оксфорда и т.д., разглядывая здания, витрины и достопримечательности, я постоянно натыкался на вывески благотворительных магазинов. Постоянно — это буквально через каждый квартал. Однажды посчитал: за 10 минут пешей прогулки встретилось семь благотворительных магазинов. Причем, как правило, это были не отдельные заведения, а сетевые точки: Oxfam, Fara, Barnardo’s, Samaritans и другие.

Мне удалось пообщаться с продавцами магазина Samaritans, который находится в лондонском районе Сохо. Моими собеседниками и гидами по миру британской благотворительной торговли оказались пенсионеры-волонтеры Карен и Энтони, выполняющие функции продавцов на бесплатной основе. Тяга к общению — один из мотивов, почему в благотворительные магазины охотно идут  работать британские пенсионеры, поэтому уже через пятнадцать минут передо мной раскрыли все основные схемы, по которым работает местная благотворительная торговля. 

Сетевая благотворительность

Но сначала — пара слов о самой организации, которой принадлежит магазин. Samaritans («Самаритяне») основана в 1953 году. Название отсылает к библейской притче о добром самаритянине, который не смог пройти мимо человека в беде. Примерно тем же самым занимается и британская Samaritans. Она первой в стране запустила круглосуточный телефон доверия, на который может позвонить любой желающий и получить психологическую поддержку и иную помощь. В год звонят и пишут до 5 миллионов человек: люди на грани самоубийства, мигранты, которые не знают, куда обратиться, люди, пережившие насилие, и так далее. Только в центральном лондонском отделении организации работает 430 добровольных консультантов. Все это, несмотря на волонтерский труд, требует колоссальных расходов, которые покрываются в том числе и за счет прибыли благотворительных магазинов, открытых британскими «Самаритянами».

Как правило, благотворительные магазины (charity shops) в Великобритании действуют в статусе «организации, работающей на общественное благо», направляя все вырученные средства на социальные проекты. Этой практике уже без малого 120 лет. Первый английский благотворительный магазин открылся еще в XIX веке — в нем продавались товары, сделанные слепыми людьми. Крупнейшая британская сеть благотворительных магазинов Oxfam (Оксфордский комитет помощи голодающим), специализирующаяся на перепродаже книг, начала работать в 1947 году в Оксфорде и сегодня насчитывает более 700 магазинов в Великобритании, Германии, Ирландии, Нидерландах и Гонконге. Это крупнейшая букинистической сеть в Европе.

Помимо Oxfam и Samaritans, в этой стране работает несколько крупных розничных благотворительных сетей. Сеть магазинов British Heart Foundation («Британский фонд сердца») финансирует исследования в области сердечно-сосудистых заболеваний, Cancer Research UK спонсирует исследования в области раковых заболеваний, торговые точки The Salvation Army («Армия спасения») помогают оказывать помощь нуждающимся. Магазины Save the Сhildren («Спасем детей») финансируют международную организацию, занимающуюся защитой прав детей. Всего в Великобритании насчитывается до 9000 благотворительных магазинов (в одном Лондоне их более 900), а общий годовой доход отрасли достигает почти 700 миллионов фунтов.

Как это работает

Схема, по которой работают британские благотворительные магазины, схожа с торговлей секонд-хенд: люди бесплатно отдают свои вещи, магазин их продает, а прибыль идет на благое дело. Люди приносят одежду (как правило, в хорошем состоянии — особенно много детских вещей), книги и различную домашнюю утварь — фужеры, статуэтки, картины, предметы декора. Стоимость товара обычно не превышает 10 фунтов стерлингов (порядка 800 рублей). Например, в таких магазинах можно найти книги в отличном состоянии за 1–2 фунта (80–160 рублей), тогда как в обычном книжном те же издания будут стоить уже 5–8 фунтов. Неудивительно, что британские благотворительные магазины пользуются у местных жителей большой популярностью.

Как правило, помещение благотворительного магазина делится на две части: в одной выставлены товары, во второй принимают и сортируют поступившие вещи. То, что не имеет товарного вида, отправляется на переработку, все остальное выставляется на продажу. Все, что не продается за неделю, падает в цене на 50%. Если не продалось в течение второй недели, товар отправляется в другой магазин сети — для поддержания ассортимента.

Опросы показывают, что хотя бы раз в году в такие магазины заглядывают более 80% британских потребителей. При этом собирательный портрет покупателя очень пестрый: сюда ходят и состоятельные люди, движимые идеей «сознательного потребления», и малоимущие, для кого важна возможность купить товар по низкой цене, и представители среднего класса, которые не прочь помочь ближнему и заодно сэкономить. Кроме того, такие магазины, в которых можно купить винтажные и оригинальные вещи, популярны у декораторов и дизайнеров.

Поддержка общества и государства

Государство активно поддерживает работу таких магазинов и покрывает до 80% от стоимости аренды помещений. Нередко в качестве продавцов работают местные жители на добровольных началах. Особенно много пожилых людей — у них есть пенсия, свободное время и тяга к общению. По приблизительным оценкам, количество таких волонтеров достигает 200 000 человек. В некоторых заведениях продавцы получают зарплату.

Поддерживать благотворительные магазины — правило хорошего тона для политиков и звезд. Так, в 2010 году семья экс-премьер-министра Великобритании Гордона Брауна передала в один из таких магазинов вещи, которыми они пользовались в премьерской резиденции на Даунинг-стрит, 10. Интерес покупателей оказался настолько велик, что было решено провести отдельный благотворительный аукцион. Виктория Бэкхем регулярно отдает вещи на продажу в благотворительных целях. В 2013 году она пожертвовала сто пар туфель, в 2015 году выставила 25 комплектов из одежды своей дочери, в которые вошли платья, обувь и верхняя одежда. Все вещи были раскуплены в течение нескольких часов, а деньги пошли благотворительной организации Save the Children. Другие звезды кино и шоу-бизнеса также регулярно сдают свои вещи в благотворительные магазины.

Неудивительно, что некоторые британские благотворительные магазины похожи на дорогие бутики. Например, сеть Fara в 2008 году открыла магазин в престижном и дорогом районе Лондона. Для оформления интерьеров нанимали профессиональных дизайнеров. В итоге заведение отлично вписалось в местный ландшафт, не утратив своей социальной сути.

Одним словом, британские благотворительные магазины — это интереснейшее социальное и экономическое явление. Они эффективнее, чем традиционный сбор пожертвований, справляются с миссией аккумулирования средств на благие цели. К тому же оказывают позитивное воздействие на экономику: подержанные вещи получают вторую и третью жизнь, а потребители — возможность снизить издержки и совершить доброе дело.

Автор: Сергей Пономарев

Дата публикации: 13 ноября 2017

#Британские заметки

 1807   99  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно