Йогурт для всех: как наладить производство в бедной стране и накормить местных жителей

 

Когда Франк Рибу, генеральный директор Groupe Danone, и Мухаммад Юнус, обладатель Нобелевской премии мира и основатель бангладешского банка Grameen, случайно встретились в Париже в октябре 2005 года, в мире родилась новая социальная бизнес-модель. Две крупные организации объединили усилия в борьбе против нищеты и голода в Бангладеш, одной из беднейших стран мира. Так началась история социального предприятия Grameen Danone Foods и нового продукта – Shokti Doi.

Масштаб проблемы

Социальная проблема, стоявшая перед Бангладеш в 2005 году, была достаточно велика: около 30% взрослого населения и 56% детей в возрасте до пяти лет страдали от плохого питания от умеренной до тяжелой степени. По данным ЮНИСЕФ, в целом у этой страны одни из самых высоких показателей

недоедания среди детей и

матерей.

Произвести йогурт для улучшения здоровья детей в стране с небольшим количеством холодильников и практически ежедневными отключениями электроэнергии – конечно, в тех областях, где она вообще есть, – задача непростая. Также партнерам предстояло придумать, как привлечь к работе местное неквалифицированное население, попутно повысив спрос на продукты местных производителей молока, и стать образцом экологически чистого производства. Но Франк Рибу и Мухаммад Юнус нашли решения для всех задач.

 


"Я полностью убежден, что наше будущее зависит от нашей способности исследовать и изобретать новые типы предприятий... Это отличная возможность добиться прогресса и сделать еще один огромный шаг к выполнению нашей миссии: принести здоровье через пищу как можно большему количеству людей".

Франк Рибу, генеральный директор Groupe Danone


Вызов безработице

"Пилотная" фабрика открылась в 2006 году в Богре, Бангладеш, и была специально разработана для реализации проекта. Ее функционирование обеспечивалось солнечной электростанцией, а в работе использовалось минимальное количество автоматических устройств и сложных механизмов специально для увеличения числа рабочих рук – так Grameen Danone Foods стала бороться с безработицей. В общей сложности к 2011 году компании удалось создать около 1600 рабочих мест в радиусе 30 км от завода.

При одновременном снижении первоначальных инвестиционных затрат и ограничении расходов на техническое обслуживание в будущем эта идея была обречена на успех.

На фабрике в Богре начали производить новый по составу продукт – йогурт Shokti Doi с повышенным содержанием витаминов и полезных микроэлементов. Здесь пригодился многолетний опыт французского гиганта Danone в разработке, производстве и контроле качества молочных продуктов.

Готовый йогурт фасуется в биоразлагаемые упаковки и продается по невысоким ценам, и здесь ключевую роль сыграли возможности банка Grameen. Обладая высокоразвитой и функциональной сетью филиалов по всей стране, Grameen занялся логистикой, обеспечив продукцией каждую отдаленную общину Бангладеш. В деревнях большая часть продаж осуществляется методом "от двери до двери", в городах – через магазины и супермаркеты.
Цена продукта была установлена с учетом стоимости молока, которое производилось исключительно местными микрохозяйствами – никакого импорта и крупных игроков.

Реальные эффекты

Главным приоритетом этого проекта является социальное воздействие. Йогурт Shokti Doi отвечает прежде всего потребностям местного населения в питании. Исследователи Danone разработали формулу, обогащенную питательными микроэлементами настолько, что одна порция йогурта может обеспечить до 30% суточной потребности ребенка в витаминах и минералах. И это по цене, доступной даже самой бедной в Бангладеш семье!
Помимо этого, заводы Grameen Danone в Бангладеш помогают бороться с вырождением сельской местности и стимулируют экономическое развитие страны.

Продажи и объемы производства продолжают расти в годовом выражении, при этом завод работает на 70% от максимальной производственной мощности в 3000 тонн. В деревнях постоянно проводятся образовательные кампании, а на национальном телевидении одно время даже показывали рекламы с участием Юнуса с целью рассказать о йогурте как можно большему числу людей.

Еще одним шагом на пути к популяризации социальной миссии проекта в 2007 году стало открытие фонда финансовой поддержки "Сообщество Danone" (Danone Community). Это инструмент финансирования не только для Grameen Danone Foods, но и для других социальных бизнес-инициатив компаний. К сегодняшнему дню "Сообщество Danone" стало сетью социальных предприятий, ориентированных на сокращение бедности и недоедания в мире. В его распоряжении – около 100 миллионов евро.

Бизнес-модель Grameen Danone предлагает захватывающие новые возможности для развивающихся стран. Сейчас руководители проекта начинают продвижение в Сенегале и Камбодже и в будущем надеются расширить присутствие фонда на другие страны.

Перспективы

Недавно независимая неправительственная организация The Global Alliance for Improved Nutrition (GAIN) провела анализ реальных преимуществ регулярного потребления йогурта Shokti Doi – результаты однозначно показали улучшение показателей IQ и процесса роста у детей, потребляющих один йогурт в день в течение года.
В связи с этим Grameen Danone Foods уже объявила о решении в ближайшие 10 лет создать больше заводов и еще несколько сотен рабочих мест. В этом поможет "Сообщество Danone".

Автор: Елизавета Ендро

Дата публикации: 27 августа 2018



 1607   115  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно