TOMS: купи обувь, помоги ребенку
Можно ли помогать детям, покупая обувь… себе? Оказывается, да. Американская компания TOMS предлагает именно это. Но обо всем по порядку.
Под солнцем Аргентины
Больше десяти лет назад, в 2006 году, предприниматель из Техаса Блейк Майкоски отдыхал в Аргентине. По его собственным словам, количество босых детей на улицах городов его неприятно поразило. Тогда Блейка и посетила гениальная в своей простоте бизнес-идея: у детей нет обуви – значит, надо ее им дать.
Майкоски сразу отказался от идеи благотворительного фонда, понимая, что в современном быстром мире практически нереально "с нуля" привлечь внимание к той или иной проблеме. Гораздо проще взяться за дело самому и позволить другим людям принять в нем участие.
Именно поэтому Блейк открыл… специализированный обувной магазин TOMS.
Нет-нет, он не стал предлагать бедным аргентинцам купить обувь для босых детей. Отличительной особенностью новой марки стало то, что с каждой покупки обуви одна пара отправлялась нуждающимся детям по всему миру.
За основу дизайна нового бренда были взяты альпаргаты – аргентинские национальные башмаки. Это те самые удобные "тапочки" с тряпичным покрытием и подошвой из пеньки, которые стали визитной карточкой TOMS.
Аббревиатура TOMS произошла от первоначальной идеи названия проекта – Shoes for Tomorrow Project. От него осталось только ключевое слово Tomorrow.
Бизнес-модель "Один к одному"
Итак, с момента начала производства марка TOMS придерживается строгого правила: за каждую проданную пару туфель компания дарит еще одну пару детям из бедных семей по всему миру.
В основу бизнеса легла идея, что люди будут готовы переплатить за удобную обувь, зная, что таким образом автоматически жертвуют средства на благотворительность.
И предпринимательское чутье не подвело Блейка. Уже к 2012 году по социальной программе TOMS "Один к одному" (One for One) своей парой обуви обзавелись более миллиарда детей из 40 стран. Список стран, в которые осуществляются пожертвования, включает в себя Аргентину, Эфиопию, Гватемалу, Руанду, ЮАР и США.
При этом Майкоски не забыл и про качество самой обуви, о чем говорят сотни тысяч отзывов в Интернете. Прибыль и рейтинг компании – очевидны.
Сам бизнесмен так описал свое дело в интервью журналистам:
"Мне кажется, в нашей работе воплощаются многие библейские принципы. Но один из принципов, к которому я все время возвращаюсь, взят из книги Притч, где сказано: "Чти Господа от начатков всех прибытков твоих, и да наполнятся житницы твои до избытка". Знаете, если об этом задуматься, то мы начинали обувной бизнес не для того, чтобы заработать кучу денег, а затем раздавать обувь.
С самого первого дня мы начинали этот бизнес, чтобы раздавать обувь. И первые несколько лет бизнес совсем не приносил прибыли: мы теряли деньги, но все равно раздавали обувь. Мы действительно отдавали свои "первые плоды". Этот принцип стал большой составляющей компании и моей собственной жизни".
Другие направления
Последние годы TOMS расширила спектр социальной помощи. Помимо программы "Один к одному", сейчас бренд помогает людям с нарушением зрения, отсутствием доступа к питьевой воде, детям, страдающим от буллинга, и женщинам, которые рожают в сложных условиях без доступа к качественной медицинской помощи.
Благотворительность через потребление
Как социальный предприниматель Блейк Майкоски стал иллюстрацией того, что лучший способ мотивировать людей жертвовать деньги – это максимально упростить процесс. Сам факт покупки обуви – уже помощь нуждающимся. А в условиях сверхпотребления в мире XXI века покупатель без продавца не останется.
Кстати, об опыте организации Майкоски написал книгу. Читайте о ней в нашей подборке.
Автор: Елизавета Ендро
Дата публикации: 12 сентября 2019
2337 5