«Больше, чем покупка!»: три года и три месяца спустя

28 января 2014 года на двух подмосковных АЗС «Лукойл» появились стенды с необычным логотипом: магазинная тележка, везущая красное сердечко — символ милосердия. На витринах расположились валенки, игрушки, фермерские продукты. Так был дан старт проекту «Больше, чем покупка!» — детищу Фонда «Наше будущее» и нефтяной компании «Лукойл».

Прошло три года и три месяца. В сказках за это время обычно ничего не происходит, но для бизнес-проекта — это целая жизнь. О том, что изменилось за это время, как вырос проект и как намерен развиваться, о достигнутых успехах и поставленных задачах мы беседуем с Генеральным директором ООО «Торговый дом «Больше, чем покупка!» Дмитрием Тимошиным.

- 150 АЗС «Лукойл» в 19 регионах, 5 магазинов, где представлена продукция с маркой «Больше, чем покупка!» (БЧП), 23 социальных предприятия-поставщика, 9 миллионов выручки за прошлый год — цифрами я запаслась до интервью, и они впечатляют. «Больше, чем покупка!» растет, но количество должно перейти в качество. Наступил ли такой момент?

- Это происходит именно сейчас. Из инициативы «Больше, чем покупка!» превратилась в настоящий проект — серьезный, федерального масштаба и совершенно уникальный. За три года мы сумели вовлечь в орбиту социального предпринимательства поставщиков практически из каждого региона России. Кроме того, нам удалось достучаться с нашими предложениями до многих розничных сетей. Крупным компаниям мы предлагаем фактически «упакованный» продукт корпоративной  социальной ответственности, который  мы взаимовыгодно можем реализовывать.

- Не изменилось ли за три года понимание цели всего проекта?

- Глобальная цель была и остается очень простой: развивать экосистему социального предпринимательства в России. С одной стороны, мы предоставляем таким предпринимателям каналы сбыта, с другой — знакомим с концепцией социального предпринимательства огромное количество людей. В итоге все оказываются в выигрыше социальные предприниматели получают возможность продать свой товар, а покупатель — приобщиться к социально ответственному потреблению, ощутить от своего приобретения нечто эмоционально большее, чем от покупки обычного товара.

- Социально ответственное потребление сегодня в тренде, но готов ли потребитель платить дороже?

- Спрос есть. В 2016 году наша выручка выросла вдвое по сравнению с 2015-м. Да, товары социальных предпринимателей в определенном смысле можно назвать предметами роскоши. Человек заведомо платит больше — но не за престиж, не за моду, а за положительные эмоции от того, что его деньги пошли на благое дело. Концепцию социального предпринимательства надо разъяснять. Я недавно был свидетелем того, как молодой человек возмущался ценой кружки с картинкой, утверждая, что в ближайшем магазине купит такую же в три раза дешевле. Но если объяснить, в чем тут дело, обычно наталкиваешься на встречное движение души. Люди платят больше, конечно, не за саму концепцию, а потому что за товаром стоит история, стоят конкретные люди. За кремом-медом с ягодками Cocco Bello — башкирские бабушки, собирающие в своей умиравшей было деревне мед и травы. За сувенирами «Наивно? Очень» — удивительные «особые» художники. Возможность эмоционально соприкоснуться с производителем — тоже, часть потребительских качеств нашего товара, как бы амбициозно это ни звучало.

-Человек заскочил в мини-маркет на АЗС быстро, минуты на три, купить нечто нужное в дороге. Что заставит его купить товар под маркой «Больше, чем покупка!»?

- Продукция социальных предпринимателей чаще всего оригинальнее, чем товары массового производства. Некоторые люди, как ни поразительно, приезжают на АЗС специально за нашими товарами. Я знаю точку в Кировской области, куда местные жители наведываются за мылом «Ми&Ко».

- Но как вы собираетесь «продавать» истории?

- В самое ближайшее время у Торгового дома «Больше, чем покупка!» появится свой сайт. Человек может поднести смартфон к QR-коду на товаре — и тут же прочесть историю того или иного поставщика. Он узнает, например, что сувениры из дерева и соленого теста в ООО «Рассвет» производят незрячие люди, а петербургскую компанию «Мамасвет» основала многодетная мама. Подобный подход позволяет нам реализовать нашу миссию — развивать идею социального предпринимательства во всей стране.

- Находит ли в регионах концепция ответственного потребления такой же теплый отклик, как в Москве или Петербурге? 

- Да, но там немножко другая история: людям интересно покупать не столько сувениры, сколько товары местного производства.

- Значит, ассортимент там другой?

- Пока почти такой же, но постепенно мы будем его менять.

- В прошлом году Фонд «Наше будущее» подписал договоры с крупными ритейлерами. Как обстоят дела с продажей ваших товаров в супермаркетах?

- К сожалению, не так хорошо, как хотелось бы. Да, мы присутствуем на полках — среди других товаров той же категории, но конкурировать с ними нам трудно — и прежде всего из-за цены. Соотношение «цена — качество» не устраивает посетителей магазинов экономкласса. В «Азбуке вкуса» спрос на продукцию социальных предпринимателей может быть выше. Полноценно «Больше, чем покупка!» пока присутствует лишь в одной розничной сети — «Твой дом».

- Иной раз и хочешь помочь хорошим людям, купить у них вещь, но смотришь на нее и думаешь: лучше просто деньги в ящик для сбора положить. Каковы ваши критерии качества?

- Мы стремимся к тому, чтобы человек не делал пожертвование, а именно совершал покупку, чтобы делал это не из жалости, а из чувства социальной ответственности. Он должен предпочесть нашего поставщика конкурентам — потому что его продукт обладает потребительскими свойствами. Что касается качества, это вызов, который нам надо принять, задача, которую предстоит  решить. Устроители благотворительных ярмарок могут продавать какие-нибудь бумажные снежинки, вырезанные руками детей, за приличные деньги. Формат мероприятия это позволяет. Но если мы адресуем себя покупателю со средним и выше среднего достатка, то мы обязаны соблюдать баланс между потребительскими свойствами товара и историей, которая за ним стоит, соблюдать критерии качества. Мы обязательно будем работать с нашими поставщиками в этом направлении.

- Какие критерии применяются к самим поставщикам «Больше, чем покупка!»? 

- Есть определение социального предпринимательства, законодательно пока не закрепленное — условное, академическое. Это бизнес, решающий социальные проблемы.

- Какую социальную проблему решает, например, «Хохлома», являющаяся вашим поставщиком?

- Народные промыслы служат развитию территорий, продвижению традиций, русской культуры, обеспечивают занятость жителей малых городов и поселков, где, как правило, являются «градообразующими» предприятиями. Еще один критерий — экологичность. И, повторюсь, очень важно, чтобы за продуктом стояла какая-то интересная история. 

Есть еще и организационно-экономические требования. Люди должны быть способны выдерживать определенный график и объем поставок, постоянно обновлять ассортимент. К сожалению, таких не очень много: все те же «Ми&Ко», «Хохлома», «Символик». 

- Накануне 8 Марта вы проводили акцию в Торговом центре «Мозаика». Это был ваш первый прямой выход к магазинному покупателю?

- Да, экспериментальный. Мы встали с самым ходовым нашим товаром. Несмотря на достаточно высокий для неподготовленного покупателя уровень цен, торговля шла довольно бойко. Но главное — мы многое узнали для себя. Например, выяснили, что лучше не смешивать на одной полке разномастные товары, лучше выбрать что-то одно: изделия из дерева, косметику, игрушки — то, что найдет своего потребителя.

- У эксперимента будет продолжение?

- Конечно! Далеко не все товары социальных предпринимателей хорошо идут на АЗС. Поэтому мы непременно будем выходить в розничные сети. Здесь есть три варианта: «экоостров» в торговом центре, мобильные торговые точки на мероприятиях (сейчас собираемся участвовать в московском фестивале «Пасхальный дар»), ярмарки социальных предпринимателей.

- Не намереваетесь ли уходить в онлайн?

- Организация собственного полноценного интернет-магазина —для нас это дороговато. В виртуальном пространстве мы планируем развиваться по нескольким направлениям: запустим сайт, будем выставлять товары со своим значком в магазине социальных предпринимателей на Planeta.ru, организуем, возможно, доставку через почтовые автоматы — так называемые «постоматы» (система Pick Point). Планируем сотрудничать с телеканалом Shop&Show — представлять свою продукцию аудитории «магазина на диване». Планов много. «Больше, чем покупка!» развивается. И во всем, что ее касается, я очень большой оптимист. Три года существования проекта не дали повода усомниться в том, что у него очень хороший потенциал.

Автор: Екатерина Савостьянова

Дата публикации: 7 апреля 2017

#мнение эксперта #экологическая акция #чем покупка!» #больше чем покупка #алекперов #зверева #фонд наше будущее #минэк

 1417   89  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно