Бизнес с человечным лицом

По итогам встречи с кабинетом министров предприниматели социальной сферы добились нескольких важных и по сути прорывных решений. Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о субсидировании процентных ставок по кредитам для частных детсадов, предприятий детского отдыха, услуг социального обслуживания населения. Так же в обсуждаемом сейчас законопроекте о государственно-частном партнерстве впервые будут прописаны особые условия для «бизнеса с человеческим лицом», которому снимут административные барьеры. А министр финансов Антон Силуанов сказал, что считает возможным обнулить налог на прибыль для «организаций социальной сферы». Однако в экспертном сообществе нет единого мнения по этому поводу: некоторые считают, что при обнулении ставки под социальных предпринимателей начнут маскироваться разные жулики и еще не состоявшаяся отрасль будет дискредитирована. Поэтому, кстати, одно из поручений премьер-министра касается как раз проработки самого понятия «социальное предпринимательство», чтобы налоговый инспектор мог без труда определить их право на льготы. Эксперты считают: чтобы поддерживать этот вид бизнеса без опаски, надо просто принять список социальных проблем и предоставлять преференции тем, кто именно их решает своей основной деятельностью. А поддерживать этот бизнес государству выгодно как никогда, поскольку, как выяснилось, частные компании оказывают соцуслуги дешевле, чем госорганизации.

До сих пор в России нет законодательного определения «социальное предпринимательство», а меры господдержки этому виду бизнеса были символичные. Два года назад Минэкономразвития издало приказ для регионов по критериям распределения грантов и субсидий предприятиям малого и среднего бизнеса. В нем есть перечень из 20 видов бизнеса, которому можно оказывать господдержку, и лишь один из них – это предприятия социальной сферы. Но, во-первых, регионы могут выбирать лишь несколько видов бизнеса из этого списка, а во-вторых, предоставляемые средства господдержки самые минимальные.   Поэтому решение закрепить преференции для социального бизнеса на законодательном уровне можно считать для нашей страны прорывным.

Втройне непростой вопрос

«Мы не первый раз встречаемся со многими из здесь присутствующих для того, чтобы обсудить вопрос предпринимательства в социальной сфере, - сказал вначале беседы премьер-министр Дмитрий Медведев. - Он, откровенно говоря, и для заграницы не самый простой, а для нашей страны непростой втройне.

Непростой он потому, что уровень социальных проблем у нас зашкаливает, доля частного бизнеса в этой сфере всего 1%. В то время как  во Франции 50, в США 70, а в Германии - 93%.

Премьер-министр отметил, что государство и дальше будет развивать малый и средний бизнес.

«Конечно, речь идёт о доступности кредитных ресурсов, об увеличении объёмов государственной поддержки, создании федерального гарантийного фонда для малых предприятий».

Он напомнил, что с 1 января не менее 15% государственного заказа подлежит распределению между небольшими фирмами и социально ориентированными некоммерческими организациями. Кроме того, правительство продолжит выделять субсидии из федерального бюджета, включая финансовую помощь отдельным категориям предпринимателей, в размере от 1 млн до 10 млн рублей. Предусмотрены и специальные целевые субсидии на организацию дошкольных образовательных центров, групп дошкольного досуга, молодёжных инновационных центров.

«В общем, объём субсидий достаточно большой, но, наверное, здесь тоже есть о чём поговорить, что и как более правильно распределять, - считает Дмитрий Медведев. - Во-вторых, безусловно, важным является внедрение механизмов государственно-частного партнёрства. Мы об этом много говорим, к сожалению, не так много пока сделали. В любом случае всё, что делается в той сфере, которой вы занимаетесь, в значительной степени должно быть основано именно на государственно-частном партнёрстве. Надеюсь, что закон «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации», который в ближайшее время должен быть принят, хотя бы часть вопросов решит».

Далее он предложил предпринимателям рассказать о том, какие проблемы их волнуют и что они хотят получить от правительства.

Экономия на бабушках

Генеральный директор крупнейшей в России сети частных домов престарелых ООО «Сениор Групп» Алексей Сиднев обратил внимание на то, что продолжительность жизни в России растёт, количество людей старше 70–80 лет увеличивается и в ближайшие 10–15 лет удвоится. Само государство уже не справляется с организацией домов престарелых и оказания пожилым людям соцуслуг на дому, и отдает это дело на аутсорсинг частным фирмам, в том числе ООО «Сениор Групп».

Инвесторы готовы идти в этот бизнес, хотя окупаемость здесь начинается после 10 лет. Но не все тем не менее могут нести затраты, связанные с избыточно строгими и устаревшими нормами  СанПиН. Их-то он и предлагает привести в соответствие с современными реалиями, чтобы облегчить вхождение в бизнес.

Вторая проблема – слишком сложная процедура проведения конкурса, которая не учитывает специфику в частности этого вида бизнеса.

«У нас есть государственный контракт в Москве по 94-му ФЗ на оказание услуг именно в стационарах, но это рискованно как для государства, так и для нас, потому что год проходит, и что будет с бабушками, если мы, например, не выиграем контракт или кто-то предложит цену, которая будет чуть-чуть ниже», - сказал Алексей Сиднев.

«А что будет с бабушками в этом случае? – насторожился Дмитрий Медведев. - Например, вы работаете, у вас есть соответствующие учреждения, и вы этот контракт не выиграли. Что будет происходить в этом случае?»

Сиднев сказал, что бабушкам придется переезжать в другой стационар, а каждый переезд для них равен полугоду жизни. Чтобы снизить риски для всех, он предлагает для своего вида бизнеса предусмотреть возможность заключения долгосрочных контрактов:

«Инвесторы должны понимать долгосрочную перспективу, - говорит Сиднев. -  Например, мы и инвесторы готовы построить новый дом престарелых, но, понимая, что срок окупаемости 10 лет… Если мы делаем для государства, необходимо понимание, что государство будет какое-то понятное прогнозируемое время закупать государственные услуги. Услуги, которые мы сейчас оказываем, выходят дешевле, чем государство делает само, на 15–30% в зависимости от того, как это считать. То есть при этом государство получит еще и экономию».

Кстати, в настоящее время разрабатывается законопроект, который позволит частным организациям оказывать услуги пожилым людям. Пока что законодательно такое право закреплено только в Москве, но скоро и регионы смогут делать то же самое. Другая проблема, что у них нет на это денег.

В заключение Алексей Сиднев попросил для частных домов престарелых налоговых каникул и напомнил, что в медицине два года назад был введён особый режим налогообложения: на 10 лет обнулены ставки по налогу на прибыль, на имущество, а также налог на добавленную стоимость.

«Мы предлагаем, чтобы то же самое произошло и в нашей отрасли. Дело в том, что частной отрасли нет, поэтому облагать налогом сейчас нечего. Давайте подождём, пока цыплята подрастут, а потом уже вернёмся к проблеме налогообложения. Если мы сможем сделать какую-то благоприятную систему налогообложения для отрасли хотя бы на 10 лет, то мы увидим то, что сейчас происходит в медицине, – пойдут инвестиции, появятся современные центры», - сказал Алексей Сиднев, добавив, что неплохо бы еще обеспечить социальным предприятиям доступ к долгосрочным  кредитам.

Страна детей стоимостью 150 млрд

Тему недоступности кредитов продолжил Леонид Ханукаев, руководитель проекта ООО «Страна детей – Бородино». Он подчеркнул, что социальное предпринимательство – это «качественные услуги для населения в первую очередь, направленные на развитие общества, одни из всеми востребованных услуг – государством, корпорациями, родителями, учреждениями образования».

По его данным, доказанный объем рынка социальных услуг только по детскому отдыху – 150 млрд рублей.

«В России 13 млн школьников, и если мы подразумеваем, что каждый ребёнок хотя бы один раз в год должен отдохнуть, это уже приближается к более чем 1 трлн рублей, - подсчитал Ханукаев (и вероятно на порядок ошибся, поскольку по его подсчету выходит, что такой отдых обходится под 80 тысяч рублей,  при средней цифре  в 8 тысяч). - Но при этом финансовые институты не рассматривают социальные проекты, особенно инфраструктурные, в первую очередь потому, что не существует серьёзных аналогий, а если не существует аналогий, очень сложно посчитать и посмотреть, по какой модели работать с этим бизнесом».

Он предлагает правительству обеспечить субсидирование процентной ставки, поскольку отсутствие аналогий и ставки в 15-17% не обеспечивают его виду бизнеса устойчивость. А при субсидировании многие начали организовывать бы детский отдых.

В ответ на это заместитель председателя правления ОАО «Банк Уралсиб» Илья Филатов выступил с предложением разработать и утвердить специальные стандарты поддержки социальных предприятий. Тогда такие проекты будут банкам более понятны. Кроме того, можно в рамках отдельной программы организовать кредитование таких предприятий через банк Малого и среднего бизнеса (МСП банк).

Соцпредприятия впишут в закон о ГЧП

Виталий Сурвилло, председатель совета директоров группы компаний «Эспро» (развивает сеть платных учебных заведений профтехобразования) затронул важную для всех социальных предприятий проблему – государственно-частного партнерства, законопроект о  котором обсуждается в Госдуме.

«Что такое государственно-частное партнерство? – говорит Виталий Сурвило. - Мы обращаемся к различным государственным органам с простейшими вопросами: дайте нам инфографику, как выглядят строительство, укладка дороги, полотна. Нам все отвечают: вы частная компания, мы вам не можем ничего передать. Дайте нам, пожалуйста, какие-нибудь мастерки или ещё что-нибудь, чем вы пользуетесь, чтобы выводить кирпичную кладку. Нет, вы частная компания, вам нельзя. Дайте нам возможность использовать какую-нибудь социальную рекламу даже на улицах Москвы о том, что будет действовать такой парк, что надо… И опять это всё упирается в то, что вы являетесь частной компанией. Как механизм ГЧП будет реализовываться на деле, мы не знаем».

По мнению предпринимателя, в нынешнем виде законопроект не предусматривает всех этих тонкостей работы с социальными предприятиями. И поэтому предлагает отдельно в законе прописать их статус и возможности, обязанности для госучреждений оказывать содействие и прочее.

Сурвилло также посетовал на излишнюю строгость СанПиН.

«Почему-то у нас считается, что если поставить игровые автоматы в любом абсолютно месте и ребёнок может в торговом центре проводить по 10 часов… А если на площадке, на которой ты учишь детей ту же самую кладку кирпичную делать, тебе немедленно скажут: а у вас здесь идет практически образовательный процесс, а вам это нельзя делать. Получается, мы разрешаем детям заниматься этими игровыми автоматами, стрелялками и так далее, а вместе с тем преследуем любые попытки организовать даже не образовательные, а просто игровые, но умные игровые процессы, пытаемся их засунуть в рамки СанПиНов», - сообщил предприниматель.

Что это такое – социальное предпринимательство?

Директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева обратила внимание на то, что в российском законодательстве еще нигде не прописано понятие социального предпринимательства. Без понятийной базы любые меры поддержки не будут работать.

«Мы подготовили законопроект и надеемся, что будет поддержка этого законопроекта, - говорит Наталия Зверева. - Но параллельно мы работаем над инициативами, связанными с внесением этих поправок в различные подзаконные акты. Например, в Совете Федерации… Как раз сейчас говорилось о законе об основах социального обслуживания – вводится новый термин «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель»…»

- Мне просто любопытно, Наталия Ивановна, как это определяется в вашем законопроекте? Социальное предпринимательство, что это такое? – прервал ее Дмитрий Медведев.

- Там нет чёткого определения, - разочаровала премьер-министра Наталия Зверева (имеется в виду, в действующем законодательстве - примеч. ред. В законопроекте, разработанном Фондом "Наше будущее", социальное предпринимательство определяется как "предпринимательская деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей").

-  Это не очень хорошо. Если нет чёткого определения, значит, не пройдёт ничего, - озадачился Дмитрий Медведев.

Как выяснилось, с формулировкой определения как раз проблема. Вопрос не праздный, поскольку именно по этому определению будут устанавливать получателей льгот и преференций. В самом фонде социальным предпринимательством считается «новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости» (это определение прописано в Кодексе социального предпринимателя, разработанного Фондом "Наше будущее" - примеч. ред.).

Но в таком случае, что считать социальной проблемой? Например, обеспечение населения чистой водой и качественными продуктами, наконец, жильем – это тоже своего рода решение социальных проблем. А наличие нового кассового аппарата всегда можно отнести к новаторству.

Впрочем, есть мнение, что чтобы не путаться, правительству лучше пойти проверенным путем:

«В развитых странах, которые поддерживают социальные предприятия, есть просто перечень этих социальных проблем, и преференции оказываются тем, кто работает в этой именно сфере, - пояснила «Эксперт Online» Александра Московская, директор Социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ. – Возможны разные варианты выбора этого списка по регионам. Правительству не надо особо ломать голову, а просто проанализировать мировой опыт. Мы сделали такое исследование, выпустили книгу, но министерство экономического развития просто говорит «спасибо», а предметно этот опыт правительство видимо не интересует».

Хочется надеяться, что теперь заинтересует. По итогам встречи с предпринимателями Дмитрий Медведев поручил проработать детально предложения по законодательному закреплению понятия «предпринимательство в социальной сфере». Правда, из стенограммы непонятно, кому именно поручил. 

Так же он поручил внести изменения в СанПиНы в части дошкольного образования, дополнительного образования детей, детского отдыха и оздоровления, а также услуг социального обслуживания. Относительно этих же видов социального бизнеса министерствам и Агентству стратегических инициатив (АСИ) поручено подготовить предложения по субсидированную процентных ставок по кредитам. Также АСИ должно будет разработать рекомендации по взаимодействию кредитных организаций с предпринимателями социальной сферы.  Премьер-министр также поддержал предложение министра культуры Сергея Мединского по утверждению льготной ставки аренды для книжных магазинов у подведомственных Минкульту учреждений и организаций.

Последнее поручение звучит расплывчато: «проработать озвученную участниками совещания озабоченность в части ставки налога НДС для коммерческих образовательных учреждений».

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов тут же идею и проработал, сказав, что в принципе поддерживает предложение министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина по распространению 0% ставки налога на прибыль, причем не только для образовательных, а для всех организаций социального обслуживания. Но останется ли в итоговом официальном списке поручений такая инициатива, пока не ясно, потому сам Дмитрий Медведев определенно на этот счет ничего не сказал:

«Вы сами понимаете, что будут говорить: под личиной социального предпринимательства будут выступать различные жулики, которые таким образом будут уходить от уплаты налогов, - подытожил встречу Дмитрий Медведев. – И будут проблемы. Я недаром спросил про определения. Они должны быть настолько хорошо проработаны, чтобы и Минфин их мог применять, и в то же время ваши интересы – людей, которые действительно этим видом деятельности занимаются, – не пострадали».

Так что пока вопрос об обнулении налога на прибыль повис в воздухе.

Наталия Зверева: «Налоговые льготы для социального предпринимательства преждевременны»

В отдельный законопроект о социальном предпринимательстве налоговые льготы не закладываются, но предусмотрены иные формы господдержки. Об определении социального предпринимательства и возможных преференциях этому виду бизнеса мы поговорили с одним из разработчиков законопроекта директором фонда «Наше будущее» Наталией Зверевой.

- Наталия Ивановна, первый вопрос, конечно, об определении. Ваш фонд толкует соцпредпринимательство как новаторскую деятельность, изначально направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Но что особенно новаторского в обычном частном доме для престарелых или детском саду?

- Под новаторством мы понимаем именно комбинацию новых ресурсов, направленную на решение социальной проблемы. Например, в Кировской (на самом деле, автор материала ошибается. Проект частный пансионат для пожилых "Березово"из Кемеровской области - примеч. ред.) области не было частных домов для престарелых, а в государственных не хватало мест. Поэтому они выиграли наш конкурс. А если в той же области будет несколько таких домов. То и проблемы как таковой не будет, стало быть ничего новаторского в этом нет.  Но, конечно, должно быть наличие совокупности критериев.

Именно потому, что социальные предприниматели работают в различных сферах и решают разные социальные проблемы, нет одного критерия, который мог бы определить, является предприятие социальным, или нет. Необходим набор критериев, чтобы четко отделять социальных предпринимателей от традиционного бизнеса и благотворительности. Как показала наша практика, таковыми критериями являются:  решение/смягчение конкретной социальной проблемы, предпринимательский подход,  финансовая устойчивость, тиражируемость, инновационность.

Причем, под последним понимается не создание какого – либо уникального продукта, а новая  комбинация ресурсов для создания (необходимой)  услуги  для каждого отдельно взятого региона. В первую очередь это связано с тем, что социальные предприниматели непонаслышке знают реальные потребности местного населения.

- То есть это не только детские сады, дома творчества и дома для престарелых?

- Далеко не только это, хотя для России больше характерны эти проблемы. Яркий пример - в целях возрождения культурного и исторического наследия города Коломны социальный предприниматель Наталья Никитина реконструировала фабрику XIX века, возродила производство пастилы по старинным рецептам и организовала интерактивный музей пастилы.

В результате правильной комбинации ресурсов ей удалось не просто сохранить здание, имеющее историческое значение, и возродить производство старинного русского лакомства. С начала реализации проекта  в регион начали приезжать тысячи зарубежных и российских туристов. «Коломенская пастила» позволила сделать из города уникальный туристический продукт национальной величины и укрепить имидж  Коломны – как исторического города России. Мы сочли этот проект социальным и он выиграл наш конкурс.

- Но почему вы против налоговых льгот, если даже Силуанов уже готов их предоставить, Медведев в принципе не возражает?

- Мы не предлагаем вводить налоговые льготы для социальных предпринимателей, чтобы не создать благодатную почву для недобросовестных «псевдосоциальных предпринимателей». Социальное предпринимательство – финансово-устойчивый бизнес, только миссия у него другая – решать социальные проблемы и улучшать качество и уровень жизни населения. Мы тщательно изучали зарубежный опыт, наши коллеги западные не рекомендуют нам вводить на начальном этапе налоговые льготы, это привлечет на рынок многих «паразитов» и, как сказал премьер-министр – жуликов.

- Но потом они им будут не нужны. Говорят же предприниматели: дайте цыплятам вырасти.

- Понимаете, как только где-то появляется что-то бесплатное, туда кидаются все подряд, и есть риск на начальном этапе дискредитировать сам институт социального предпринимательства, который у нас еще не сформировался даже. Поэтому мы за поэтапность: сначала принять закон, определить критерии социального предпринимательства, отладить механизмы признания их таковыми, создать регулирующее ведомство. И тогда уже мы не исключаем появление в законе новых положений о налоговых льготах.

- В чем основные положения законопроекта?

- Уже сейчас, опираясь на юрисдикцию 16 стран и опыт зарубежных коллег, можно сказать, что в законе должны быть предусмотрены понятие и критерии социальных предприятий, механизм признания предприятия социальным  (государственная или негосударственная сертификация предприятий), единый реестр и  требования к социальной отчетности предприятий. Также будет прописана ответственность СП. В уставе социального предприятия должны быть прописаны предмет и социально полезные цели деятельности, требования в части распределения прибыли и реинвестирования (в частности, опираясь на опыт английского законодательства, предлагается ввести размер прибыли, которая может быть распределена – не более 35%).

- Какие меры господдержки все-таки в нем предусмотрены?

- Это меры финансовой поддержки (путем предоставления субсидий), имущественной (путем передачи во владение и (или) в пользование субъектам социального предпринимательства государственного или муниципального имущества, которое должно использоваться только по целевому назначению). Это также  консультационная, информационная помощь, поддержка в области переподготовки и повышения квалификации работников.

- Вот предприниматели жалуются, что затруднен выход на рынок. Это предусмотрено?

- Конечно, немаловажная мера -  доступ к рынкам сбыта, то есть создание преимущественных условий для участия  предприятий социального предпринимательства в  государственных и муниципальных заказах.  Предусмотрен аутсорсинг части социальных государственных услуг в пользу СП с принятием решений на местном уровне. Предусмотрено и создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов социального предпринимательства.

- Многие инвесторы не рассматривают социальную сферу всерьез. Законопроект предусматривает стимулы?

- Одно из существенных положений законопроекта -  льготы для доноров/инвесторов - системы поощрения (в том числе налоговых льгот) для социальных инвесторов, юридических и физических лиц. Это необходимо для привлечения в сектор инвесторов и активного развития СП. Но при этом, для создания справедливых условий, будут наложены ограничения на использование в наименовании слов «социальный предприниматель» юридическими лицами, не соответствующие законодательно установленным критериям.

- Эти предприятия буду регулировать разные органы власти, по отраслям?

- Мы предполагаем создание отдельного органа поддержки социальных предпринимателей – межведомственный департамент, который будет осуществлять контроль за деятельностью субъектов социального предпринимательства.


Источник: «Expert Online»/ 08 окт 2013, автор: Александр Лабыкин

Дата публикации: 8 октября 2013

#эксперт #медведев #наше будущее #бизнес в социальной сфере #социальное предпринимательство

 1862   67  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно