Дошкольное образование сегодня
Очередь в детские сады, оказывается, еще не самый серьезный "недостаток" современной системы дошкольного образования. Грустно, что решают эту проблему, просто увеличивая количество детей в группе с 20 до 25 человек. Отсутствие стандартов качества, устаревшие правила воспитания - об этих и других проблемах порталу "Новый бизнес" рассказала эксперт Нина Федина, заместитель директора по дошкольному образованию "Института стратегических исследований в образовании", руководитель Центра развития дошкольного образования ОАО "Издательство "Просвещение".
К сожалению, власти занимаются развитием системы дошкольного образования, что называется, по остаточному принципу – сначала школы, потом детские сады. К тому же если говорить о некой стратегия развития, то здесь речь идет в большей степени о продумывании мер, направленных на сокращение очередей в детские сады, а не о концепции образования. При этом очередь снижается только в отдельных муниципалитетах, в основном в сельской местности, где создаются детские сады на базе школ – это быстрее и дешевле, чем строить отдельный детский садик. Но говорить о снижении очереди глобально в ближайшие два-три года не приходится.
Самые острые проблемы
Очень долгие годы дошкольное образование работало по типовой общеобразовательной союзной программе, это было крупным недостатком Советского Союза. Но с 90-х годов в дошкольном образовании существует такое понятие, как “вариативность”. Это означает, что педагоги имеют право выбирать ту программу, которая им ближе по духу, подходит по условиям… Так, например, существуют и группы Монтессори в муниципальных детских садах. Но до сих пор не введен механизм экспертизы этих программ, поэтому оценить их качество сложно.
Справка
Согласно приказу Минобрнауки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва “Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении” детский сад не несет ответственности за качество программ, которыми пользуется, не должен проходить государственную аккредитацию (работает на основе лицензии). В прежнем Типовом положении четко прописывалось, что учредитель дошкольного учреждения – орган местного самоуправления, теперь такой графы нет (источник: “ГлавСправ” ).
Да, отмечу, что в законопроекте “Об образовании” механизм оценки качества преподавания заложен, но пока это еще не действующее законодательство... К проблемам сферы дошкольного образования можно отнести финансирование, нехватку кадров, да и высокую стоимость услуг частных детских садов…
Мне кажется важным, что к проблеме современного состояния системы дошкольного образования есть внимание со стороны первых руководителей государства. Это дает импульс на все остальные уровни, субъекты, муниципалитеты и т. д. Но все равно и финансирование, и воспитание новых кадров происходит по остаточному принципу. Вариантов же частных социальных детских садов, которые бы были доступны всем слоям населения, у нас не так много. Я знаю частный детский сад, где хозяевами являются директор и педагог. Но, как в Великобритании, например, у нас нет ни кооперативного, ни мультипартнерского, ни консорциумного детского сада (подробнее об этом читайте в нашем следующем материале). До сегодняшнего момента детские сады не могли оказывать внешние услуги, например приглашать в платную группу продленного дня школьников, ведь и места для этого в саду полного дня нет. Правда, если в детском развивающем центре или детском саду есть, например, бассейн или соляная шахта, то можно пригласить посетить их детей микрорайона. Но это редкие случаи социального предпринимательства.
Комментарий
Дошкольное образование по новому законопроекту становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в проекте закона отделены дошкольное образование и уход за детьми. А школам, которые предлагают образовательные программы для детсадовцев, запрещается включать в свои расходы средства на присмотр и уход за детьми. Негосударственным образовательным организациям гарантирован доступ к бюджетным средствам (источник: “Российская газета” ).
У министерства есть содержательная стратегия развития дошкольного образования: я говорю о характере взаимоотношений между ребенком и педагогом. И здесь наметился очень крупный перелом. Советское наследие – субъектно-объектная модель взаимоотношений между взрослым и ребенком (ребенок – объект, которого формирует преподаватель) – должно уйти в прошлое. Наметился содержательный поворот, но он быстро не совершится, потому что надо ломать и сознание педагогов в том числе и готовить педагогов по-новому. Изменилось время, общество стало другим, и ребенок уже не объект, он такой же субъект, на него нельзя смотреть как на подчиненного, который должен тебя беспрекословно слушаться. Он должен быть твоим партнером. Такова суть этой стратегии, и уже предприняты некие шаги. Начинать надо с системы подготовки кадров и с системы повышения квалификации существующих кадров. Этой проблеме уделяется недостаточно внимания. А без изменения в этой сфере нам трудно ожидать изменений в самих детских садах. Отрадно, что недавно Федеральным центром было построено и открыто 15 стажировочных площадок для реализации Федеральной целевой программы развития образования (в ней зафиксирована стратегия развития дошкольного образования до 2015 года). На конкурсной основе выбирались лучшие программы, которым будут обучать педагогов, руководителей муниципальных управлений образования, заведующих детских садов. На базе этих стажировочных площадок должны быть обучены специалисты большей части субъектов РФ и их муниципалитетов. Они приезжают на тренинги, а потом их задача как тьюторов – обучить кадры в своем муниципалитете. За счет федеральных средств на стажировочную площадку в Хабаровске можно пригласить передового специалиста из Москвы.
Не секрет, что все больше молодых родителей сегодня стараются как можно раньше выйти на работу, не сидеть с ребенком до трех лет, как это было принято в Советском Союзе. Но работать полный рабочий день с понедельника по пятницу у них возможности нет. На помощь должны прийти детские сады со свободным, плавающим графиком посещаемости. Таковых, к сожалению, немного, однако они внесены в Типовое положение (а это значит, что детские сады имеют право работать по такому графику). Проблема заключается в том, что организовать такой процесс воспитания и обучения довольно сложно и неудобно, выстроить плавающий график – трудоемкий процесс.
Уменьшить очереди в детские сады можно и за счет выплат компенсаций родителям. Первым такой опыт приобрел Пермский край, где ввели компенсации как меру снятия социальной напряженности в своем регионе. Сумму брали по рыночному эквиваленту – ее должно было хватить, чтобы перекрыть уровень низких зарплат. Смешно сказать, но вначале это было 2000 рублей. И модель заработала: мамы из сельской местности, которые работали на тяжелых сельхозработах и получали крайне маленькие зарплаты, решили, что им выгодно сидеть с ребенком. Настала комическая ситуация, когда главы муниципалитетов объявили губернатору, что теперь некому работать: доярки сели дома. Губернатор мудро заметил: значит, надо стимулировать к работе и поднимать зарплату. Через некоторое время размер компенсаций стал рассчитываться из того, какую сумму в среднем тратит муниципалитет на содержание одного ребенка в детском саду. Деньги выплачивались пополам из краевого и муниципального бюджетов (50*50). А в Липецкой области, например, маме ставится условие: если она оформляет компенсационные выплаты, ребенок автоматически вычеркивается из очереди в детский сад.
Ради того чтобы уменьшить очереди в детские сады, Роспотребнадзор изменил норматив наполняемости в группе. Если раньше он составлял 20 детей на 50 кв. м (в яслях – 15 человек), то теперь – 25. При этом у нас нет квоты количества детей на количество педагогов, хотя мы долго бились над этим вопросом. И 25 детей по-прежнему воспитывает и обучает один педагог. Самые низкие квоты в Великобритании: в яслях один преподаватель может присматривать максимум за тремя малышами (в возрасте до года). В Финляндии в группе занимаются также 25 детей, но с тремя педагогами.
Много сегодня говорится в СМИ о питании в школах и детских садах. Нормы СанПиНа устарели: например, то, что ребенок должен в день выпивать пол-литра молока. Но все-таки здесь я скажу слово в защиту Роспотребнадзора. Эти нормы стоят на защите здоровья ребенка. Например, есть ограничение на вредные продукты. Если даже допускается какая-то вареная колбаса, то должны быть определенные условия. Например, 1 раз в 10 дней. Редко. Ни в коем случае не кормить детей колбасой и сосискам, свининой, а рыбой – только определенных сортов. Родители не всегда сильны в вопросах ЗОЖ и часто кормят дома детей разной пищей. Нормы Роспотребнадзора стоят на страже интересов детей. И, несмотря на некоторую архаичность, я бы их в какой-то степени похвалила.
В разных муниципалитетах выделяют разное количество денег на детское питание. Не всегда возможности муниципалитетов совпадают с тем, что предписано. Так, новые нормы детского питания в Москве вызвали шквал родительского негодования, и в феврале в СМИ велись дискуссии на тему возвращения к старой системе питания.
Много полезной информации о дошкольном воспитании детей читайте на сайтах: www.school.edu.ru, www.ivalex.vistcom.ru
Проект Федерального закона об образовании – www.mon.gov.ru
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Записала Дарья Осина
Автор: Нина Федина
Дата публикации: 11 марта 2012
#издательство просвещение #дошкольное образование1901 98