Ирина Сербина: «Социального предпринимателя ждет успех, только если он предложит рынку уникальный продукт»
О том, как складывается новое предпринимательское сообщество в Омской области, а также о работе Школы социального предпринимательства рассказывает Ирина Сербина, председатель Омской региональной общественной организации «Центр инноваций социальной сферы» (ЦИСС), первого подобного центра в России, созданного в рамках концепции Агентства стратегических инициатив.
| Сербина Ирина Владимировна Окончила исторический факультет Омского государственного университета Педагогический стаж – 18 лет Прошла обучение по программе подготовки кадров для общественно-активных школ в Красноярске, в Школе оценки проектов в Новосибирске; в I и II Международной школе гражданских инициатив и социального менеджмента в Литве, а также стажировку в США по программе «Гражданское образование и воспитание» |
Ирина Владимировна, какими мероприятиями встретила омская Школа СП широко отмечавшийся в этом году в России международный День социального бизнеса?
Весь июнь у нас был чрезвычайно насыщен событиями. Мы проводили мероприятия как регионального, так и межрегионального уровня. Слушатели выездной Школы социального предпринимательства, приехавшие из Омской, Кемеровской областей, Красноярского и Хабаровского краев, Республики Хакасии, посетили стажировочные площадки и познакомились с работой предприятий, открытых выпускниками Школы, а также встретились с опытными бизнесменами и обсудили новые проекты, которые вскоре будут выведены на рынок. Помимо этого, важным межрегиональным мероприятием стала Вторая сессия программы подготовки тренеров по СП для представителей Кемеровской и Омской областей.
Встречи регионального уровня тоже оказались разнообразными. Мы провели переговорную площадку по проблеме реализации в Омской области бизнес-проектов в социальной сфере. Для нас очень ценно, что помимо представителей предпринимательского сообщества в этих переговорах участвовали сотрудники Министерства труда и соцразвития Омской области и районных администраций. На обсуждение собравшимся был выставлен ряд тематических проектов, связанных с открытием частных пансионов для пожилых, а также проектов, нацеленных на реабилитацию инвалидов.
Под эгидой Школы недавно был открыт пансион на 20 мест в Тарском районе, способный принять 20 человек (сейчас там пока живут 12 пожилых людей). А к июлю следующего года подобное учреждение появится еще и в Калачинском муниципальном районе Омской области.
Из муниципального бюджета на создание пансиона будет ассигновано 2 млн рублей, и 2 млн вложит сам предприниматель. Центр инноваций в социальной сфере также выделит на этот проект средства из имеющегося в нашем распоряжении инвестпортфеля.
Можно ли назвать Школу СП чисто образовательным проектом или его необходимо рассматривать шире?
Я бы сказала, что Школа – не только и не столько образовательное учреждение, сколько комплексный проект, позволяющий нам формировать определенную бизнес-культуру и выводить на рынок перспективные социальные предприятия. Наши слушатели приходят не с готовыми проектами, просто требующими небольшой доработки, а с желанием учиться. Проекты рождаются в рамках Школы. Вместе с каждым из участников программы эксперты анализируют условия для их создания, шлифуют идеи, создают бизнес-планы. К началу реализации своих замыслов слушатели подходят на третьем месяце обучения.
Для нас принципиально важно, чтобы человек умел мобилизовать собственные ресурсы и те возможности, которые доступны на его территории. Только убедившись, что он способен справиться сам, мы принимаем решение об инвестировании в его проект.
Что изменилось в работе Школы за два года существования?
С нашей точки зрения, Школа прежде всего должна решать социальные проблемы территории за счет развития СП. А эту задачу невозможно решить без тесного государственно-частного партнерства. Поэтому мы выработали механизмы сотрудничества с органами власти, и в настоящее время активно применяем их. Так, в 2013 году мы постарались работать по приоритетным направлениям, указанным Министерством труда Омской области: оно определило 7 проектных полей, где социальный бизнес мог бы сыграть существенную роль в решении назревших проблем. Мы берем на себя поиск лидеров и подготовку проектов, отвечающих потребностям региона. Так, например, сейчас в приоритете работа с инвалидами и пожилыми людьми, поэтому в последнее время мы уделяли особое внимание проектам, связанным именно с этими целевыми группами.
Какие еще социальные проблемы Омской области мог бы смягчить социальный бизнес?
Министерство образования области сейчас пытается справиться с очередями в детских садах. Мы подключились к решению этой задачи. Из 19 предпринимателей, участвовавших в пятой сессии Школы, выпуск которой состоялся в середине июля 2013 года, 9 – руководители частных детских дошкольных учреждений. Стартовавшие за последние полгода при нашем участии проекты позволили открыть 269 новых мест для дошкольников. Мы и раньше вели работу в сфере дошкольного образования. Сейчас ряд учреждений, запущенных под эгидой Школы, проходят лицензирование и получают от нас дополнительное финансирование (наши совокупные инвестиции в эти проекты составляют около 15 млн руб.). К концу года мы надеемся создать еще 500 мест для малышей.
Омская Школа социального предпринимательства
|
Наблюдаете ли вы за развитием ваших бывших подопечных?
Конечно. Наши выпускники и сами охотно продолжают поддерживать отношения с Центром. Через нас они получают доступ к информационным и методическим ресурсам. К нам нередко приезжают эксперты, в том числе и зарубежные, и наши бывшие слушатели охотно принимают участие в экспертных сессиях и других мероприятиях. На базе Центра формируются крайне важные связи и контакты. Так складывается предпринимательское сообщество, необходимое для устойчивости и стабильного развития малого бизнеса.
Нередко новые слушатели приходят в Школу по рекомендации тех, кто прошел здесь обучение. Среди первых наших выпускников был предприниматель Евгений Шнайдер из Одесского района Омской области. По образованию он юрист, но долгое время занимался розничной торговлей на селе. Евгений создал интересный проект «Сельская консалтинговая служба», помогающий фермерам и другим сельским предпринимателям в ведении бизнеса. Эти услуги оказались очень востребованы. Помимо своего района, Евгений охватил еще и три соседних, значительно расширив свою клиентскую сеть. На следующий год он прислал в Школу своего сотрудника, который вскоре оформил ИП, запустив собственный проект – выездные юридические услуги для жителей отдаленных сел района. На третий год навыки социального предпринимательства пришел осваивать партнер Евгения, занимающийся строительством жилья. Это позволило нам освоить новое, чрезвычайно актуальное направление: при поддержке ЦИСС Евгений Шнайдер с партнером занялись возведением социального жилья для детдомовцев и молодых специалистов в Одесском районе. При средней стоимости муниципального жилья в районе 29 тыс. руб. за квадратный метр нам удается предлагать его по 14 тыс. руб.
Омский ЦИСС: вехи истории |
Что представляют собой выездные сессии Школы и стажировочные площадки, посещаемые слушателями?
Мы разработали трехдневную программу для проведения «выездных школ», когда к нам приезжают на стажировку руководители социальных проектов из соседних регионов. В первый день мы рассматриваем представленные приехавшими слушателями бизнес-модели. Гости знакомят нас с условиями, которые уже созданы под их стартапы. Во второй день они посещают социальные предприятия Омской области, реализованные под эгидой Школы, после чего обсуждают увиденное, стараются извлечь полезный опыт, возможно, применимый при воплощении их проектных идей. И, наконец, в третий день, слушатели взаимодействуют с нашими менторами: опытные бизнесмены оценивают проекты и дают свои рекомендации.
Необходимо ли, по-вашему, в России принятие закона о социальном предпринимательстве?
Закон крайне необходим. Сейчас эту деятельность регулирует лишь один нормативный акт – Приказ № 220 Министерства экономического развития РФ. Однако этот документ не дает четкого определения, что такое СП. В одном месте указано, что оно предполагает работу с некими целевыми группами (например, с инвалидами); но в другой части документа социальное предпринимательство связывается с определенными видами деятельности.
Как вы думаете, нужно ли законодательно прописывать льготы для социальных предпринимателей, а также для инвесторов, вкладывающих в социальный бизнес? Не приведет ли это к злоупотреблениям?
Что до инвесторов, то тут предоставление им каких-то бонусов за поддержку социального бизнеса было бы вполне уместно. Думаю, само по себе законодательное закрепление политики поощрения тех, кто готов поддержать социальных бизнесменов, решающих социальные задачи, напрямую не связано с возможными злоупотреблениями. А вот по поводу льгот для социальных предпринимателей мне ответить сложно. Думаю, любому человеку, открывающему свое дело, не стоит с самого начала рассчитывать на какие-то послабления. Бизнес есть бизнес, он накладывает определенную ответственность и несет определенные риски. С другой стороны, если предприниматель помогает решать конкретные проблемы той или иной территории, то местные власти могут создавать для него режим благоприятствования. Однако это не вопрос федерального законодательства: в каждой конкретной ситуации решения по поощрению СП могут приниматься на региональном уровне.
Какой смысл вы вкладываете в распространенное сейчас понятие «инновации в социальной сфере», а также в нередко употребляемый термин «креативный класс»?
Под социальными инновациями мы подразумеваем любые новые подходы и нестандартные схемы решения той или иной проблемы. Это может быть новый вид бизнеса или новые услуги, никогда на данной территории не предлагавшиеся. Это не вопрос «глобальной» новизны; достаточно, чтобы предложение было уникальным для данного региона. Социальный проект, работающий в традиционной бизнес-нише, вряд ли сможет эффективно конкурировать с обычным бизнесом. Мы убеждены, что социальный предприниматель будет успешен только в том случае, если сможет вывести на рынок необычный, по-настоящему оригинальный продукт. Для этого и нужна креативность, без которой создать подобный продукт невозможно.
Автор: Ирина Крейнина
Дата публикации: 26 августа 2013
#обучение #школа сп #Омская область4549 92