Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем: применимость в российском контексте

Сам по себе термин «предпринимательство» в экономическом и деловом контексте используется уже давно. Наиболее известны в этом направлении работы Жана Батиста Сэя, Йозефа Шумпетера и Питера Друкера. Описанный ими тип поведения, характерный для предпринимателей и отличающий их от обычных менеджеров, универсален. Именно поэтому в последние 20–30 лет этот термин все чаще употребляют, когда говорят о решении социальных проблем.

Жизнеспособные решения социальных проблем зачастую могут в основе своей иметь те же самые элементы, которые делают успешными бизнес-инновации. Поэтому термин «социальное предпринимательство» в последнее время получил широкое распространение и завоевывает популярность, как в научной среде, так и среди практиков – представителей некоммерческого сектора.

Собственно, сам термин «социальное предпринимательство» начал использоваться в литературе по социальным изменениям в 1960–70-е годы. Широкое же распространение он получил в 1980–90-е годы.

Определений социального предпринимательства сегодня очень много. Большинство из них можно объединить в три основные группы:

  1. Группа определений, в которых делается акцент на том, что социальное предпринимательство – это создание коммерческих предприятий с социальной целью. Недостаток этих определений заключается в том, что ему соответствует фактически любая деятельность, доходы от которой будут направлены на социальные цели. С этой точки зрения и корпоративная социальная ответственность, и частные пожертвования богатых людей, и получение некоммерческой организацией доходов могут быть трактоваться как социальное предпринимательство. 
  2. Вторая группа определений подчеркивает значимость инновационной деятельности социальных предпринимателей, направленной на достижение значимого социального эффекта. В рамках этого подхода инновационность решения общественных проблем очень часто оказывается главнее финансовой жизнеспособности предприятия. Такое социальное предприятие может вообще не приносить никакого дохода: ценность его деятельности будет заключаться в том, что оно мобилизует ресурсы для решения важных общественных проблем.
  3. Третья группа определений видит особенность социального предпринимательства в том, что это способ катализировать общественные трансформации, которые приведут к гораздо более широким и долгосрочным изменениям, чем это предполагает изначальный фокус решаемой проблемы. В данной традиции социальные предприниматели влияют не на решение одной проблемы, а на весь общественный контекст, связанный с нею, провоцируя таким образом масштабные и устойчивые изменения, без которых исходная проблема была бы навеки законсервирована.

Одни определяют социальное предпринимательство через основные качества предпринимателей, другие – через поиск отличий от традиционного бизнеса или традиционной благотворительности, третьи – как искусство сочетания коммерческой устойчивости и «социального дохода от инвестиций» (social return on investments). Все эти подходы к определению социального предпринимательства могут быть использованы в научных целях и вносят свой вклад в формирование общей теории социального предпринимательства.

Это новое явление привело к изменениям и в теории традиционного некоммерческого сектора, и в экономической теории. Некоторые исследователи (например, редактор издания The Economist Мэтью Бишоп) для обозначения этого явления используют термин «филантрокапитализм». На микроуровне филантрокапитализм можно определить как новый способ осуществления благотворительности, который копирует сформировавшиеся бизнес-подходы для ведения некоммерческой деятельности. На макроуровне предлагается трактовать филантрокапитализм как внутренне присущее капитализму стремление работать на благо всего человечества (через более эффективное расходование ресурсов и распределение продукции). Оба эти определения довольно спорны, однако они позволяют немного прояснить суть социального предпринимательства.

На сегодняшний день большинству людей, работающих в сфере благотворительности, знакома также концепция венчурной филантропии. Это явление можно охарактеризовать как использование фондами в своей деятельности принципов, свойственных традиционному венчурному бизнесу (долгосрочные отношения, совместная разработка бизнес-планов, обеспечение организации не только деньгами, но и экспертной поддержкой, наличие «стратегии выхода»). Эта концепция подразумевает изменение традиционного статуса донора, благотворителя на инвестора, который вкладывает свои деньги в решение социальных проблем и контролирует эффективность их расходования.

В данной работе мы предлагаем следующее определение социального предпринимательства: это деятельность, направленная на инновационные, устойчивые и самоокупаемые решения наиболее острых общественных проблем.

Два принципиальных для социального предпринимательства критерия – устойчивость и инновационность решений. Самоокупаемость может быть рассмотрена как дополнительный признак.

В то время как для традиционного предпринимателя своеобразным тестом является коммерческий успех идей, для социального предпринимателя таким тестом становится успех инициированных им социальных инноваций, те социальные изменения, которые были вызваны его деятельностью.

Каково же может быть практическое применение этих концепций для решения проблем современной России?

На наш взгляд, использование концепции социального предпринимательства может дать новый толчок развитию некоммерческого сектора экономики. Основные денежные потоки в этот сектор обеспечивались, как правило, за счет грантов; в последнее время к ним добавились государственные субсидии (гранты администрации президента),  государственный и муниципальный заказы. Главный минус такой структуры финансирования – невозможность формировать долгосрочные финансовые планы, постоянное недофинансирование организационного и человеческого развития, потенциально низкая эффективность работы некоммерческой организации.

В такой ситуации социальное предпринимательство может стать тем самым инструментом, который обеспечил бы постоянный и стабильный приток денежных средств в некоммерческий сектор.

Однако успешное внедрение данной концепции требует нескольких важных условий.

  1. Создание необходимого правового регулирования. Концепция социального предпринимательства сформировалась в условиях англосаксонской  правовой системы, в которой статус благотворительной организации (а соответственно, и налоговые льготы) предоставляются в зависимости от цели деятельности (общественное благо), а не организационно-правовой формы. Согласно российскому законодательству о некоммерческих организациях, любая коммерческая деятельность НКО облагается налогами, как и предпринимательская деятельность, что может существенно замедлить развитие социального предпринимательства.
  2. Наличие необходимой кадровой базы. Одним из существенных условий развития социального предпринимательства является наличие предпринимателей, лидеров, способных взять на себя ответственность за развитие и реализацию новых идей. Представляется также, что в системе высшего образования должны появиться специальные программы по обучению руководителей некоммерческих организаций.
  3. Формирование новых финансовых инструментов для поддержки некоммерческих проектов. Помимо грантов необходимо развивать кредитные инструменты финансирования некоммерческих организаций, например тех, которые оказывают платные услуги. Перспективным видится и развитие венчурной филантропии.
  4. Наличие необходимой инфраструктуры. В данном случае под инфраструктурой понимаются ресурсные и исследовательские центры, инкубаторы некоммерческих организаций, система обмена информацией и опытом и т.д.

В заключение необходимо добавить, что данный доклад призван привлечь широкое внимание к рассматриваемой теме. Насколько концепция социального предпринимательства может быть полезна в российском контексте, – предмет для дальнейшей дискуссии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Bishop M. (2007) What is philanthrocapitalism? / Alliance //  http://www.alliancemagazine.org/free/html/mar07e.html
  2. Beinhacker, S., and Massarsky, C. ‘Enterprising Nonprofits: Revenue Generation in the Nonprofit Sector’ // Yale School of Management.  The Goldman Sachs Foundation, Partnership on Nonprofit Ventures, 2003.
  3. Dees J.G. The Social Enterprise Spectrum: from Philanthropy to Commerce. Harvard: Harvard Business School Press, 1996.
  4. Dees J.G. Social Entrepreneurship Is about Innovation and Impact, Not Income, discussion paper on Social Edge, 2003 // http://skoll.socialedge.org/?293@218.2JjfaI3NaTC.0@.1ad86d9e
  5. Drucker, P. Innovation and Entrepreneurship. London: Harper-Business, 1985.
  6. Alvord, Sarah H., Brown, L. David David and Letts, Christine W. Social Entrepreneurship and Social Transformation: An Exploratory Study (November 2002) // Hauser Center for Nonprofit Organizations Working Paper No. 15 //  http://ssrn.com/abstract=354082.
  7. John R.  Venture Philanthropy: Evolution of High Engagement Philanthropy in Europe. Skoll Centre for Social Entrepreneurship Workingpaper, 2006 // http://www.sbs.ox.ac.uk/skoll/research/Short+papers/Venture+Philanthropy+in+Europe.htm

Сентябрь 2007

Дата публикации: 16 января 2008



 1911   128  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно