Карта социального предпринимательства Европы. Поддержка и риски
Мы завершаем публикацию выдержек из Обзора социального предпринимательства в странах Европы, подготовленного Европейской комиссией (с первым материалом можно ознакомиться здесь). В первой части речь шла об определениях и терминах, во второй — о юридическом статусе социальных предприятий в разных странах, многообразии их форм и сфер деятельности. В заключение остановимся на источниках финансирования, мерах поддержки социального предпринимательства и факторах, которые мешают ему развиваться.
В отличие от традиционных бизнесов, существующих на прибыль от своей деятельности, социальные предприятия используют так называемую гибридную модель. Это комбинация как рыночных, так и нерыночных источников финансов. Соотношение между этими двумя источниками дохода неодинаково в разных странах.
Непростая комбинация
Так, социальные предприниматели Чехии, Финляндии, Франции, Италии и Великобритании опираются в своей деятельности преимущественно на рыночные механизмы (в том числе поставляя товары и услуги государству), а вот в Австрии и Польше такого рода доходы в социальном бизнесе составляют меньше половины.
Схематически виды доходов социальных предприятий можно представить в виде таблицы.
В большинстве стран Европы главным источником доходов для социальных предприятий, основным их заказчиком является общество в лице государства. Для итальянских социальных предпринимателей — это 45 % клиентуры. В Великобритании 23 % представителей социального бизнеса называют государство главным или единственным источником дохода, а 52 % получают от него значительную часть своих средств. В основном это касается таких сфер деятельности, как здравоохранение, образование, отдых и так далее.
Поддержка: такая нужная и такая разная
Еще рано говорить о сложившейся «экосистеме поддержки» социального бизнеса в Европе. Она необходима для того, чтобы предприятия преодолевали определенные препятствия на пути своего роста, но пока эта система находится лишь в начальной стадии развития, и в большинстве стран можно видеть лишь зарождение отдельных ее характеристик. В общем и целом сложившаяся система поддержки социального предпринимательства состоит (должна состоять) из следующих элементов:
- Законодательное оформление социального предпринимательства.
- Специальные программы поддержки социального предпринимательства.
- Механизмы взаимной поддержки.
- Рынки инвестиций влияния (impact-инвестирования).
- Оценка влияния и система отчетности.
Разумеется, далеко не все пункты представлены во всех участвовавших в исследовании странах. О законодательстве в отношении социального предпринимательства мы говорили в прошлый раз. Так или иначе оформленная политика государства в отношении социального бизнеса имеется лишь в 8 странах Европы. На карте они представлены синим цветом. 7 находятся в процессе ее разработки (зеленый цвет на карте).
В некоторых странах существуют развитые и многообразные программы поддержки предпринимателей, разработанные специально для социального бизнеса. Вот перечень этих стран: Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Италия , Люксембург, Польша, Португалия, Словения, Франция, Хорватия, Швейцария, Швеция. Разумеется, объем, конкретное наполнение и направление этих схем поддержки в них очень различно. В Швеции, например, они нацелены исключительно на «социальные предприятия трудовой интеграции» (WISE), в других странах спектр их адресатов значительно шире. Отсутствуют подобные системы поддержки преимущественно в восточноевропейских странах, недавно ставших членами Евросоюза: Болгарии, Литве, Латвии, Словении, Словакии, Румынии, Чехии, Эстонии, а также на Мальте. Можно говорить лишь об отдельных мероприятиях в этой области, проводимых Структурными фондами ЕС. Там существуют лишь разрозненные опыты в этой области, предпринимаемые отдельными фондами. Впрочем, и некоторые старожилы Евросоюза — Австрия, Германия, Финляндия, Нидерланды — не могут похвастаться наличием подобных программ. Мало того, в Финляндии и Нидерландах они не развиваются намеренно — такова государственная экономическая политика.
А что внутри?
В чем может заключаться поддержка социального предпринимательства?
- Привлечение внимания к этой сфере деятельности, распространение знания, обмен опытом.
- Поддержка и сервисы, предоставляемые специалистами в области бизнеса.
- Помощь в привлечении инвестиций.
- Специальные финансовые инструменты (например, фонды социального инвестирования).
- Особая инфраструктура (например, социальные коворкинги).
- Обеспечение доступа к рынку.
Обмен опытом и (в той или иной степени) механизмы взаимной поддержки действуют практически во всех странах Евросоюза. Опыт Италии, Франции и Великобритании свидетельствует, что они могут играть очень важную роль в развитии этого сектора, обеспечивая социальным предпринимателям необходимое руководство, наставничество, а иногда — и защиту. В некоторых странах — Бельгии, Франции, Германии, Нидерландах, Словении, Венгрии и других — существуют особые социальные бизнес-инкубаторы. Их немного, но количество их постоянно растет.
Рынки инвестиций влияния
Они включают в себя специальные финансовые инструменты, которые в наиболее «продвинутых» странах, например Франции и Великобритании, предоставляются при непосредственном участии государства. Оно дает социальным стартапам займы или инвестиции.
Оценка влияния и система отчетности практически не развита в странах Евросоюза. Если где-то и существует принятая методология оценки, то составление отчетов в этой области практически нигде, за исключением Бельгии и Германии, не является обязательным.
Система сертификации, присвоения особых знаков и маркировок пока еще тоже не слишком распространена в Европе. По сути дела, сертификат «социальное предприятие» существует лишь в четырех европейских странах: Великобритании, Финляндии, Польше и Германии (на карте они покрашены в синий цвет). Еще в четырех странах, отмеченных на карте красным (Австрии, Чехии, Нидерландах и Люксембурге), продукции некоторых предприятий присуждают маркировку, по смыслу близкую к «социально-предпринимательскому лейблу». В Нидерландах и Австрии есть знак для предприятий WISE, а в Чехии особым образом помечают товары, сделанные людьми с ограниченными возможностями.
Что мешает?
И в заключение — несколько слов об основных препятствиях для развития социального предпринимательства. В каждой стране они свои, и перечислить их нет никакой возможности. Можно лишь указать общие причины, вызывающие эти проблемы:
- Непонимание сути и смысла социального предпринимательства.
- Нехватка специалистов и недостаточное развитие инфраструктуры поддержки.
- Отсутствие законодательной базы.
- Сложность выхода на рынок.
- Сложности в получении финансирования.
Подготовила Екатерина Савостьянова
Дата публикации: 18 сентября 2015
#социальное предпринимательство #европейский союз3051 9