Определились лидеры в решении социальных проблем

С каждым годом крупный бизнес все активнее поддерживает инициативы, связанные с развитием социального предпринимательства в России. Одним из флагманов этого движения является Российский союз промышленников и предпринимателей, объединяющий крупнейшие компании, действующие на территории России. На конференции «Партнерство бизнеса и власти в интересах социальной стабильности», прошедшей в марте 2015 года, РСПП отметил победителей Всероссийского конкурса «Лидеры российского бизнеса — динамика и ответственность». Лауреатом основной «социальной» номинации конкурса — «За вклад в решение социальных проблем территорий» — стала компания «Норникель». Одновременно в рамках данной номинации была отмечена компания Урановый холдинг «АРМЗ» — за программу развития социального предпринимательства в Краснокаменске. О специфике конкурса, появлении новых номинаций и взаимодействии крупного бизнеса с социальными предпринимателями рассказывает директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Елена Феоктистова.

Елена Николаевна, в этом году в рамках конкурса было уделено особое внимание развитию и поддержке социального предпринимательства. Какие выводы можно сделать по итогам конкурса?

Результаты конкурса говорят о том, что крупные компании обращают внимание на социальное предпринимательство, начинают активно поддерживать и социальных предпринимателей, и территориальные программы, которые в этом направлении развиваются.
Пока что отдельной номинации за поддержку соцбизнеса в нашем конкурсе нет, но мы будем рассматривать такую возможность в дальнейшем. Сегодня в рамках основной номинации «Социальная ответственность» есть специальная номинация «За вклад в развитие территорий». Урановый холдинг «АРМЗ» мы отметили именно за деятельность, которую он ведет в рамках поддержки социального предпринимательства.

Это первый раз, когда РСПП отмечает социальное предпринимательство в конкурсах подобного уровня?

Не первый, но до настоящего времени мы никогда не отмечали, что компания номинируется именно за поддержку социального предпринимательства. Однако по факту мы и раньше уделяли внимание этому направлению. Например, в рамках «Форума доноров» есть конкурс программ корпоративной благотворительности, и на нем мы неоднократно награждали компании,  реализующие программы развития социального предпринимательства, в том числе «СУЭК», «Металлинвест», «Северсталь».

Какие компании сегодня являются лидерами в продвижении социального предпринимательства?

В первую очередь это те системообразующие компании, о которых я только что сказала: «СУЭК», «Северсталь», «Металлинвест». К ним стоит прибавить «РУСАЛ» и «Атомредметзолото». Важно, что они не только поддерживают конкретные проекты в этой сфере, но и саму инфраструктуру, например создают школы социального предпринимательства. Многое делается и для оказания консультационной, юридической, финансовой поддержки, в которой социальные предприниматели нуждаются. Это особенно важно на начальном этапе развития. Мы считаем, что такая деятельность — значимая функция крупного бизнеса, который смотрит вперед и заинтересован создавать вокруг себя среду, благоприятную для развития предпринимательства.

Урановый холдинг «АРМЗ» попал в число финалистов номинации «За вклад в решение социальных проблем территорий». За что номинирована эта компания?

Эта компания провела конкурс, направленный на выявление и поддержку социальных предпринимателей. Для нас было важно еще и то, что «АРМЗ» объединил усилия с местными органами власти, к подготовке конкурса удалось привлечь и городскую администрацию, и областную. Нам кажется, что такая схема делает процесс поддержки социального предпринимательства более устойчивым. На основе подобного партнерства появляется возможность оказывать помощь соцпредпринимателям системно, на ежегодной основе.

По каким ключевым показателям вы оценивали деятельность номинантов в данном направлении?

Прежде всего в поле нашего внимания попадают те компании, которые сознательно заявляют социальное предпринимательство в числе приоритетов или самостоятельных направлений своих социальных программ. Компании, которые не просто предпринимают разовые акции, а разрабатывают долгосрочные механизмы поддержки, ориентированы на достижение устойчивых результатов. У нас есть ряд критериев: во-первых, возможность тиражирования такого опыта, во-вторых, еще раз повторюсь, долгосрочность, в-третьих, мы обращаем внимание на умение выстроить партнерские отношения с ключевыми сторонами: бизнесом, представителями власти, медиасообществом.  В-четвертых, большое значение имеет просветительская работа: организация тренингов и образовательных программ. Вообще мы считаем, что подобная связка крупного бизнеса и социальных предпринимателей не менее важна, чем, например, партнерство с государством.

Можно ли сегодня оценивать социальный эффект от таких корпоративных программ по каким-то количественным показателям?

Я думаю, что на местах такая оценка должна быть обязательно. Вообще любой вид деятельности должен иметь свою оценку результативности. Должно быть понятно, правильно ли мы действуем, правильно ли выбираем инструменты, правильно ли расходуем средства и т.д.
Оценка зависит от степени социальной напряженности в регионе, на конкретной территории, в местном сообществе, от остроты конкретной проблемы и ограничений, имеющихся для ее решения. Критерии в социальном предпринимательстве могут быть очень гибкими.

Существует точка зрения, что для крупных компаний социальное предпринимательство становится сегодня определенной альтернативой благотворительности. Так ли это?

Я бы не стала их противопоставлять. Появилось еще одно направление для социальных инвестиций. Компании стали включать в свои корпоративные благотворительные программы поддержку социального предпринимательства как составную часть. При этом хочу отметить, что это не какая-то совершенно новая практика. Многие компании уже много лет традиционно проводят грантовые конкурсы для НКО и индивидуальных предпринимателей, реализующих социальные проекты. Просто раньше эту деятельность не называли социальным предпринимательством, хотя она близка ему по содержанию. Кроме того, у крупного бизнеса издавна существуют программы поддержки малого бизнеса, и часть участников этих программ сегодня можно позиционировать как социальных предпринимателей.

На чем сегодня важнее делать акцент в продвижении социального бизнеса: на инфраструктурном развитии или на точечной поддержке каких-то проектов?

Полезно и то, и другое. Но, конечно, создание условий для развития, поддержка в долгосрочной перспективе создают возможность включать все новых и новых участников, добиваться более устойчивых результатов. Сегодня, когда мы отмечаем вклад в развитие социального предпринимательства, имеем в виду не только поддержку конкретного проекта, но и наличие системного подхода, ориентированного на создание условий для этого вида деятельности в целом. Мы очень рады тому, что появляются все новые крупные компании, которые в этом направлении продвигаются.

Планируете ли вы в какой-то перспективе вводить отдельную номинацию «За развитие социального предпринимательства»?

Мы планируем предложить Оргкомитету конкурса РСПП учредить в рамках номинации «За социальную ответственность» специальную номинацию за поддержку малого бизнеса и социального предпринимательства. Сегодня перед нами стоит задача развивать экономическую активность граждан, поддерживать инициативы, расширяющие возможности обеспечения занятости людей. В этих целях необходимо более полно использовать потенциал партнерства, объединяющего усилия государственных и корпоративных программ в сфере содействия развитию малого бизнеса, социального предпринимательства. Такую активность нужно поощрять, в том числе в рамках конкурсов. Будем в этом направлении продвигаться.


«Мы надеемся, что все это приведет к возникновению в Краснокаменском районе целого кластера социальных предприятий...»

Урановый холдинг «АРМЗ» стал одним из финалистов номинации «За вклад в решение социальных проблем территорий». Заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса «АРМЗ» Марина Либоракина рассказала порталу «Новый бизнес: социальное предпринимательство», какие программы поддержки социальных предпринимателей реализует компания в Краснокаменске Забайкальского края.

Почему вы решили участвовать в конкурсе «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность»?

Этот конкурс проводится РСПП уже более пяти лет и заслужил репутацию действительно авторитетного мероприятия. Эксперты российского масштаба оценивают результаты работы десятков крупнейших компаний. Для нас получить такой взгляд со стороны и сравнить результаты своей деятельности с тем, как работают другие лидеры рынка, очень полезно и интересно.
Кроме того, мы хотели поделиться с экспертным и профессиональным сообществом опытом своей социальной деятельности. «АРМЗ» в сотрудничестве с местными органами власти смог достичь реальных результатов в поддержке соцбизнеса в городе Краснокаменске, где проживает большая доля наших сотрудников. Мы проанализировали ход реализации этой программы, то, как она повлияла на экономические и социальные показатели территории, и пришли к выводу, что, вероятно, можем побороться за победу в конкурсе. И не прогадали: в номинации «За вклад в решение социальных проблем территорий» была отмечена именно наша компания.

В чем заключалась реализованная холдингом программа поддержки?

При нашем участии Фонд развития Забайкальского края, краевые и городские власти провели в 2014 году конкурс «Старт твоего дела». Каждый житель Краснокаменского района мог подать заявку на получение гранта. Средства предназначались для реализации проектов в сфере социального предпринимательства. Необходимыми условиями были реализация проекта на территории Краснокаменского района, финансовая устойчивость и социальная направленность. Предпочтение отдавали инициативам, направленным на создание новых рабочих мест и альтернативные способы самозанятости, так как многие жители района оказались в непростой экономической ситуации. Программа была проведена при непосредственном участии и деятельной поддержке Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».
По итогам конкурса лучшие проекты получили гранты на развитие в размере до 50 тысяч рублей, а впоследствии — и беспроцентные займы на сумму до 500 тысяч рублей. Самыми лучшими, на наш взгляд, были проекты открытия детского кафе «Сладкоежка» (автор — Маргарита Савыкина) и магазина товаров для детского развития и творчества «Оранжевый слон» (автор — Антон Бурдинский). У этих конкурсантов были наиболее проработанные бизнес-планы.

Что, помимо финансирования, получили победители вашего конкурса?

Мы организовали для всех участников бесплатные консультации у высококвалифицированных юристов, экономистов, финансистов, серию мастер-классов.

В чем особенности вашей программы по сравнению с подобными инициативами других крупных компаний?

Мы считаем, что главные наши достижения — это долгосрочность программ и их направленность не на конкретного предпринимателя, а на формирование благоприятной среды для социального бизнеса в городе и районе. Кроме того, наши действия в какой-то мере подтолкнули местные власти к принятию своих мер по поддержке социального бизнеса. Так, администрация губернатора Забайкальского края недавно объявила конкурс среди социально ориентированных некоммерческих организаций на получение субсидий из бюджета. Городской фонд поддержки малого предпринимательства Краснокаменска выдал начинающим социальным предпринимателям займы на несколько миллионов рублей. Мы надеемся, что все это приведет к возникновению в Краснокаменском районе целого кластера социальных предприятий.

Материал подговлен Марией Кригер и Анастасией Сухорословой

Дата публикации: 2 апреля 2015

#елена феоктистова #рспп #социальное предпринимательство

 1701   13  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно