Наталья Ларионова — о новых инструментах поддержки малого бизнеса
Поддержка малого и среднего бизнеса на федеральном уровне набирает обороты. Год назад по указу президента была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Основная задача новой структуры — оказывать предпринимателям финансовую, инфраструктурную, имущественную и юридическую поддержку, помогать с привлечением денежных средств и реализацией инвестпроектов. О том, как такие глобальные задачи уже реализуются на практике и какую выгоду они могут принести каждому конкретному предпринимателю, порталу «Новый бизнес: социальное предпринимательство» рассказала статс-секретарь и заместитель генерального директора корпорации Наталья Ларионова.
Наша корпорация ведет работу по мониторингу мер поддержки малого и среднего бизнеса и вводит новые инструменты такой помощи. Сегодня малые и средние предприниматели могут рассчитывать на нашу поддержку по трем основным направлениям.
Во-первых, мы готовы помогать с поиском и получением заказов от крупных госкомпаний.
Во-вторых, одна из наших главных задач — максимально полно информировать всех участников рынка о потенциальных возможностях развития их бизнеса: собирать, актуализировать и анализировать тенденции, а затем размещать результаты в общедоступных источниках.
В-третьих, мы готовы предоставлять поддержку и гарантии при получении кредитов для развития малого и среднего бизнеса.
1. Закупки крупных компаний
Год назад на федеральном уровне были приняты решения, которые обязали компании с оборотом более 2 млрд рублей в год совершать закупки у субъектов малого и среднего бизнеса. Такие обязанности легли на плечи лишь тех представителей крупного бизнеса, более половины акций которых принадлежат государству. Тогда же был утвержден перечень из 35 крупнейших госкомпаний, чьи закупки подлежат госконтролю (в него, например, вошли структуры «Ростелекома», «Роснефти», РЖД). Эти компании в обязательном порядке должны закупать не менее 10 % по прямым контрактам у субъектов малого и среднего бизнеса и еще 8 % по так называемым контрактам второй руки, когда представители малого и среднего бизнеса привлекаются подрядчиками на условиях договора субподряда. С мая к этим корпорациям добавилось еще 46 компаний с чуть меньшими оборотами. С июля требования начинают распространяться и на региональных заказчиков — всего 35 субъектов из 44 регионов России.
Для небольших игроков рынка такие меры, на мой взгляд, огромная поддержка. Главное теперь — максимально оптимизировать и облегчить всю процедуру. Для этого каждой из сторон необходимо прежде всего научиться работать с информацией. Все сведения, необходимые заинтересованным сторонам, размещены в открытом доступе. Малым и средним предпринимателям рекомендую использовать наш сайт, где есть раздел «Обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков». Там регулярно обновляются таблицы, в которых конкретно указано, в какой месяц, в каком субъекте, на какую сумму, в каком количестве и какая продукция будет закупаться. Мы попросили все органы региональной исполнительной власти и общественные организации продублировать эти сведения и еженедельно обновляем данные.
Кроме того, с начала лета получить ценную информацию о нашей работе можно и в офлайн-режиме. В тысяче многофункциональных центров (МФЦ) по всей стране начала предоставляться услуга нашей корпорации. Пока что она носит лишь информационный характер, но, как я уже говорила, возможность транслировать предпринимателям проверенную информацию — сегодня для нас приоритет. Жители 37 российских регионов могут обратиться в местные МФЦ и узнать, какие перечни имущества предлагаются для малого и среднего предпринимательства в их субъекте, какие продукты предлагают банки — партнеры нашей корпорации и как начать работать с крупными компаниями. В дальнейшем там же можно будет узнать об инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и прямо из МФЦ подать заявку на получение независимых гарантий от корпорации.
2. Финансовая поддержка
Второе направление нашей работы — предоставление независимых гарантий. На данный момент у нас уже 43 банка-партнера. Если вы обращаетесь в один из них за кредитом и у вас не хватает обеспечения, корпорация готова дать так называемую независимую гарантию и предоставить до 50 % обеспечения. А если к работе подключатся и региональные власти, то совместное обеспечение может дойти до 70 %. Программа стартовала всего два месяца назад (В марте 2016 г. – Прим. ред.), но уже сейчас ее объемы достигают 4 млрд рублей. На мой взгляд, это одно из самых перспективных направлений нашей работы и, возможно, со временем оно станет основным.
Для крупных кредитов, которые превышают 50 млн рублей, у нас есть специальная программа, организованная совместно с Центральным банком. В ней сейчас пока только 11 банков-партнеров, но мы постепенно увеличиваем их список. Данная программа более сложная и основана на механизмах рефинансирования, но главное, что на выходе ставка кредита значительно снижается. Для субъектов малого и среднего предпринимательства она в итоге составляет 11% и 10% соответственно.
3. Информирование
Одно из самых ресурсозатратных направлений нашей работы — аналитика. Мы активно собираем и анализируем данные по всей стране, чтобы дать малым и средним предпринимателям работающие и не оторванные от реальности рекомендации. Во второй половине лета мы запускаем свой бизнес-навигатор — систему для предпринимателей, которые хотят открыть небольшие объекты сервисной экономики (магазины, фитнес-клубы, детские сады и т.д.).
Многие из нас пользуются интернет-картами для поиска того или иного магазина, ресторана или автосервиса. Интерфейс нашего бизнес-навигатора будет аналогичен таким сервисам, представляя собой карту с нанесенными на нее данными. Разница лишь в том, что информация будет отражать не нынешнее положение дел, а потенциально возможное.
Первый этап программы рассчитан на 69 городов с численностью населения более 250 тысяч человек. В данный момент мы проводим серьезные маркетинговые исследования и работаем со статистикой. По итогам этого через несколько недель появится карта, на которую мы нанесем потенциальные возможности для открытия своего бизнеса.
На практике это будет выглядеть следующим образом. С помощью сформированной карты вы заходите на одну из улиц любого выбранного города России и видите подсказки системы с массой детальных данных. Система может показать, что, например, на данной улице, в данном квартале с привязкой 500 метров можно открыть кафе эконом-класса. Для полноты картины будет указано, что, например, по данной улице в день проходит 1000 человек и к вам в кафе зайдет 50. Все данные основаны на серьезном исследовании. Наши специалисты физически проходят по всем улицам, опрашивают потенциальных потребителей, анализируют средний уровень зарплаты в том или ином квартале или городе.
В зависимости от собранных данных система будет автоматически анализировать ваш запрос и выдавать конкретные рекомендации. Она сможет сразу предложить набор франшиз для открытия такого кафе, покажет варианты бизнес-плана и подскажет, где есть инфраструктура поддержки подобного бизнеса (региональные гарантийные организации, центры поддержки, микрофинансовые организации, корпорации-партнеры и т.д.). Кроме того, на карте будет видно, есть ли в округе здания или помещения, пригодные для открытия того или иного бизнеса. Эта информация будет собрана благодаря формированию полного сводного реестра по имущественной поддержке предпринимателей. До конца года перед нами стоит задача запустить такую систему в 169 городах, где количество жителей превышает 100 тысяч человек.
Записала Анастасия Сухорослова
Дата публикации: 22 июня 2016
1271 151