О привлечении негосударственных организаций к решению общегосударственных проблем

Наиболее богатый опыт развития социального сектора имеют такие страны, как Великобритания  и США. Представляем вниманию читателей материал портала "Аналитика малого предпринимательства", посвященный опыту взаимодействия госструктур Англии и Департамента третьего сектора, а также описанию функционирования 10 американских кредитных программ для малого бизнеса, некоторые из которых напрямую направлены на поддержание социальных предпринимателей.
(орфография и пунктуация  оригинала)

Опыт Великобритании

Социализация предпринимательской деятельности охватывает широкий круг частных коммерческих предприятий и их объединений, трастовых компаний, кооперативов и различных некоммерческих организаций (НКО) и множество других социальных организаций различной направленности. Активность этих предприятий распространяется практически на все виды деятельности от промышленности до здравоохранения, от сферы социальных услуг до системы обеспечения справедливой торговли, от охраны природы до ресурсосбережения. Социальные предприятия особенно эффективно действуют в таких сферах как воспитание и обучение, социальная помощь, совершенствование государственной системы предоставления услуг населению, предоставление временного приюта, проведение отдыха и организация досуга, помощь в домашнем хозяйстве и в уходе за детьми и инвалидами, торговля товарами широкого потребления, кадровые агентства по трудоустройству незанятого населения, а также в оказании помощи для групп населения, требующих дополнительных мер социальной защиты и многое другое.

Социальные предприятия взаимодействуя с государственными предприятиям могут эффективно конкурировать в таких сферах деятельности как сбор и переработка отходов, организация отдыха и жилищное строительство, уход за детьми и их воспитание, профессиональное обучение и трудоустройство, и др. Во многих населённых пунктах Великобритании можно встретить социальные предприятия, которые занимаются сбором бытового мусора и его утилизацией, содержат плавательные бассейны или фитнесс-центры общественного пользования, управляемые попечительскими советами. В других местах можно встретить социальные предприятия, управляющие домами для престарелых, местными лечебными заведениями. Применение принципов государственной системы социального обслуживания с коммерческой ориентацией на эффективность и деловую практичность позволяют социальному предпринимательству сочетать деловой успех с благотворной деятельностью в интересах общества.

Социальные предприятия вносят огромный вклад в совершенствование системы предоставления государственных социальных услуг, в оздоровление общества и экономическое развитие страны. Особое место занимает успешный опыт социального предпринимательства в совершенствовании государственной системы предоставления услуг населению путём расширения номенклатуры услуг и способов их предоставления населению. Социальные предприятия более тесно сотрудничают со своей клиентурой и пользуются высоким уровнем доверия. Благодаря этому, социальные предприятия более эффективно используют различные новшества в сфере услуг.

Эти новшества успешно используются государственными службами, что позволяет улучшить качество предлагаемых государством общественных услуг и совершенствовать технологию их предоставления путём:

  • Формирования перечня услуг, исходя из общественных интересов;
  • Внедрения новых подходов в сфере государственного обслуживания населения;
  • Предоставления госзаказов на выполнение государственных общественных услуг частными социальными предприятиями.

В мае 2006 г. при Кабинете Министров Великобритании был создан «Департамент третьего сектора» (The Office of the Third Sector - OTS), предназначенный для обеспечения государственной поддержки и создания благоприятных условий, способствующих развитию добровольных и благотворительных организаций, различных общественных объединений, социальных предприятий и обществ взаимопомощи. В частности Департамент OTS, должен активно содействовать в привлечении социальных предприятий к взаимодействию с государственными структурами обслуживания населения, с целью совершенствования их деятельности путём улучшение качества и номенклатуры оказываемых услуг при одновременном облегчении доступа к ним. Департамент должен осуществлять межведомственное взаимодействие для улучшения партнерских отношений между правительством и частными и добровольными организациями третьего сектора;

С целью расширения сферы деятельности социального предпринимательства, Департамент OTS в своей работе ориентируется на активное взаимодействие с рядом стратегических партнёров в лице независимых общественных и частных организаций, университетов и исследовательских центров. Стратегическое партнерство является долговременным сотрудничеством государства с наиболее авторитетными общественными организациями, в целях поддержки и развития социального предпринимательства, на условиях предоставления государственных субсидий, осуществляемых в соответствии «Меморандумом о взаимопонимании» (Memoranda of Understanding). Государственное финансирование стратегических партнеров позволяет проводить массовые общественные мероприятия социальной направленности, организовывать тематические конференции и осуществить исследования, результаты которых станут весомым аргументом в пользу совершенствования политики правительства в отношении третьего сектора. Кроме того, Департамент OTS постоянно привлекает стратегических партнёров для консультаций и выработки совместных решений по вопросам развития и совершенствования взаимодействия правительства с НКО и социальными предприятиями.

Стратегические партнёры Департамента OTS должны соответствовать следующим требованиям:

  • Активно и целенаправленно выступать в роли выразителей и защитника интересов третьего сектора, оказывая непосредственное влияние на государственную политику развития и поддержки третьего сектора;
  • Пропагандировать успешный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса с организациями и предприятиями третьего сектора, а также активно распространять сведения об успешной деятельности третьего сектора и его вкладе в развитие и сплочение общества;
  • Выполнять роль проводника, связывающего правительство и третий сектор, одновременно играя ведущую роль в определении направлений деятельности третьего сектора в условиях новых вызовов и открывающихся возможностей;
  • Активно сотрудничать с другими стратегическими партнёрами при разработке политики поддержки третьего сектора путём выдвижения новых идей и в процессе обсуждения насущных проблем.

Ежегодно официальный список стратегических партнеров департамента «Третьего сектора» пересматривается, так в 2007 г. в этот список было внесено дополнительно 7 новых стратегических партнёров, осуществляющих поддержку социального предпринимательства. В настоящее время в Департаменте OTS зарегистрировано 45 стратегических партнеров (Перечень стратегических партнёров: ссылка).

Основная деятельность Департамента OTS на перспективный период до 2020 г. направлена на достижение важнейших целей и задач социального порядка, выполнение которых будет обеспечиваться центральным и региональным правительствами по взаимодействию с социальным предпринимательством и струтурами третьего сектора, в их числе:

  • Сокращение разрыва в культурном развитии между детьми из семей с низкими уровнями доходов и с неблагоприятным окружением по сравнению с их сверстниками из благополучных семей;
  • Повышение образовательного уровня для детей и юношества из различных социальных слоёв населения;
  • Поднять уровень обеспечения жильем и работой, а также повысить возможность посещения различных общеобразовательных и профессиональных учебных заведений для социально-ущербных взрослых людей (инвалиды, безграмотные, бездомные, не знающие языка, и др.);
  • Сократить к 2010 г. в 2 раза количество нищенствующих детей в целях полной ликвидации детского нищенства к 2020 г.;
  • Увеличить количество молодёжи, обладающей достаточными знаниями и опытом для успешной карьеры при вступлении во взрослую жизнь;
  • Способствовать повышению экономической независимости и социального благополучия для престарелой части населения;
  • Стремиться к выравниванию возможностей для разных людей, независимо от их возраста, состояния здоровья, расовой принадлежности, религиозных убеждений или сексуальной ориентации.

Организация поддержки развития сектора МСП в Лондоне, в основном, возложена на «Лондонское агентство развития» (LDA), которое частично финансирует и координирует деятельность «Лондонской службы поддержки МСП» (the Business Link London - BLL), являющейся частью «Национального агентства поддержки МСП» (Business Link - BL). С апреля 2006 г., функции оператора агентства BL в Лондоне, по конкурсу выиграла частная фирма "Serco Limited", подписав контракт на 3 года с агентством LDA, общей стоимостью £60 млн. Этот контракт предусматривает оказание всесторонней поддержки стартующим, молодыми действующим МСП, расположенным в Лондоне.

LDA содействует МСП в предоставлении производственных и офисных площадей в определенных частях Лондонского Сити и в других районах в соответствии с планами городского развития. Предусматривается осуществление финансовой поддержки МСП посредством расширенного применения всего многообразия инструментов финансирования в соответствии с нуждами каждой городской зоны. Для этого привлекаются различные партнерские организации, специализирующиеся в поддержке МСП и участвующие в реализации городских программ закупки товаров и услуг, производимых в секторе МСП.

Особое внимание LDA уделяет проблемам экологии, сбору отходов и их переработке. LDA финансирует программу «Возобновление» (Enhance), которая направлена на увеличение количества малых предприятий, специализирующихся в переработке и утилизации отходов, для получения вторичного сырья, идущего на производство новых продуктов. В период 2006/2007 гг. в рамках этой программы было организовано 60 рабочих мест на 6 новых малых предприятиях. Это позволило увеличить объем вторичной переработки изношенного электрооборудования. Инвестиции LDA в развитие компании "Environ Com" позволили довести ежегодный объём переработки отходов до 60000 тонн. Эффективная поддержка стартующего МП "Any Junk" позволила создать 22 новых рабочих места, а ежегодный оборот предприятия достиг £800 тыс. Другим примером может служить поддержка стартующего МП "Smash and Grab", которое разработало малогабаритный компактор стеклянных изделий и теперь осуществляет продажу этого оборудования и технологии переработки стеклянных изделий на условиях франчайзинга. Для решения проблемы переработки пищевых отходов, LDA оказало финансовую помощь компании "Fareshare 1st", которая разработала технологию переработки 3000 тонн пищевых отходов, устранив при этом загрязнение земли и воды. Другим направлением является разработка технологий переработки мусора и отходов, позволяющая исключить ежегодную эмиссию 20 тыс. тонн газа СО2 в городскую атмосферу.

Опыт США

На государственном, региональном и местном уровнях, ограниченность бюджетных ресурсов в сочетании с возрастающими социальными потребностями настоятельно требуют повышения эффективности использования государственных средств в сфере оказания общественных услуг. Большинство жителей страны, привыкшие к широким возможностям выбора на существующем конкурентном рынке необходимых им продуктов и услуг, выражают мнение о необходимости создания условий соревновательности и выбора на рынке государственных услуг охватывающих широчайшую сферу от коммунального обслуживания до школьного образования. В ответ на это, правительственные агентства постепенно сокращают свою монопольную деятельность в этих областях, передавая эти функции некоммерческим и частным провайдерам услуг, которые действуют по заключенным государственным контрактам, сопровождающимся соответствующими бюджетными средствами. В частном бизнесе, всё больше людей вовлекаются в деятельность, которая раньше осуществлялась только государственными или некоммерческими организациями. Например, предприятия частного сектора всё чаще стали принимать участие в конкурсах по оказанию образовательных или социальных услуг, что дало возможность частным компаниям оказывать услуги, которые ранее осуществлялись только государственными организациями. Так количество работников частного сектора экономики, участвующих в выполнении государственных контрактов по оказанию услуг населению составляло 700 тыс. человек в 1999 г., а к настоящему времени их количество достигло 5,15 млн. человек. Со стороны некоммерческого сектора возрастает стремление заполнить разрывы, существующие в системе оказания государственных услуг. Это позволит населению получать те необходимые услуги, которые государство не может или не хочет предоставлять обществу. Параллельно с этим расширяется положительный опыт многих венчурных фондов в преобразовании некоммерческих компаний в высокодоходные социальные предприятия. Это происходит за счёт применения в их деятельности инновационных решений и наиболее эффективных методов ведения частного бизнеса.

Примерами участия частных компаний и банков США в реализации государственных программ могут служить следующие программы:

Базовая программа: "7(а) Гарантийных Кредитов" (Loan Guaranty) является основным инструментом кредитной поддержки МСП в США, предоставляющим краткосрочные и долгосрочные займы начинающим и действующим, устойчивым и кредитоспособным предприятиям, которые не могут получить финансирование на приемлемых условиях из обычных финансовых источников. В рамках этой программы SBA осуществляет финансовую поддержку МСП путем предоставления гарантий через свои партнерские кредитные институты. Общая сумма государственных гарантий в 2006 финансовом году по этой программе составит $16,5 млрд. Департамент SBA "Обеспечения доступа к капиталу" координирует реализацию программы "7(а) Гарантийных Кредитов".

Кредиты предоставляются для самых распространенных потребностей МСП (покупка недвижимости, оборудования, оснастки, инвентаря или для получения оборотных средств). Кредиты не могут быть использованы для спекулятивных операций. По этой программе, SBA в основном может предоставлять гарантии на суммы максимум до $750 000. Уровень гарантирования, в основном, составляет 80% от объема кредита суммой до $100 000 или 75% для кредитов свыше $100 000. Кроме того, уровень гарантирования может достигать 90% для кредитов до $100 000 по "Программе Экспортного Оборотного Капитала" (Export Working Capital Program). Для кредитов менее $50 000 норма ссудного процента может быть несколько выше. Кредиты предоставляются для оборотных средств на срок до 10 лет, а для приобретения основных средств - на срок до 25 лет. Ниже будут кратко рассмотрены специализированные программы финансирования МСП, использующие ресурсы Программы 7(а).

Клиенты: кредитные гарантии представляются начинающим и действующим МСП, а также коммерческим кредитным институтам.

Кредиты предоставляются коммерческими кредитными институтами.

Программа: "Кратковременного финансирования и предоставления оборотного капитала - "CAPLines", руководствуется основными принципами Базовой программы 7(а) Гарантийных Кредитов и предоставляет максимальную гарантию на сумму до $750 000. "CAPLines" предусматривает 5 следующих кредитных линий:

Сезонное кредитование периодически возобновляемое (револьверное) и невозобновляемое (не револьверное) для создания необходимых складских запасов или для помощи в оплате счетов во время сезонных пиков колебания деловой активности.

Контрактное кредитование для финансирования трудозатрат и стоимости материалов, связанных с выполнением подписанных контрактов (возобновляемые и невозобновляемые).

Строительное кредитование для небольших генеральных подрядчиков или малых строительных предприятий занимающихся строительством либо реконструкцией коммерческих или жилых зданий. Кредиты используются для финансирования трудозатрат и стоимости материалов. Наличие строительного проекта является одним из условий получения кредита (возобновляемого и невозобновляемого).

Кредитная линия нормативных активов (Standard Asset-Based line) предназначена для возобновления обеспечения нормативных требований гарантирования долговременных кредитов по финансированию циклического роста, повторяющихся и/или кратковременных потребностей в капиталах. Возмещение таких кредитов осуществляется конвертацией краткосрочных активов в наличность, направляемую кредитору. Предприятия, имеющие собственные активы, постоянно получают средства по такой кредитной линии, и расплачиваются по мере оборота денежных средств. Эта кредитная линия преимущественно используется компаниями, которые сами предоставляют кредиты другим предприятиям. Поскольку такая система кредитования требует постоянного обслуживания и контроля, то кредитные организации могут потребовать дополнительной платы.

Малая кредитная линия нормативных активов (Small Asset-Based line) предназначена для возобновляемого обеспечения нормативных требований гарантирования долговременных кредитов на сумму до $200 000. Процедура кредитования, аналогична вышеприведенной, однако, в ней отсутствуют некоторые операционные ограничения, что позволяет предприятиям осуществлять возмещение кредита из имеющегося потока наличности.

Клиенты : начинающие и действующие МСП.

Кредиты предоставляются коммерческими кредитными институтами.

Программа: "Лицензированные Компании Развития" по Кредитной Программе 504 (Certified Development Company (CDC), a 504 Loan Program). Эта программа обеспечивает долговременное финансирование МП по твердым учетным ставкам для приобретения недвижимости, оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности. Такие операции проводятся по условиям "Кредитной Программы 504" по которым, кредиты предоставляются либо под залог частного кредитора с приоритетным правом удержания имущества должника или под залог кредитора со вторичным правом удержания имущества должника в лице CDC (имеющим 100% гарантии SBA по долговым обязательствам). Причем CDC обеспечивает до 40% покрытия общей стоимости кредита, требуя взноса в залог, по меньшей мере 10% акций заемщика. При этом SBA предоставляет гарантии только на долговые обязательства на сумму до $1 млн. В рамках этой программы возможно привлечение финансов по линии программы "DELTA".

Клиенты: Малые предприятия в основном нуждающиеся в финансировании для строительства или для реконструкции.

Услуги предоставляют: Лицензированными компаниями развития - CDC (частными, некоммерческими корпорациями, созданными в отдельных поселениях или в районах для их экономического развития).

Программа: "Инвестиционная компания малого бизнеса" (Small Business Investment Company - SBIC) направлена на оказание финансовой помощи МСП в форме предоставления акционерного капитала, долгосрочных кредитов, долговых инвестиционных обязательств, а также в управлении финансами. Такая помощь предоставляется, в основном, в период роста и развития малых предприятий. SBA лицензирует SBICs и предоставляет им финансовые ресурсы в форме правительственных гарантий по долговым обязательствам или в долевом гарантировании ценных бумаг. SBICs являются частными коммерческими компаниями, специализирующимися в инвестиционной деятельности в целях участия в будущих прибылях от успешной деятельности инвестируемых предприятий и их дальнейшего развития. 

Потребители: Малые предприятия, нуждающиеся в долгосрочных капиталовложениях.

Услуги предоставляют: Более 400 частных инвестиционных компаний малого бизнеса размещенных по всей территории страны

Программа: "Специализированная Инвестиционная компания малого бизнеса" (Specialized Small Business Investment Company - SSBIC) предназначена для оказания финансовой помощи малым предприятиям, собственники которых являются выходцами из числа социально- и экономически ущемленных групп населения. Такая помощь предоставляется в форме акционерного капитала, долгосрочных кредитов, долговых инвестиционных обязательств, а также в управлении финансами, в основном, в период роста и развития малых предприятий. Подпрограмма SSBIC является важным компонентом программы SBIC, в рамках которой распределяет 1/3 финансовых ресурсов. Подпрограмма SSBIC обычно выделяет меньшие инвестиции по сравнения с программой SBIC.

Клиенты: Социально и экономически ущемленные малые предприятия, нуждающиеся в долгосрочных капиталовложениях.

Услуги предоставляют: Специализированные инвестиционные компании малого бизнеса

Программа: "Центры развития малого бизнеса" (Small Business Development Center - SBDC) направлена на создание сети центров развития малого бизнеса (SBDC). Эти центры предоставляют услуги действующим и начинающим владельцам МП по консультированию, обучению, технической помощи и менеджменту. Эта программа координируется SBA и объединяет усилия частного сектора, образовательной сферы и административных органов управления различных уровней (федерального, регионального и местного).

Клиенты: Люди намеревающиеся заняться предпринимательством, начинающие предприниматели и действующие МП.

Программу реализуют: в различных местах страны действует более 1000 организаций, включая университеты, колледжи, государственные и частные организации ссылка.

Программа: "Кредитование энергосбережения" (Energy & Conservation Loan) направлена на финансирование МП, ориентированных на разработку, изготовление, поставку, маркетинг, монтаж или обслуживание энергосберегающего оборудования, а также на предприятия, разрабатывающие услуги, способствующие сохранению национальных энергоресурсов.

Потребители: Малые предприятия

Помощь предоставляется Коммерческими кредитными институтами.

Программа: "Кредитование контроля загрязнения среды" (Pollution Control Loan) нацелена на оказание финансовой помощи МП, которые планируют,разрабатывают или монтируют устройства контроля загрязнения окружающей среды. Это охватывает большинство частных объектов недвижимости, которые планируют снизить уровень загрязнения окружающей среды. В отличие от программы "Кредитование энергосбережения" (Energy & Conservation Loan), программа "Кредитование контроля загрязнения среды" ориентирована на конечных пользователей устройств контроля загрязнения окружающей среды. Эта программа имеет максимальный срок кредитования, предоставляемый SBA на сумму до $1 млн.

Потребители: Производственные здания и сооружения, оборудование по контролю загрязнения окружающей среды и предприятия по их обслуживанию.

Помощь предоставляется Коммерческими кредитными институтами.

Программа: "Предварительная оценка заемщика" (Loan Prequalification) Дает возможность SBA осуществить предварительную деловую и личностную оценку заявителя на предмет возможности предоставления ему кредитных гарантий по программе 7(а) для получения кредита до $250 000. Такая оценка производится до обращения соискателя кредита в банк. Вся процедура сфокусирована в большей мере на оценке характера соискателя, его общественной репутации, деловом опыте, на его обязательности и в меньшей мере на определении его имущественного положения. В рамках этой программы, специальные посредники SBA, работая с предпринимателем осуществляют предварительную оценку соискателя кредита в целях обоснования надежности заемщика. Такая оценка базируется на определении финансовых показателей предпринимательской деятельности, кредитной истории и деловом опыте, а также на условиях возврата кредита. Эта программа управляется Департаментом Территориального Управления SBA (Office of Field Operations)

Потребители: Малые предприятия, которыми владеют женщины, представители национальных меньшинств, ветераны и предприятия-экспортеры. Малые предприятия в сельской местности и предприятия в Предприниматели из числа женщин и ветеранов, в случае если их представительство в данном сообществе ниже, чем в целом по стране. Предприятия, расположенные в зонах с низким или умеренным уровнем доходности, расположенных в городах и сельских местностях, а также предприятия некоторых отраслей промышленности и распложенных в определенных географических зонах страны.

Услуги предоставляют: Некоммерческие посреднические организации, такие как центры развития МП и лицензированные компании по развитию территорий, распложенных в определенных географических зонах страны.

Программа: "Микрокредиты по Кредитной Программе 7 (m)" (Microloan, a 7(m) Loan Program) предусматривает предоставление малым предприятиям краткосрочных кредитов до $25 000 для получения оборотного капитала или для приобретения инвентаря, оборудования и материалов, мебели, оснастки и инструмента. В рамках данной программы, кредиты не могут быть использованы для погашения текущих задолженностей или для покупки недвижимости. SBA определяет группу уполномоченных некоммерческих организаций, имеющих право предоставлять такие микрокредиты, а также оказывать организационную и техническую помощь МП. Такие микрокредиты не гарантируются SBA. Программа микрокредитования действует в отдельных районах большинства штатов.

Потребители: Малые предприятия и некоммерческие центры по уходу за детьми, которые нуждаются в небольшой финансовой и технической помощи для первоначального открытия и дальнейшего развития.

Услуги предоставляют: Посреднические кредиторы (некоммерческие организации имеющие опыт кредитования и оказания технической помощи).

 

© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2008
По материалам портала
"Аналитика малого предпринимательства"

Дата публикации: 23 марта 2009

#аналитика #малое предпринимательство

 960   32  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно