SIA: проекты, которые меняют мир к лучшему
18 февраля начинает свою работу международная образовательная программа и конкурс для социальных предпринимателей Social Impact Award. Это международное ежегодное событие, которое проходит одновременно в 20 странах мира. В России его проводит Impact Hub Moscow. SIA представляет собой программу из двух частей: бесплатный образовательный курс (онлайн и оффлайн) и инкубатор, в который на конкурсной основе попадают проекты, подавшие заявку. 3 лучших проекта по результатам инкубационной программы получают денежную премию и оплачиваемую международную поездку на слет призеров SIA разных стран. Прием заявок уже идет и продлится до середины апреля. О том, что такое SIA, что она дает и зачем в ней участвовать, рассказывает руководитель программы Social Impact Award Яна Осипенко.
- Яна, расскажите, пожалуйста, как и когда появилась программа SIA в России? Сколько лет она уже проходит и чем отличается от других конкурсов по социальному предпринимательству (таких, как конкурсы компании SAP, фондов «Наше будущее», «Навстречу переменам», Планеты и других)?
- Social Impact Award появилась в нашей стране в 2014 году, когда команда «Импакт Хаба» начинала работать в России. Основатели специально искали такую программу, которая будет нацелена на обучение и поддержку начинающих социальных предпринимателей.
Есть два ключевых отличия SIA от других конкурсов. Во-первых, она помогает пройти весь путь от состояния «я хочу какой-то свой социальный бизнес, еще даже не знаю какой, и у меня есть примерная идея» до четкого понимания модели бизнеса и запуска ее на рынок. Программа совмещает образовательный курс, где мы рассказываем про социальное предпринимательство и фактически даем инструкцию по разработке идеи и инкубационную программу, где есть возможность попробовать идею на жизнеспособность и проработать бизнес-модель.
И второе отличие — это международная составляющая. В 2017 году Social Impact Award будет проходить в 20 странах мира, и разные этапы программы — и запуск, и объявление финалистов — будет происходить одновременно, в один день. То есть в 20 странах по окончании программы одновременно появится по 30–40 новых социальных предпринимателей! Ощущение причастности к этому процессу очень вдохновляет. И, конечно, ежегодная международная встреча, саммит победителей, куда едут финалисты программы и где участники могут пообщаться с международными экспертами, наладить международные связи в проектах, которые близки друг другу по тематике, да и просто расширить масштаб мышления и поменять мировоззрение. Это очень полезно.
- Как развивалась SIA в России? Сколько участников и из каких городов принимало участие? Какой основной возраст участников? Чем российский участник отличается от участника европейской «ветки» премии?
- Первый год программа позиционировалась как московская: занятия и конкурс были очными, и мы собирались принимать заявки только от москвичей. Но к нам стали обращаться из разных городов, хотя специально для этого ничего не делалось. Мы поняли, что в регионах тоже есть потребность в программе и потенциал. И уже в следующие два года SIA стала работать как программа федерального уровня. Мы добавили онлайн-занятия и нашли партнеров в пяти городах России, где она проходит на местах. На онлайн-курс в 2016 году пришли заявки из 97 городов!
Инкубационная часть SIA сначала тоже была только московской, но и ее мы перевели в дистанционный формат, с двумя очными встречами в Москве. Вообще, за 3 года SIA посетили около 4200 человек, родилось 23 социальных предприятия, которые дают более 100 рабочих мест.
Интересно, что в Европе конкурс доступен только для студентов. Но тут работает разница мышления: в Европе считается, что студенческая пора — самое время рисковать, пока ты не обременен карьерой и семьей. А в России студенты в массе своей все еще считают, что надо учиться, а проекты — это будто бы легкомысленно. Поэтому у нас возрастной ценз автора заявки увеличен до 35 лет.
- На какой стадии должен находиться участник — достаточно только идеи или проект должен уже работать?
- Для подачи заявки на конкурс SIA достаточно находиться на стадии от идеи до прототипа. Проекты на стадии реализации не должны работать более полугода.
Кто-то приходит с идеей, и тогда мы вместе пробуем идею на жизнеспособность в инкубационной программе, делаем прототип. Например, в прошлом году у нас была участником Аня Булочникова, с идеей, как сделать так, чтобы школьники узнали и полюбили историю и географию России. В процессе Аня изучала целевую аудиторию, смотрела, пользуется ли ее идея спросом, и в итоге к концу программы состоялась первая продажа продукта в рамках ее новой компании «Знаю. Люблю» — интерактивные уроки по географии и истории России.
Еще к нам приходят, когда есть прототип или запущены рабочие процессы, но всё несколько неустойчиво: у проекта нет бизнес-модели или не хватает чего-то в других областях. В этих случаях мы более плотно работаем с наставником. На такой стадии в прошлом году пришла Надежда Самойлова, с проектом детский сад «Светлый город» в Питере. Садик у нее уже работал, но нес большие убытки. Они с наставником прорабатывали маркетинговую стратегию и сделали ребрендинг, ей помогли продумать позиционирование. Кроме того, решали вопросы работы с командой. Эти элементы помогли ей выправить ситуацию, научиться привлекать больше клиентов и получать доход.
- С какими проектами в основном приходят участники? Каковы основные тренды? Все ли они нацелены на социально незащищенные группы населения?
- Сферы проектов совершенно разные — от образования до медицины или по целевой аудитории — от только что родившихся детей до пенсионеров. Мы широко смотрим на понятие «социальное предпринимательство»: нам важно, чтобы проект решал насущную проблему определенной категории людей, делал их жизнь лучше. Есть тенденции — в последнее время много проектов в области образования и профориентации. И еще в последние годы мы увидели растущий тренд «мама-предприниматель». В прошлом году из 33 участников инкубатора у нас было 8 мам, хотя мы не делали для этого специальных акций или кампаний.
Наверняка, имена многих победителей SIA вам знакомы: 2014 год — это Гузель Санжапова, Cocco-Bello, Илья Чех и его «Моторика», Даша Алексеева, «Чарити Шоп», 2015 год — Аня Булочникова, «Знаю. Люблю» и многие другие.
- Работаете ли вы дальше с победителями и участниками программы? Поддерживаете ли связь?
- Нам довольно легко поддерживать отношения с участниками из Москвы. Некоторые активные участники растят свои бизнесы, включаются в наши новые программы: GROW (для тех, чей бизнес развивается уже больше года), «Готовность к инвестициям». Многие посещают наши мероприятия и некоторые становятся нашими резидентами.
Всем участникам мы присваиваем статус «выпускник программы», даем доступ в закрытое сообщество, где они могут задавать любые вопросы, искать поддержку и помощь. Раз в квартал проводим анализ того, как развиваются проекты. И еще приятно, что сами участники между собой начинают кооперироваться и сотрудничают уже за рамками программ. Это долгоиграющее сотрудничество. Именно оно и приносит свои плоды.
- Есть такое мнение, что социальное предпринимательство — это в большей степени про решение социальных проблем, которые все уже видят и знают, работа с незащищенными группами (инвалиды, пожилые и др). А вы говорите «любить историю и географию России», например. Почему такие проекты вы тоже рассматриваете, и почему они считаются у вас социальным предпринимательством?
- Мы работаем с проектами, которые меняют жизнь людей к лучшему, смотрим в более широком контексте. Мы рады, когда к нам приходят с решениями для работы с уязвимыми и незащищенными группами, но мы также видим и то, что, например, воспитание детей, которые любят и ценят свою страну, — это очень важно и это меняет к лучшему как жизнь этих детей, так и жизнь страны в целом.
- По каким критериям жюри выбирают победителей?
- У SIA есть 4 критерия, которые разработало международное сообщество SIA.
1. Социальная значимость проекта.
2. Инновационность подхода.
3. Возможность реализации.
4. Потенциал заявителя и его команды.
Эти критерии разработаны международным сообществом SIA.
- Кто те основные эксперты, которые оценивают проекты и решают, кто победил?
- Мы подбираем членов жюри таким образом, чтобы это были эксперты из разных сфер: как из бизнеса и предпринимательства, так и из некоммерческих организаций. Чтобы социальная и бизнес-составляющая учитывались в равной степени. В числе 3 основных победителей в SIA есть специальные номинации. Например, номинация «Интернет для лучшего мира», которую объявил Ростелеком, — это проекты, которые делаются через интернет или мобильные приложения. В этом случае мы приглашаем экспертов, которые могут оценить именно этот аспект.
- Уточним про экспертов. Вы говорите, что это люди из разных сфер. А кто они? Предприниматели? Сотрудники фондов?
- Эксперты в программе делятся на категории. В инкубационной программе у каждого проекта есть свой наставник. Это люди с опытом в бизнесе на руководящих позициях более 5 лет. Или предприниматели, которые успешно запустились и работают. Все наставники обладают навыками коучинга, умеют работать с людьми, направлять их. Иногда мы подбираем наставников в зависимости от сферы реализации проекта: если нужно проработать финансовые вопросы, вопросы команды или маркетинг. Еще у нас есть эксперты, которые проводят вебинары, воркшопы, образовательные программы для всех участников. Тогда они компетентны в той теме, которая освещается в программе.
Эксперты обычно остаются с нами из года в год, и приходят новые — программа растет, нужно больше людей.
В жюри мы чаще всего подбираем представителей крупных компаний: например, Рустам Закиев из компании РУСАЛ, Юлианна Соколенко из «Ростелеком». Есть сотрудники фонда Генриха Белля, с которым мы делаем номинацию «Открытый город». Из Фонда «Наше будущее» с нами давно и плодотворно работает Юлия Жигулина.
- Сколько обычно бывает победителей и что служит призом?
- В прошлом году из общей массы заявок мы отобрали 20 лучших идей, и их авторы бесплатно проходят трехмесячную инкубационную программу. По результатам работы инкубационной программы три самых результативных проекта получили денежную премию в размере 120 тысяч рублей и поехали на международный саммит в Европе.
- На каких условиях для участников проходит конкурс и обучение?
- Вообще, конкурс бесплатный. Но в прошлом году мы протестировали платное участие — слишком много было желающих, которые не прошли по конкурсу или по возрастному цензу. Получилось 20 финалистов, которые прошли по конкурсу и 13 проектов с оплатой организационного взноса.
Конечно, мы делаем SIA совместно с партнерами — компаниями, которые разделяют наши ценности и которым так же важно поддерживать социальное предпринимательство. Сейчас в области корпоративной социальной ответственности появился тренд устойчивого развития. И некоторые компании уже понимают, что недостаточно единоразово потратить деньги на акцию или инициативу. Им нужен устойчивый эффект от их вклада. А это как раз и есть социальные стартапы. Таким образом, компании совместно с нами создают среду для их возникновения и поддержки.
Некоторые крупные компании мирового уровня видят в лице социальных предпринимателей своих будущих партнеров, которые могут помочь им придумать инновационные решения, способствующие продвижению их продуктов. Таким примером стал кейс Гузель Санжаповой, которая провела партнерскую акцию с компанией Unilever, когда ее карамельные ложечки стали продаваться в упаковках чая «Липтон».
- Допустим, у меня есть идея или проект. Я уже могу подать заявку?
- Сейчас идет прием заявок на онлайн-курс, а 18 февраля откроется прием заявок на конкурс. Мы ждем всех желающих!
Автор: Мария Иванова
Дата публикации: 19 января 2017
2050 179