МСП Банк: по следам социального бизнеса
Аналитический центр МСП Банка провёл исследование социального предпринимательства в контексте российской экономики. Авторы работы поставили перед собой задачу разобраться в феномене «социального бизнеса» и проанализировать кейсы, которые уже сегодня реализуются в России. Для более глубокого изучения вопроса была проведена серия интервью с ведущими экспертами по социальному предпринимательству: Наталией Зверевой (Фонд «Наше будущее»), Михаилом Мамутой (Российский микрофинансовый центр), Александрой Московской (Центр социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ) и Николаем Николаевым («ОПОРА РОССИИ»).
МСП Банк не является пионером в исследовании теории и практики социального бизнеса. Так, коллектив Центра социального предпринимательства и социальных инноваций Высшей школы экономики под руководством Александры Московской выпустил в 2011 году книгу «Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования».
Социальное предпринимательство стало частью экономического дискурса в 70-ых гг. прошлого века. Разумеется, социальные предприниматели существовали и до появления соответствующего термина, но «социальный» бизнес до этого времени воспринимался обществом как оксюморон. Именно с этой точки ведётся отсчет институционализации социального предпринимательства как в научной жизни, так и на практике.
Несмотря на достаточно богатую полувековую традицию социального бизнеса, ему так и не удалось приобрести чёткие концептуальные границы в сознании обывателя. Социальное предпринимательство зачастую путают с такими смежными понятиями, как социально ответственный бизнес и корпоративная социальная ответственность. Поэтому авторы исследования попытались сформулировать точки демаркации.
Во-первых, это социальная миссия, которая главенствует над коммерческой составляющей, - предприятие создается, в первую очередь, для решения или смягчения какой-либо социальной проблемы. Во-вторых, это не благотворительность, а устойчивый бизнес – предприятие самоокупаемо и конкурентноспособно за счет предоставления товаров и услуг, хотя и не исключает получения субсидий, займов, грантов. В-третьих, социальные ресурсы бизнеса и капитал комбинируются инновационным способом для достижения финансовой устойчивости и выполнения социальной миссии без перспективы сверхприбылей. Инновационная модель бизнеса может быть тиражирована для решения схожих социальных проблем в других городах или регионах.
В экспертных кругах принято считать, что понятие «социальное предпринимательство» должно быть законодательно закреплено, чтобы государство могло адресно оказывать поддержку и создавать благоприятные налоговые условия для данной категории предпринимателей. Единственное определение, на которое могут опереться заинтересованные лица, есть в приказе Минэкономразвития России о предоставлении субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами РФ. Однако оно применяется только в рамках реализации данного приказа.
Согласно тексту документа, социальное предпринимательство является социально ответственной деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий: обеспечение занятости незащищенных групп населения и предоставление услуг в сферах трудоустройства, социального обслуживания, помощи пострадавшим, образования граждан с ограниченным доступом к образовательным услугам и др.
Авторы исследования отмечают, что такое определение соцпредпринимательства помогает идентифицировать предприятия, которые могут претендовать на получение государственной поддержки, однако не является точным. Например, субсидии могут получить коммерческие проекты предприятий, которые оказывают услуги, имеющие условно социальный характер. Такая путаница вызвана тем, что отсутствует указание на первичность социальной миссии и инновационность модели. Если первичность социальной миссии сложно юридически зафиксировать, то инновационность сочетания ресурсов можно определить очень просто – через стоимость услуг.
Менее сложным экспертам представляется разграничение понятий «благотворительность» и «социальный бизнес». «Но не стоит путать социальные предприятия с благотворительными организациями. Успешность деятельности благотворительной организации зависит от постоянного притока пожертвований, а социальные предприниматели стремятся создать самоокупаемое предприятие, в бизнес-модель которого заложена социальная направленность его деятельности», - уточняет директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.
Какие же задачи решает социальный бизнес? Михаил Мамута, директор Российского микрофинансового центра, отмечает, что набор социальных проблем не является постоянным и варьируется в зависимости от страны, региона и даже муниципалитета. Есть социальные проблемы, имеющие общенациональный характер, а есть проблемы конкретного населенного пункта. Александра Московская считает, что в целом список проблем достаточно однороден: «Это те острые проблемы, которые не решаются силами рынка, бизнеса и государства в форме социальной политики, – безработица, исключенные группы, бедность, депрессивные территории».
В оценке количества социальных предпринимателей эксперты единодушны – их очень мало. Однако точные цифры эксперты озвучить не решились. «Мы не можем их посчитать. У нас (государства и органов статистики) нет критериев для этого и мы не готовы их принимать, - объяснила Александра Московская, - кроме того, очень многие не знают о том, что они социальные предприниматели. Часто они стараются обозначить себя как НКО или МСП, чтобы получить какие-либо льготы, потому что их просто не поймут, если они будут говорить по-другому».
Авторы исследования приводят ряд успешных кейсов социального бизнеса, уже работающих в России и решающих актуальные проблемы регионов. Так, инвалиды по зрению в столичном регионе, Чувашской Республике и Владимирской области изготавливают авоськи. С одной стороны, это отказ от полиэтиленовых пакетов, с другой – социализация и трудоустройство инвалидов; в республике Тыва лица, освободившиеся из мест лишения свободы, создают изделия народно-художественного промысла; в Волгограде перерабатывают пластиковые отходы и делают из них недорогие строительные материалы; в Санкт-Петербурге туристическая компания оказывает услуги инвалидам-колясочникам. Практически каждый из этих проектов может стать тиражируемым, бизнес-модели легко адаптируются для условий других регионов.
Подготовлено на основе информации аналитического центра МСП банка
Автор: Руслан Ходжаев
Дата публикации: 13 июля 2014
#исследование #МСП банк1308 161