Социальное предпринимательство – это бизнес будущего. Татьяна Илюшникова

Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ, в своей работе уделяет значимое внимание роли социального предпринимательства в развитии социальной сферы страны. Её вклад отметили наградой на Премии «Импульс добра» Фонда «Наше будущее» в номинации «Амбассадор социального предпринимательства: представитель государственной власти». Мы попросили Татьяну Александровну ответить на вопросы для портала «Новый бизнес».

– Расскажите, пожалуйста, как создавали инфраструктуру поддержки предпринимателей? Когда начали работать Центры «Мой бизнес»?

– В 2019 году перед государством встала задача – перезагрузить систему господдержки малого и среднего предпринимательства, сделать её более таргетированной, комплексной и эффективной. До этого уже работали институты развития бизнеса – например, Региональные гарантийные организации или Центры инжиниринга и сертификации. Однако их деятельность была разрозненной, порой дублировала друг друга, была непонятной для самого предпринимателя. Поэтому было принято решение объединить все региональные институты развития на одной площадке, а саму поддержку оказывать в режиме «единого окна». Такой формат стал основой одного из разделов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» и был рекомендован регионам к тиражированию.

В 2019 году свои двери для предпринимателей открыли порядка 40 центров «Мой бизнес». В настоящий момент их уже более 400, центры «Мой бизнес» есть в 84 регионах.

– Сколько услуг в год оказывают центры? Какие услуги более популярны у предпринимателей? Какие интересные меры предлагают в регионах?

– На сегодняшний день более миллиона предпринимателей воспользовались услугами центров по всей России. Только за 2022 год поддержку получили более 370 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, самозанятых.

Сегодня предприниматели могут воспользоваться разноплановой поддержкой – финансовой, инжиниринговой, имущественной, образовательной, консультационной и другой. Если говорить про востребованность, то, конечно, в топе – финансовые услуги. Предприниматели могут получить микрозаймы и займы, поручительства при недостаточности залогового обеспечения. За 2022 год выдано почти 23 тысячи микрозаймов на общую сумму 45,3 млрд рублей, 15,6 тысяч субъектов МСП смогли привлечь 232,5 млрд рублей кредитных средств с гарантией РГО. Кроме этого, специалисты помогают в получении грантов, оформлении социальных контрактов.

Также популярны консультации специалистов. Предприниматели могут обратиться в центр «Мой бизнес» по любым вопросам, связанным с ведением предпринимательского дела, – от выбора системы налогообложения до поиска новых точек роста.

Еще один востребованный вид поддержки – сбыт продукции. Центры «Мой бизнес» проводят ярморочно-выставочные мероприятия, помогают выводить продукцию на маркетплейсы, продвигать товар в социальных сетях и в интернете.

Почти у каждого региона есть свои уникальные практики оказания господдержки. Например, в Санкт-Петербурге локальные дизайнеры могли разместить свои бренды в торговых центрах совершенно бесплатно. В Челябинской области желающие стать самозанятыми могут оформить этот статус, пройти обучение по одной из более 20 профессий и сделать первые шаги в бизнесе. В Калужской области специалисты помогают сельскохозяйственным производителям с выводом скота. Таких примеров множество.

При этом инфраструктура господдержки «Мой бизнес» очень подвижна: если один регион запускает новый инструмент, он показывает свою эффективность, видны реальные результаты, другие могут заимствовать эту практику, если посчитают, что для их предпринимательского сообщества она актуальна. Для обмена опытом мы регулярно проводим стратегические сессии, а для определения лучших практик – премию «Мой бизнес».

– Расскажите о программе грантовой поддержки социальных предпринимателей от Минэкономразвития РФ. Сколько грантов уже выдано?

– Социальные предприниматели могут получить грант до 500 тысяч рублей (в Арктической зоне – до одного миллиона) на развитие своего бизнеса. Перечень целей, на которые социальные предприниматели могут расходовать средства, широк и учитывает специфику бизнеса: аренда и ремонт помещения, приобретение оргтехники и оборудования, покупка сырья, ПО, комплектующих для медтехники или протезно-ортопедических изделий, лизинговые платежи, оплата коммунальных услуг, переоборудование транспортных средств для перевозки маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, и многое другое.

В прошлом году грантовую поддержку получили свыше 2,2 тысячи предпринимателей. Среди субъектов-лидеров по числу выданных грантов оказались Московская, Ленинградская, Нижегородская, Волгоградская области, а также Республика Башкортостан и Приморский край.

В этом году программа еще не реализована в полном объеме.

Какова динамика развития сферы? Где создано больше всего социальных предприятий?

– Социальное предпринимательство активно развивается в России. В 2020-ом году мы составили первый реестр социальных предприятий. Тогда в него вошли почти 3 тысячи компаний. Согласно последней статистике, сегодня мы перешагнули порог в 10 тысяч. Среди регионов-лидеров по количеству социальных предприятий – Нижегородская область, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский АО, Московская область, Приморский и Пермский край.

Также мы отмечаем, что иерархия мотивов предпринимателей заниматься социальным бизнесом не меняется: 92 % хотят реализовать свою идею, 85 % – воплотить свою мечту или монетизировать хобби, 80 % – желают добиться успеха в профессии, 72 % – решить социальные проблемы.

Больше всего компаний действуют в сферах образования, спорта, дневного присмотра и ухода за детьми, организации досуга и медицинских услуг.

Еще одна тенденция – социальные компании становятся финансово независимыми: доля предпринимателей, которые вкладывают свои средства в развитие предприятия, выросла на 30 %: если в 2013 году она составляла 58 %, то в 2023 году – 88 %.

Чаще всего социальным предприятием руководит замужняя образованная женщина с детьми.

– Расскажите, пожалуйста, про Всероссийский конкурс проектов «Мой добрый бизнес» («Лучший социальный проект года»).

– Для популяризации социального предпринимательства, поиска лучших практик, их масштабирования, Минэкономразвития РФ с 2015 года проводит конкурс «Лучший социальный проект». В 2023 году было принято решение дать мероприятию более подходящее и отражающее его суть название – «Мой добрый бизнес».

Для малого и среднего бизнеса, а также НКО конкурс – это возможность рассказать о себе, выйти на федеральный уровень, найти новые деловые связи. Поэтому с каждым годом мероприятие становится все более востребованным: в конкурсе этого года мы получили 2,5 тысяч заявок. Всего предусмотрено 12 номинаций: «Поддержка и реабилитация людей с ОВЗ», «Дополнительное образование и воспитание детей», «Социальный туризм», «Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт», «Решение проблем в области ухода за пожилыми людьми» и другие.

За 8 лет в конкурсе приняли участие более 10 тысяч проектов.

– Назовите несколько проектов, которые вас особенно впечатлили.

– Таких примеров много, так как проекты решают разные задачи, и даже если они ориентированы на одну и ту же аудиторию, то выбирают разные подходы. Если брать наш последний конкурс «Мой добрый бизнес», то особо впечатлил проект «Электричка» из Тверской области – это единый центр для людей с ограниченными возможностями здоровья, совмещающий несколько направлений поддержки: ремонт колясок, клининг, парикмахерскую, телефон доверия, организацию досуга и другое. То есть специалисты делают жизнь проще, удобнее, комфортнее не только в бытовой сфере, но и соприкасаются с духовной.

Также вдохновляют проекты, которые создают новые разработки. Могу назвать сразу два. Первый – медицинский центр «Салют Орто» из Республики Бурятия. Он реализует инновационные технологии протезирования. Разработки, в том числе, заменяют зарубежную продукцию. Другой проект «Особый велосипед» – помогает детям с ОВЗ и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата вернуть себе детство. Это та история, когда люди сами столкнулись с бедой и нашли решения для себя и других. Анна Вощикова вместе с мужем усовершенствовала модель велосипеда для того, чтобы их ребенку было удобно кататься. Так и родился проект. Сегодня модель разработки запатентована.

Есть и уже неоднократно признанные проекты. Среди них – «Нет недосягаемых высот» – НКО Нижегородской области, которая занимается адаптивным скалолазанием с молодежью с ОВЗ, а также подростками, склонными к девиантному поведению. Для работы с такими детьми разработаны специальные методики, учитывающие индивидуальные особенности их развития и мировосприятия. Проект «Нет недосягаемых высот» – шестикратный победитель конкурса Фонда президентских грантов, призёр всероссийских конкурсов 2022 – «Ты в игре», «Женщины за здоровое общество», «Популяризация ЗОЖ в России: лучшие практики», Лучший социальный проект Нижегородской области 2019 и 2021 года.

– Расскажите, пожалуйста, про совместные проекты, которые поддерживают социальных предпринимателей.

В основном все наши партнерские программы (с HeadHunter, Авито, ВК и др.) ориентированы на продвижение продукции или услуг малого и среднего бизнеса. На сегодня разными возможностями воспользовались более 25 тысяч предпринимателей, в том числе и представители социального бизнеса.

Отдельно стоит сказать про программу поддержки с платформой HeadHunter, так как она ориентирована конкретно на помощь социальному сектору. До конца года предприниматели могут бесплатно разместить вакансию категории «Стандарт» сроком на 30 дней. Мы выбрали такой формат поддержки, так как социальные предприниматели отмечают, что одной из трудностей, с которой они встречаются в настоящий момент, – дефицит квалифицированных кадров.

– Как вы относитесь к явлению «социальное предпринимательство»?

– Социальный бизнес – это всегда про развитие человеческого капитала, про миссию. Очень радует, что с каждым годом количество социальных предпринимателей растет. Это значит, что предпринимательство перестало быть «только про деньги». Для многих это возможность сделать лучше не только свою жизнь, но и жизнь других, а если смотреть еще более глобально – сделать лучше этот мир. Конечно, такие идеи находят свой отклик и должны развиваться.

– Расскажите, пожалуйста, про планы по поддержке социального предпринимательства.

– Поддержка этого сектора находится в фокусе внимания государства уже 10 лет: для социальных компаний действует целый комплекс таргетированных инструментов. В 2012 году были созданы Центры инновации социальной сферы. В настоящее время ЦИСС созданы и действуют в 49 регионах. В 2022 году социальным предприятиям было оказано более 33 тысяч услуг, а также 4,4 тысячи комплексных услуг. При поддержке ЦИСС создано 1055 субъектов МСП и реализовано 1,5 тысяч социальных проектов. Специалисты центра помогли получить или подтвердить статус социального предприятия более чем 4,7 тысяч субъектам МСП.

В 2019 году понятие «социальное предпринимательство» было закреплено на законодательном уровне. В 2020 году был собран первый реестр социальных предприятий. В этом же году для этого сектора стали доступны микрофинансовые программы. В 2021 году стартовала грантовая программа поддержки. В 2022 году у индивидуальных предпринимателей с инвалидностью, не имеющих наёмных сотрудников, появилась возможность оформить статус социального предприятия. В 2023 году был разработан стандарт, который позволит признать предприятие социальным при помощи Цифровой платформы МСП.

Работа по поддержке сектора продолжается: сейчас в разработке изменения условий грантовой поддержки в части предоставления возможности повторного получения гранта и увеличения максимальной суммы гранта до 1 млн рублей за счет средств регионального бюджета.

– Как вы считаете, каковы перспективы развития у социального предпринимательства?

– За 3 года число социальных предпринимателей выросло в 3 раза. Уверена, что эта тенденция сохранится. Для этого есть несколько причин.

Первая – развитию социального предпринимательства способствуют глобальные тренды, такие как многополярность мира, наличие внешних экономических шоков, цифровая трансформация, стремление к осознанному подходу во всех сферах жизни.

Вторая – социальное предпринимательство как живая и развивающая инстанция будет расширяться.

Третья – во многих регионах создаются сообщества социальных предпринимателей. Поэтому у сектора есть большой потенциал, который может раскрыться за счет работы с единомышленниками.

Четвертая – у сектора есть большие резервы развития, которые можно запустить с помощью господдержки.

Это также соответствует той глобальной трансформации, которая происходит в нашем обществе – люди ищут своё большое дело, миссию.

Дата публикации: 26 октября 2023

#социальное предпринимательство #премия "Импульс добра" #минэкономразвития рф

 3169   6  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно