Второе рождение нижегородских народных промыслов
Не так давно пассажиры авиарейса «Москва — Нижний Новгород» при посадке с удивлением обнаружили, что вместо стандартной двухцветной раскраски их самолет покрыт диковинными, непривычными для современной техники узорами. Компания «Аэрофлот» по случаю своего 90-летнего юбилея объявила конкурс «Раскрась самолет». Победил вариант росписи под хохлому. Это старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в пределах Нижегородской губернии. Многие, наверное, сталкивались с декоративной деревянной посудой и мебелью характерного медово-золотистого цвета с красными и черными узорами. С некоторых пор к посуде и мебели прибавился Sukhoi Superjet, расписанный под хохлому. Таким образом, старинное художественное искусство — в прямом смысле слова — достигло невиданных прежде высот. Чего, однако, не скажешь об экономических показателях отрасли народных промыслов — последние 20 лет они только падали.
До революции хохломской росписью занимались примерно сорок сел и деревень Нижегородской губернии. В советское время промысел удалось сохранить и даже расширить производство — какое-то время хохлома была в моде и появилась практически в каждой семье. Сегодня производством этих изделий занимаются лишь в пяти населенных пунктах и под вопросом дальнейшее существование хохломского промысла, да и всей отрасли как таковой. Все постсоветские годы в Нижегородском регионе предпринимались попытки вдохнуть в народные промыслы новую жизнь, поскольку это не только часть местной экономики, но и важный элемент национального культурного достояния.
Хохломой, как и прочими надомными ремеслами, на Нижегородской земле занимались не от хорошей жизни. Север губернии суров и неплодороден. Чтобы прокормить семьи, крестьяне вынуждены были либо уходить на заработки, либо что-то производить, промышлять (так, кстати, и возникло слово «промышленность»). Одними деревянными ложками нижегородские селяне снабжали едва ли не полмира, производя по несколько миллионов штук в год. Благодаря предприимчивости и трудолюбию крестьяне северных уездов Нижегородской губернии до 1917 года жили намного богаче, чем их собратья с плодородного и черноземного юга Нижегородчины. Северяне строили гигантские двухэтажные дома и ходили в сапогах, а южане ютились в лачугах и были обуты в традиционные лапти.
Искусство «тонкой кисти»
По преданию, хохломская роспись возникла, когда в край переехали старообрядцы, среди которых было немало иконописцев, владевших искусством «тонкой кисти» и секретом нанесения «золотой» краски без применения золота. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. Так, на стыке двух народных умений родился уникальный художественный промысел, который, с одной стороны, кормил не одну тысячу людей, с другой — превратил лесной Заволжский край в настоящую художественную сокровищницу. Наверное, можно назвать историческую Хохлому примером стихийного народного социального предпринимательства.
В советское время популярному промыслу придали индустриальные черты, увеличив производство в несколько раз, но самое главное — была сохранена школа и самобытный народный дизайн. Всего же в Нижегородской области, помимо хохломы, развивался еще 21 народный промысел. Это треть всех промыслов России. Настоящий «промысловый» кластер, который еще 20–25 лет тому назад кормил несколько тысяч семей.
После 1991 года система советской дистрибуции изделий художественных промыслов рухнула, спрос снизился в десятки раз, да и вкусы изменились. Несмотря на попытки государственной поддержки, большинство промыслов практически прекратили свое существование. Хохлома пока держится, но головное предприятие «Хохломская роспись», по сообщениям прессы, испытывает серьезные финансовые трудности. Сотни мастеров рискуют потерять работу.
Итак, народные промыслы Нижегородского края, в частности хохлома, на протяжении столетий, с одной стороны, были надежным механизмом обеспечения самозанятости для тысяч и тысяч людей, с другой — представляли собой образец живой и саморазвивающейся народной художественной культуры, важной для сохранения национальной идентичности. В 90-е годы ХХ века властями Нижегородской области предпринимались попытки реанимации отрасли, но по ряду причин они не смогли кардинально переломить ситуацию, хотя, возможно, и позволили избежать полного коллапса предприятий. Но вопрос, быть или не быть хохломе и промыслам в целом, все еще на повестке дня. Представляется важным хотя бы попытаться сохранить этот удивительный сплав экономического и культурного творчества народа.
Приказано выжить
Что можно предпринять? Успешный опыт экономического возрождения традиционных ремесел и прикладного искусства (зарубежный и отечественный, например коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей») подсказывает, что эффективнее всего опираться на сплав тематического туризма и сопутствующих ему производственных, образовательных и иных проектов.
Это могут быть специальные туристические маршруты на «родину хохломы», включающие обширную историко-культурную программу («Старообрядческий край»), гастрономическую экзотику (традиционные сорта кваса, ягод, поданные в декоративной посуде), посещение русской бани и ключевой компонент — знакомство с промыслами, экскурсии на фабрики и в дома индивидуальных мастеров, мастер-классы и, конечно же, сувенирный шопинг — посещение лавок и магазинчиков с максимально возможным ассортиментом изделий народных промыслов. Такие туры вполне могли бы стать популярным брендом нижегородского туризма: «Едете в Нижний? Обязательно посетите Хохлому!» Затем эти туристы вполне могли бы стать потребителями изделий нижегородских народных промыслов уже в своих городах.
Если создание такого туристического кластера было бы возможно, то немалую роль могли бы сыграть программы поддержки социальных предпринимателей, в частности займы Фонда «Наше будущее».
Еще один вариант продвижения продукции нижегородских промыслов — это включение их в развитую ресторанную франшизу, работающую в сфере традиционной русской кухни, например «Теремок» или «Крошка-картошка». Речь может идти об использовании узнаваемого стиля одного из промыслов (скажем, хохломы) в оформлении ресторанов.
Есть пример чрезвычайно эффективного продвижения национального художественного направления. В 2005 году правительство Японии привлекло рестораторов и дизайнеров, которым было поручено разработать экспортный бренд японской кухни и моды. В качестве такового были выбраны суши и ресторанная франшиза на основе японской кухни. Через пять лет суши завоевали мир, а вместе с ними и японская культура и идентичность, передаваемая через упаковку, посуду, интерьеры и одежду персонала. И вот уже россияне с удовольствием покупают в супермаркетах японскую посуду и элементы декора, то есть своими деньгами поддерживают симпатичную, но в общем-то чужую национальную художественную культуру и производство, в то время как собственные традиционные производства со столетней историей умирают.
Предприятия нижегородских промыслов при появлении такой потребности могли бы в короткие сроки обеспечить рестораны национальной франшизы всей необходимой утварью: посудой, предметами сервировки, мебелью, текстилем (скатерти, салфетки, шторы), одеждой персонала — причем в масштабах страны.
В целях популяризации бренда нижегородских промыслов можно было бы рассмотреть дополнительные возможности их использования в различных сферах. В качестве примера можно привести все тот же самолет «Аэрофлота», расписанный под хохлому.
Было бы полезно знакомить школьников всей страны или по крайней мере самой Нижегородской области с богатым художественным миром народных промыслов. Блестящий знаток и исследователь нижегородского народного искусства Татьяна Ильинична Емельянова в своей Программе и методических рекомендациях для учителей 8–11 классов под названием «Нижегородское народное искусство», отмечая недостаточность изучения основ родной культуры в школах, отмечает: «...важно пробудить интерес к истории родного края, к его художественной культуре, способствовать освоению этнокультурного пространства региона».
Если ученики школ хотя бы немного прикоснутся к миру исторических художественных промыслов России, поймут и почувствуют, что это часть их собственной идентичности, то, кто знает, может быть, вернется добрая традиция иметь в доме хотя бы один набор хохломской посуды. Русским людям — символическое приобщение к национальной культуре, а предприятиям традиционных промыслов — возможность жить и развиваться.
Спасение нижегородских промыслов и создание на их основе работающих очагов новой экономики — это, с одной стороны, социальный вызов ближайших 5–10 лет и вопрос выживания целого северного края, с другой — возможность выйти на новый виток развития самобытной отрасли с четырехсотлетней историей.
Автор: Семён Подкар
Дата публикации: 14 мая 2015
#социальное предпринимательство #нижегородская область #Хохлома #народные промыслы #культура2212 71