Коктейль из любви и дружбы приготовили в Перми и готовы его тиражировать
Как приготовить инклюзию? Взять особенных детей и их обычных ровесников – в пропорции 30% к 70%, добавить любовь и дружбу, приправить азартом и тщательно перемешать! Этот рецепт оценили даже в Организации Объединенных Наций. Именно его использовали при строительстве инклюзивного лагеря Новый город "Дружный" в Перми.
Это уникальный лагерь, где вместо вожатых – инструкторы по добру, где дети за смену вырастают по меркам доброты и отзывчивости сантиметров на 10, где недостатки превращают в достоинства, где делают прививку от буллинга, где есть свой гимн, герб и послы, например самый настоящий посол в ООН.
О том, что еще есть в этом необычном лагере, "Новому бизнесу" рассказала мэр Нового города "Дружный" Ольга Зубкова.
Честная история
Как родилась идея такого необычного лагеря, а потом и его совместной франшизы с Фондом "Наше будущее"?
Я всегда считала, что НКО не должна быть попрошайкой, не должна зависеть от грантов и субсидий. Это не совсем честно. Знаете, как пренебрежительно звучит "грантоежки"? Если уж ты решил открыть НКО или социальный бизнес, будь добр подумать, как будешь мотивировать свою команду и откудабудешь брать деньги на зарплату. Но я бывший преподаватель и долго не знала, как можно реализовать проект, чтобы он стал самоокупаемым.
Инклюзивными программами я занимаюсь уже 14 лет. А 7,5 лет назад появился инклюзивный лагерь Новый город "Дружный". Постепенно пришло понимание того, что наша программа настолько уникальна и актуальна, что ее нужно и важно тиражировать. Тогда мы решили, учесть все ошибки, систематизировать опыт и сделать франшизу по-настоящему инклюзивного лагеря.
А по-настоящему инклюзивный – это как?
Дети, в том числе с особенностями здоровья, отдыхают и развиваются в конкурентной среде.
Новый город "Дружный" изменил подходы к инклюзии. Здесь не с жалостью и сочувствием относятся к особенным ровесникам, а видят в них конкурентов, у которых есть чему поучиться и с которыми можно соревноваться.
Это то, чего так не хватает другим инклюзивным программам. Нельзя отвести особенного ребенка в парк или на детскую площадку и сказать другим детям: "А теперь играйте с ним". Это так не работает. С таким подходом вокруг ребенка с особенными потребностями будет вакуум. Он как инопланетянин будет вызывать непонимание или даже брезгливость у других детей и ихродителей. А у нас в Новом городе "Дружный" все так устроено, что бац – и приняли особенного ребенка.
Пошипело-пошипело, но не взорвалось
И почему этот "бац" происходит?
А потому что все технологии программы, вся среда лагеря под это заточена. Наши дети уже привыкли, что рядом с ними на сцене, в одной спортивной команде есть особенные ребята. Но у всех общие условия! Обычные дети едут к нам не помогать, не волонтерить, а отдыхать, развиваться и конкурировать. Только так формируется по-настоящему равная среда. И, погружаясь в нее, дети меняются.
Современные дети стали свободнее, толерантнее, целеустремленнее. Но, с другой стороны, в них проявляется эгоцентризм и, при сумасшедшем темпе жизни, быстрая смена интересов, без основательного погружения. Они вроде бы и толерантны, но это такая плакатная толерантность – на короткое время в удобном для себя формате. Модно сходить на акцию или на праздник к детям-инвалидам, но продолжить длительное искреннее общение никто не готов. Ведь чтобы понять и принять, необходимо, чтобы люди росли, отдыхали, учились вместе, в одном инклюзивном пространстве.
После окончания туров лагеря Новый город "Дружный" родители обратно получают детей совсем другими.
Какими?
У них меняются ценностные ориентиры. Они начинают иначе относиться к родителям, к тому, что они имеют, к своему здоровью, к жизни… Причем мы же не объясняем это, не читаем лекций, они сами это чувствуют, когда начинают жить бок о бок с особенным ребенком. Когда видят, как сосед по комнате с ДЦП без поддержки слезает с кровати, встает на колени и так идет (!) в ванную. И в этот момент он не чувствует себя инвалидом – он счастлив, что поехал в обычный лагерь.
Мы проделали большой путь, чтобы появилась наша программа и наш лагерь. И мы уже знаем, сколько надо "отмерить уксуса", "положить соды", чтобы все пошипело-пошипело, но не взорвалось, а получился волшебный "напиток" преодоления, дружбы и равенства. Тайну этого "напитка" нельзя подглядеть и скопировать, ее можно узнать только опытным путем.
Мы учли ошибки и вывели идеальную пропорцию: в лагере 30% особенных детей и 70% обычных – все как в жизни. И сейчас это супержизнеспособная технология, которая может по щелчку менять ситуацию с развитием инклюзии в регионах.
Мы все особенные
Уже есть первые продажи франшизы? Кто может стать покупателями?
Это франшиза программы, которую проще всего реализовать в формате инклюзивного лагеря.
Франчайзи могут стать те, у кого уже есть лагерь, и такой "инклюзивной фишкой" они повысят свою конкурентоспособность. Возможно, это педагоги, специалисты дополнительного образования, которые хотели бы попробовать себя в бизнесе. Это могут быть предприниматели, которые решили получить опыт социального предпринимателя и развивать бизнес со смыслом, а может, они просто хотят создать целый мир добра для своих внуков, а может, сделать что-то полезное для своего региона.
В любом случае это уникальный бизнес, который, меняя мир, принесет прибыль уже через год.
Планам по продажам франшизы помешал коронавирус. Но, несмотря на это, мы уже подписали соглашение о сотрудничестве с Ханты-Мансийским автономным округом. Надеюсь, что старт в этом новаторском регионе покажет пример другим субъектам России.
Конечно, ведь они должны отчитываться об инклюзивном образовании…
Отчитываться на самом деле придется, ведь инклюзивное образование – одна из главных тем Национального проекта "Десятилетие детства", инициированного председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и объявленного указом президента с января 2018 года. Пока, к сожалению, с формированием инклюзии в детской и молодежной среде все безрадостно, потому что нужно изменять подходы. Ее поздно начинать создавать в школе, она должна быть с нами с рождения. Ведь мы все от природы инклюзивны. Мы не застрахованы от тяжелой болезни или инвалидности, мы в младенчестве были "колясочниками". Никто не знает, как сложится жизнь абсолютно здорового человека в будущем. Именно поэтому инклюзивная среда не должна формироваться для какого-то конкретного сообщества, она необходима каждому из нас.
Есть правду ложками
Давайте представим, что я подросток и впервые приехала к вам в лагерь. Что со мной будут делать?
С первых минут вы получите максимум внимания и любви. Потому что у детей-инвалидов есть удивительный талант любить абсолютной любовью, а в этом так остро нуждаются тинейджеры. Они полюбят и примут тебя рыжего, лопоухого, толстого – любого. То, что тебе в самом себе не нравилось, превратится в достоинство. Тебя гладят по рыжим волосам и говорят: "Ты – солнышко". Ты стеснялся бегать, а парень на ходунках восхищается: "Какой ты быстрый!" И это не мои эмоции, это примеры из жизни!
Знаете, почему они так быстро адаптируются к лагерю?
Почему?
Потому что они испытывают чувство внутренней победы над собой. Это очень важно для подростка. Одно дело, когда мама с папой дежурно хвалят, а он понимает, что в общем-то и не за что. Или в школе получил "5", но знает, что списал. Родители и учителя перестают быть для ребенка лидерами, потому что подыгрывают. А в нашей атмосфере этой "объективной" правды хоть ложками ешь!
Еще на регистрации он с пренебрежением смотрел на ребенка с синдромом Дауна, а сегодня вдруг оказалось, что тот невероятно добрый, так заразительно смеется над шутками, и они начинают общаться. В подростке, который еще вчера боролся с комплексами, формируется стержень самодостаточности. И даже если его будут гнобить в классе, он не будет уже так остро реагировать, потому что теперь он знает, что реально умеет то, на что пока не способен ни один одноклассник – дружить с особенным ребенком! Знаете, мне иногда кажется, что после тура в лагере дети становятся выше сантиметров на 10. Они перестают сутулиться. Им хочется выпрямиться от уважения к себе.
То есть пребывание в Новом городе "Дружный" это некая прививка от буллинга?
Мы работаем со всеми детьми, но в зоне особенного внимания, условно говоря, "троечники"– не гордость и не головная боль школы. Те ребята, кто мало заметен и мало интересен, – наша главная целевая аудитория. Нам важно обласкать вниманием и дать точки роста тем детям, которые пока их не нащупали, которые не имеют уверенности в себе. И как только они начинают уважать сами себя, свои победы, свое "я" – они больше не мишень для толпы. И сами не будут никого травить, потому что счастливый ребенок никого не травит.
Атмосфера абсолютной доброты
А кто такие инструкторы по добру у вас в лагере?
Мы не любим определение "вожатый". Это что-то из прошлого века. Инструкторы по добру – это люди, которые умеют работать в интегрированном обществе. Они формируют атмосферу абсолютной доброты, в которой комфортно жить, творить, дружить всем детям без исключения.
Есть еще инклюзивные волонтеры – это выпускники наших программ, которые знают, как формировать коммуникации внутри интегрированного отряда, как незаметно помочь понять и принять друг друга детям с разными физическими потребностями.
А что такое родительские смены?
Очень часто родители приезжают и говорят: "Ох, нам бы так!" Окей, мы сделали трехдневные родительские туры. Мамы и папы погружаются в программы в точности такие же, как те, в которых участвовали их дети. Те же игры у игротехников, те же задания и задачи, те же законы. Так же на три дня, как и у детей на время адаптации, забираем телефоны. Ох и ломка у них!
Последний раз к нам приезжала бизнесовая группа: крутые директора и топовые должности. И вот они со мной идут уже в конце взрослого тура и говорят: "Как теперь домой-то возвращаться?" Они обнулились. Они готовы к новым креативным решениям, они избавились от депрессии, появилась энергия!
Защитить от страха
В чем для вас главное достижение Нового города "Дружный"?
Я этот город построила для своих внуков. Я хочу, чтобы они были защищены от страха. Мы, люди, боимся чаще, чем радуемся. Так вот наши дети знают, что от рака можно выздороветь. Они знают, что не оставят своего ребенка, даже если он родится особенным. Они знают, что не оставят своих родителей на сиделку, чтобы она меняла им памперсы. И это не пафосное высказывание. Мы растим другое поколение детей. В этом наша победа.
Но лагерь лишь часть вашей деятельности по формированию инклюзивного общества, вы также много занимаетесь популяризацией этой темы, в том числе и в Организации Объединенных Наций. Расскажите об этом.
Наша организация имеет специальный консультативный статус при социально-экономическом совете ООН. В России такой статус имеют всего 67 НКО. Но мы единственные в стране, кто инициировал и сделал ежегодной международной площадкой в ООН большую международную конференцию. Ее партнерами выступают Департамент культуры ООН и Библиотека Наций. Мы проводим Форум инклюзивных социальных трансформаций #INFOCUS, куда приезжают делегаты со всех стран мира. Мы рассказываем о наших инклюзивных практиках, делимся опытом, приглашаем экспертами детей, которые трогательно рассказывают об инклюзивной дружбе и инклюзивном добровольчестве. Так потихоньку мы меняем мир.
Фото: Новый город "Дружный"
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 28 июля 2020
#пермь #доуступная среда #инклюзивный центр #франчайзинг #детский лагерь2035 8