Образование, культура, инклюзия – как необычный музей меняет отношение к неслышащим людям
Музей «В Тишине» – культурный и образовательный проект, который знакомит посетителей с тем, как живут и общаются слабослышащие и глухие люди, рассказывает о правилах этичной коммуникации с ними и даёт возможность представить, каково это – жить в тишине. Слышащие люди надевают противошумные наушники и отправляются на интерактивную экскурсию, ведут её экскурсоводы с нарушениями слуха.
О том, как открыть и развивать пространство, выполняющее просветительскую, культурную и социальную функции и помогающее формировать инклюзивное общество, порталу «Новый бизнес» рассказала создатель музея «В Тишине» Маша Айзина.
– «В Тишине» – уже второй открытый вами музей. Как появилась идея именно такого проекта?
– Первое пространство – музей иллюзий и наук «Да Винчи» я открыла в 2015 году во Владимире. Я родом из Коврова Владимирской области, в 17 лет уехала учиться в подмосковную Дубну. Окончила вуз с красным дипломом и 12 лет проработала юристом. За это время устала от Москвы, переехала во Владимир и продолжила работать юристом. Идея о музее появилась во время моего первого декрета, и я открыла «Да Винчи». Однажды к нам туда пришла группа неслышащих детей, и именно тогда я впервые подумала о создании пространства, которое будет знакомить с миром глухих и слабослышащих людей, создавать первый положительный опыт общения с ними. Потому что я на себе испытала боязнь коммуникации с этой категорией людей. Проанализировала, чем она вызвана, и поняла, что у нас в принципе очень мало опыта общения с людьми с дополнительными потребностями, и мы просто не знаем, как с ними коммуницировать.
Посетив ресторан «В темноте», я поняла, что это хороший пример, как не через теорию, а с помощью интерактива, погружения в среду можно показывать этот другой мир – тех, кто живёт в темноте или тишине. Начала узнавать, какие проекты есть в других странах, нашла подобный в Гамбурге, съездила посмотреть на него и… отложила эту идею. Было страшно, я чётко понимала, что это будет социально ориентированный проект, скорее всего, не очень массовый и, возможно, неокупаемый и не очень устойчивый. Это было в 2017 году. А в 2019-м у меня родился второй ребёнок, и я вернулась к этой идее. Наверное, что-то поменялось во мне самой: для меня важно, чтобы мои дети жили в мире, где есть понимание того, что все разные, и эта разность абсолютно нормальна. Чтобы объяснять это людям, и был создан музей «В Тишине», который я открыла в 2020 году в Москве.
– Сразу понимали, что хотите создать не просто интерактивное пространство?
– Да, так как наша главная цель – не только погрузить людей в тишину и дать понять, что она не должна мешать общению, но и заинтересовать культурой глухих людей. Поскольку неслышащие – это именно субкультура, они себя не относят к какой-то нозологии. Так что они, как иностранцы, которые говорят на другом языке и немного по-другому видят мир. Поэтому в начале каждой экскурсии, до того, как посетители наденут наушники и перестанут слышать, мы показываем им экспозиционную часть музея, рассказываем об известных личностях, которые, несмотря на проблемы со слухом, стали учёными, музыкантами и т. д., объясняем, чем жестовые языки друг от друга отличаются. Далеко не все знают, что жестовых языков много, глухие люди разных стран, так же, как и слышащие, говорят на разных языках. То есть это такая классическая музейная программа.
– И в этом году «В Тишине» был включён в реестр музеев РФ.
– Это большое наше достижение, на данный момент таких частных музеев в России всего девять. Нам удалось получить официальный статус благодаря экспонатам, которые мы приобрели и показываем посетителям, – часть нашей коллекции, а именно шесть предметов из медицинского обихода 1930–1950-х годов, включены в состав негосударственной части музейного фонда РФ.
И знаете, мне очень нравится быть с двух сторон – объединять частый музей и классический. Как частный музей мы должны быть гибкими, быстрыми, максимально клиентоориентированными, чтобы стать самоокупаемыми. А входя в классическое музейное сообщество, мы учимся у его представителей тому, как правильно хранить и подписывать предметы, включённые в экспозицию, как составлять экскурсионную программу.
– Можно сказать, что включение вашего проекта в музейное сообщество прошло успешно – вас уже приглашают с выступлениями на тематические мероприятия.
– Отношение к частным музеям у всех разное, но у меня нет задачи кому-то что-то доказать. Я действительно несколько раз ездила на «Музейные маршруты России», которые проводятся для федеральных музеев. Делилась опытом в маркетинге, потому что это наша сильная сторона. Это здорово, когда частные и государственные музеи обмениваются опытом, ведь наша общая задача – сделать так, чтобы люди ходили в музеи, просвещались, узнавали новое.
– Музей начал работать в 2020 году, в очень непростое для всех культурных и развлекательных учреждений время. Как вы с командой справились?
– Мы открылись 25 сентября, причём довольно шумно – к нам приезжал «Первый канал» и другие федеральные и московские телеканалы. Такой интерес был обусловлен в том числе тем, что 23 сентября отмечается Международный день жестового языка, а в последнее воскресенье сентября – Международный день глухих, в 2020 году он выпал на 27 сентября.
А 13 ноября все музеи были закрыты, и это было очень тяжело. Мы ушли в онлайн, но я прекрасно понимала, что конкурировать там не сможем – государственные музеи, например Третьяковская галерея и Пушкинский музей, сделали отличные бесплатные онлайн-программы.
Нам нужно было как-то существовать, и мы придумали инклюзивные онлайн-уроки. Попробовали продавать их частным школам, но такой формат не зашёл.
Поняли, что для детей уроки должны быть бесплатными, и начали искать партнёра. Им стала «Додо Пицца» – компания оплатила стоимость уроков, мы выдавали дипломы с промокодами на заказ их продукции. А ещё во время занятий рассказывали ребятам, как на жестовом языке будет пицца и её составляющие: тесто, помидоры, грибы и т. д. Сначала провели онлайн-уроки в Иванове, потом – в Костроме, дальше подключились другие города. Это помогло нам выжить в пандемию.
– А идея организовать передвижные выставки тоже связана с пандемией?
– Да, нам тотально не повезло в то время – нас закрывали два раза как музей и два раза как парк [«В Тишине» находится на территории парка «Кузьминки-Люблино». – Ред.]. Было особенно обидно, когда многое уже открылось, фитнес-центры работали, а уличные парки были закрыты. Нужно было снова придумывать какое-то решение, и так появилась идея ехать по России, пока в Москве музей работать не может.
Первую временную выставку организовали во Владимире – в декабре 2021 года, потом в Ярославле – в феврале 2022-го. Всего объехали более 20 городов.
Сейчас этот формат – на паузе, так как реализовывать его тяжело. Каждые два месяца – новая площадка, новая команда, мы набирали местных ребят – волонтёров. Практически каждую неделю открывались площадки в новом городе, на каждую я ездила. Это действительно очень сложно, вся команда вымоталась. Поэтому приняли решение приостановить временные выставки и в 2023 году открыли два новых стационарных музея – в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
– Среди тех, кого вы приглашали работать на выставках, были и местные неслышащие ребята?
– Да, конечно. Очень важно глухим и слабослышащим людям, живущим в разных городах, показать, что они могут взаимодействовать со слышащими, так что мы привлекали их в наш проект в качестве волонтёров.
– Почему для открытия новых музеев выбрали именно Нижний Новгород и Санкт-Петербург?
– Нижний Новгород появился как своего рода компенсация Москвы. Многие летом уезжают из столицы, посетителей становится меньше. Нижний – город-миллионник, входит в число городов Золотого кольца, путешествие по которым – очень популярный маршрут среди тех, кто ездит по России. Кроме того, город нас очень тепло принял, когда мы делали там временную выставку. Так что выбрали его. И вроде бы не прогадали: этим летом музей работает не хуже, чем музей в Москве.
Музей в Санкт-Петербурге я, честно говоря, боялась открывать, так как там самые изысканные посетители с самыми высокими требованиями. А летом – конкуренция не только с другими музеями, но и с самим городом: люди не хотят идти в музей, они просто гуляют. Но во время учебного года показатели у санкт-петербургского музея лучше, чем у нижегородского.
– Получается, основная аудитория – школьники?
– На самом деле аудитория чётко сегментируется по времени. До трёх часов в будни – группы школьников, после трёх – молодёжь и пары, которые приходят на свидания в тишине. В выходные к нам приходят семьи с детьми. И так в каждом городе.
– А программа в музеях одинаковая? И как вы её разрабатывали?
– Да, во всех городах программа одна и одинаковый стандарт качества. Для нас важно, чтобы везде было одинаково хорошо.
К разработке экскурсионной программы привлекали специалистов со стороны глухого сообщества – Всероссийского общества глухих (ВОГ), Московской городской организации ВОГ, сотрудников Центра образования и исследования жестового языка имени Зайцевой, специалистов в сфере школьного образования, инклюзии, психологии, эмоционального интеллекта. В прошлом году наша программа прошла верификацию в санкт-петербургском институте, который разрабатывает различные методические программы для школьников.
Мастер-классы призваны повысить интерес к посещению музея и увеличить время программы – группа школьников, приезжая к нам, тратит часа два на дорогу туда-обратно, часовой экскурсии им мало. Плюс интерактив в тишине – всё же специфический формат, поэтому мастер-классы проводятся уже со звучащей речью, но всё равно нацелены на просвещение, на знакомство с жестовым языком.
Во время шоколадного мастер-класса посетители узнают, как сказать на жестовом, например, шоколад, конфеты, белый, чёрный, сладкий. Во время ароматического мастер-класса учатся называть на жестовом различные ароматы. Так что и те, кто приходит только на мастер-класс, без экскурсии, всё равно открывают для себя новый язык – жестовый.
А наши квесты могут проходить все, в том числе слабослышащие и неслышащие ребята. Слышащие участники получают указания в аудиоформате и могут попросить подсказку голосом, а неслышащие – с помощью телеграм-бота.
– Вы трудоустраиваете неслышащих и слабослышащих людей. Как находите тех, кто готов не просто обучиться и работать экскурсоводом, а вести экскурсии для тех, кто не владеет жестовым языком?
– Помогает сарафанное радио. К сожалению, сервисы по подбору персонала в данном случае не работают, есть ощущение, что глухие и слабослышащие люди ими не пользуются. По крайней мере нам ни одного сотрудника с их помощью найти не удалось.
– Как видно из информации на сайте музея, вы выигрываете довольно много грантов – четыре президентских, два гранта мэра Москвы, два – Президентского фонда культурных инициатив, и это далеко не весь перечень. Как придумываете идеи, позволяющие выигрывать конкурсы?
– Мы действительно очень активно участвуем в грантовых конкурсах. И когда мне говорят: «Как много грантов вы выигрываете», я отвечаю: «Вы просто не знаете, сколько мы не выигрываем».
А идеи находятся легко. Мы же постоянно в своей тематике – общаемся с сотрудниками, их семьями, со знакомыми, которые тоже работают в этой сфере, выявляем проблемы и думаем над решением.
Например, участвуя в переводе «Летучего корабля» на жестовый язык, мы задумались о том, что глухим детям, которые ещё не умеют читать, доступно не так много мультфильмов и сказок. И придумали проект «Просто о важном: сказки для глухих и слабослышащих детей», реализовать который нам поможет победа во втором грантовом конкурсе Фонда президентских грантов 2024 года. Предложим слышащим детям написать сказки для глухих и слабослышащих ребят, которые потом переведём на русский жестовый язык и запишем на видео, пригласив для этого профессиональных актёров.
Этот наш проект также нацелен на объединение слышащих и неслышащих детей, первые будут знать, что пишут сказки для ребят с нарушениями слуха, вторые – что создатели сказок – слышащие дети.
– Какими, помимо грантов, мерами поддержки вы пользуетесь?
– Проект «В Тишине» объединяет два юридических лица с таким названием: коммерческую организацию с официальным статусом социального предприятия, который мы получили в 2022 году и ежегодно подтверждаем, и автономную некоммерческую организацию. И всеми инструментами поддержки, предусмотренными и для социальных предприятий, и для социально ориентированных некоммерческих организаций, мы стараемся пользоваться. В 2023 году, к сожалению, не смогли получить финансовую поддержку Правительства Москвы как социальное предприятие, так как обязательным требованием для этого является прохождение определённого обучения. Мы прошли его в прошлом году, так что в этом надеемся получить субсидию.
Пользуемся возможностью бесплатного размещения рекламы нашего проекта как рекламы, представляющей особую общественную значимость. Буквально на позапрошлой неделе получили протокол об утверждении нам такого размещения на следующие два месяца в Москве. Отмечу, что обязательным условием бесплатного доступа к рекламным площадкам является предоставление услуг социально незащищённым категориям населения бесплатно – мы ежемесячно передаём в Департамент труда и социальной защиты Москвы определённое количество билетов, по которым к нам приходят такие посетители.
Кстати, подать заявку на бесплатное или льготное размещение на рекламных носителях не так сложно – нужно представить стандартизированный набор документов. Сложнее, наверное, найти информацию об этом. Я в какой-то момент выделила время, собрала доступные сведения и даже опубликовала пост с полезными ссылками на ресурсы, где указано, какие документы, куда и когда нужно направлять.
Правда, в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге площадки для размещения нам выделяют не так охотно: в Нижнем мы размещались пару месяцев, а потом нам отказали, в Санкт-Петербурге в принципе получаем отказ в размещении без объяснения причин. Возможно, это связано с тем, что мы изначально московская организация, а приоритет отдаётся предприятиям своего региона.
Как НКО в Москве мы ежемесячно бесплатно печатаем полиграфическую продукцию в типографии – например, листовки с дактильным алфавитом, которые мы выдаём посетителям во время экскурсии, печатаются именно благодаря городу. Как-то фотографа вызывали на мероприятие бесплатно, такая возможность тоже есть. Это хорошая поддержка, о которой, как мне кажется, не все знают.
Мы участвуем в проекте «День без турникетов», принимаем участников городской олимпиады «Музеи, парки, усадьбы», это даёт большой трафик. Скоро стартует акция «Первоклассный сентябрь», второй год будем её поддерживать. Во всех этих проектах мы даём возможность бесплатно посещать музей, получая при этом рекламу на таких крупных ресурсах, как mos.ru.
– Участие в таких проектах явно повышает узнаваемость проекта. А чувствуете такой эффект, выступая на мероприятиях, в том числе как победитель различных конкурсов? В этом году, например, вы стали спикером на ПМЭФ.
– Наверное, такие выступления важны всё же больше с точки зрения своего рода верификации проекта, так же, как и наличие официального статуса музея, и статуса социального предприятия. Все прекрасно понимают, что эти статусы не даются просто так, поэтому доверие к проекту растёт. Так и с выступлениями, просто попасть на ПМЭФ – уже хорошо, а получить возможность выступить – ещё лучше.
И, конечно, победы в конкурсах дают хорошую поддержку в виде новых знаний, наставничества, нетворкинга и новых партнёров.
– Кстати, о партнёрах – у вас хорошая маркетинговая стратегия и много партнёрских проектов. Как решаете, какие запускать?
– Всегда открыты ко всему – это точно о нас. Я считаю, что успех нашего проекта во многом связан с тем, что мы настроены на сотрудничество и очень многое для этого делаем. В музейной сфере в целом маркетинг не очень активный. У нас же – очень активный, потому что мы, во-первых, частный музей, во-вторых, у нас сложный продукт: «продать» тишину сложно, мне кажется, даже темноту – проще.
А ещё я очень много рассказываю о музее «В Тишине», и многие идеи и проекты рождаются благодаря личным знакомствам. Поэтому я считаю, что общение – это действительно очень полезно и важно.
– И это ещё раз подтверждает тезис о том, что эффективность проекта во многом зависит от активности тех, кто его реализует.
В скором времени вы планируете запустить ещё один проект – «Большая страна». Расскажите, пожалуйста, о нём.
– Это мультимедийное пространство, где мы будем напоминать посетителям о том, какая потрясающая у нас страна, причём не с помощью лекций, а через интерактив. Задействуя географию и фольклор, будем рассказывать об интересных и красивых местах России, влюблять посетителей в них. Например, одной из локаций станет гора Большое Богдо и озеро Баскунчак. Я ездила туда недавно со своим ребёнком, и это просто какой-то космос! Такая красота, и ощущение, что ты вообще не на Земле, а на Марсе. И никто из знакомых, кому я об этом рассказывала, там не был. А место невероятное! И таких у нас в стране очень много, рассказать о них взрослым и детям очень важно. Надеюсь, мы пробудим у посетителей желание узнавать свою страну, изучать её.
Я долго думала над форматом, над тем, как сделать проект максимально интересным. Поэтому в разработке его концепции участвуют и антропологи, и географы. Мы привлекли Русское географическое общество, к работе подключилась АНО «Национальные приоритеты», нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства».
Открытие планируется в этом году. Адрес пространства уже известен: Москва, Пятницкая, 76. Два этажа будет занимать этот проект, на отдельном этаже разместится музей «В Тишине», который тоже туда переедет.
Откроем пространство, немножко выдохнем и займёмся реализацией новых идей!
Фотографии предоставлены музеем «В Тишине».
Автор: Мария Шувалова
Дата публикации: 2 сентября 2024
#социальное предпринимательство #социальный проект #трудоустройство #образование #музей #инклюзия #культура109 2