Олимпийские танцы: как трудные подростки могут стать чемпионами
В школе брейк-данса "Доминант" во Владимире не просто обучают подростков, в том числе проблемных, танцевать. Здесь также учат ставить и достигать цели, совершенствоваться, видеть в жизни хорошее вопреки плохому. Проект стал победителем конкурса Фонда "Наше будущее".
Об итогах конкурса и о том, как сочетается бизнес и такая необычная школа рассказал её руководитель, социальный предприниматель Александр Родин.
Такой копилке наград остается только позавидовать
- Брейк-данс и бизнес – довольно необычное сочетание! Расскажите, почему вы выбрали именно его?
- Я начал заниматься брейк-дансом в 10 лет. Потом были шахматы, единоборства, хоккей, футбол, КВН… Но именно брейк покорил своей свободой, возможностью самовыражения. Позже, уже обучаясь в университете, я возобновил тренировки, но мое время было упущено. Тогда я поставил цель – воспитать ребят, будущих чемпионов, передать им свои знания, умения, мечты.
В 2007 году набрал первых учеников. Я тогда работал в одном из Домов культуры, и мне не нравились там условия для тренировок: отваливающаяся штукатурка, торчащие гвозди, грязь. И никому до этого не было дела! Стало ясно, что достойные условия придется искать самостоятельно.
- И что сейчас представляет собой бизнес?
- Это школа брейк-данса для детей от 4 до 16 лет на базе 8 филиалов во Владимире. На сегодняшний день в школе обучаются 400 детей и подростков, в том числе из малообеспеченных и многодетных семей. За 13 лет работы воспитанники школы в рамках показательных выступлений посетили более 70 городов РФ и зарубежья. Побывали на соревнованиях в 9 странах, завоевали 427 наград.
В 2018 году впервые брейк-данс включили в Юношеские Олимпийские игры, и в российскую сборную попали две мои воспитанницы. Одна из них завоевала первое место на чемпионате Европы, потом второе место – на мировом первенстве, а на юношеском олимпийском старте в Аргентине стала четвертой.
В школе 10 тренеров, которые получают хорошую зарплату. Для меня это очень важно. Когда я сам начинал, тренерам платили 3 000 рублей, для сравнения: продавцам алкоголя в ларьках – 50 000 рублей. Разве это правильно? Люди, которые передают свои знания и опыт детям, должны быть грамотными, опытными и высокооплачиваемыми профессионалами. Иначе как они будут уважать свою работу?
Очень хорошие мальчиши-плохиши
- Вы выиграли в конкурсе "Социальный предприниматель" Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" и получили займ на открытие Многофункционального центра уличных субкультур "Доминант". Расскажите про проект.
- У меня давно была идея сгруппировать в одном месте все уличные субкультуры: брейк, хип-хоп, диджеинг, граффити и другие. Ведь много детей из неблагополучных и малообеспеченных семей не могут найти самореализацию. А центр поможет объединить детей и подростков для тренировок, проведения фестивалей и форумов и в перспективе даст выход на международный соревновательный уровень. Мы сможем направить устремления детей в позитивное русло. Тем более что МОК одобрил включение брейк-данса в программу Олимпийских игр 2024 года! Проект открывает для детей огромные возможности!
Года три назад судьба дала мне шанс – я приобрел подходящее просторное помещение площадью 288 кв. м. Тут можно будет собирать лидеров уличных субкультур, проводить соревнования по брейк-дансу, хип-хопу или диджеингу. Благодаря Фонду "Наше будущее" теперь можно провести ремонт, закупить спортивный инвентарь и специализированное оборудование.
На базе центра уличными субкультурами смогут заниматься дополнительно около 300 детей и подростков.
- Дайте портрет ребенка, который приходит в новый центр или школу брейка? Что им движет?
- В большинстве случаев это очень хорошие мальчиши-плохиши. Это классные ребята, просто они гиперактивны и часто невосприимчивы к дисциплине, но это для нас нормально. Дома, в школе, в кружках итак много рамок, жестких ограничений для детей. Но у ребенка должна быть хоть где-то свобода! Он рождается активным, и ему нужно девать куда-то энергию.
Так что, повторюсь, в школу брейка приходят гиперактивные, интересные, творческие, сильные и полудисциплинированные ребята. И мы им очень рады!
- А что дети получают, занимаясь в вашей школе?
- Во-первых, физическое развитие. Есть легенда, что в брейк-дансе не задействованы всего лишь шесть мышц из всего тела человека. Если бы вы видели, что могут наши чемпионы! Например, ребенок в 9 лет способен сделать 114 оборотов на голове!
Во-вторых, дети развиваются творчески. Новичков тренеры учат базовым движениям, потом элементы усложняются, их становится больше, дети придумывают танец, учатся использовать свои сильные стороны и т. д.
В-третьих, мы много времени на мероприятиях и на занятиях уделяем мотивации. Учим ребят ставить цели и добиваться их, быть заинтересованными в собственном развитии. Тебе что-то нравится? Так раскрой себя!
И еще очень важный момент – это преодоление внутренних барьеров. Был ребенок, который в школе боялся выходить к доске. Он и на тренировке настолько стеснялся, что просто стоял в углу. Месяца два он привыкал, а потом так раскрылся, стал активным, все комплексы ушли и в школе тоже! Это то, о чем нельзя забывать: каждый ребенок внутри борется с собой. И мы хотим помочь ему преодолеть страхи и комплексы.
Шанс реализовать себя
- Наверняка многие скажут, мол, какой-то брейк, зачем это, лучше дайте детям книги, знания! Что вы возразите на это? Почему реализация через творчество так важна?
- Хлеба или зрелищ, книги или танцы… Наверное, это вечный спор – что важнее. Моя точка зрения в том, что ребенок должен от души чем-то увлекаться помимо книг и знаний. Дети разные: один читать станет, второй усядется за компьютер или телефон играть, а третий на улицу пойдет, будет маркером на стенах рисовать… А танец, тем более под присмотром тренеров, – это профилактика нездорового поведения. Мы, имея большой опыт, пытаемся тех ребят, кто потенциально себя может найти в уличных субкультурах, подхватить, объединить и дать шанс реализовать себя, причем со знаком плюс.
- А сколько у вас обучается ребят из "трудных" категорий? Как они приходят?
- Для меня было делом чести сделать стоимость занятий максимально доступной для всех. Для этого искал меценатов, спонсоров, договаривался с арендодателями, делал скидки по справке о том, что семья неблагополучная или малообеспеченная.
Когда я вижу талантливого ребенка, а у него нет денег, чтобы ездить на соревнования, ищу какие-то субсидии для него, материальную помощь и даже пытаюсь помочь с работой родителям.
У нас обучается примерно 50–70 детей из "трудных" категорий. И я уверен, чувствую, что они могут найти себя в брейке, вырваться из той жизни, в которой они живут.
Есть реальные примеры, как подростки из проблемных семей добивались успехов на спортивном поприще, посещали другие страны, кругозор их жизни необычайно расширялся. У них есть друзья из других городов и стран! Те, кто ездят на соревнования, становятся самостоятельными, они начинают верить в себя, они уже не вернутся в безнадежность, они могут реализовать себя на любом поприще. И для команды нашей школы это тоже мотивация – работать и понимать, что мы помогаем детям.
Фото предоставил Александр Родин.
Дата публикации: 22 апреля 2021
3835 8