Центр «Росомаха» - лидер социального туризма Камчатского края
Александр Мещанкин — российский социальный предприниматель, основатель и генеральный директор камчатского центра молодежного туризма «Росомаха», созданного с целью сделать знакомство с Камчаткой доступным для небогатых людей «с материка», в первую очередь — для молодежи и пенсионеров. Александр Мещанкин дважды — в 2011 и 2015 годах — становился победителем Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель» и получал беспроцентные займы Фонда «Наше будущее» на развитие социального бизнеса. На эти деньги возводится специализированная база отдыха в камчатских горах.
О механизмах, лежащих в основе успешного социального бизнеса, и уникальном потенциале Камчатки рассказывает Александр Мещанкин.
«Я камчадал в третьем поколении и не могу представить, что можно жить где-то в другом месте. Обучая студентов и путешествуя с ними по прекрасному Камчатскому краю, я понял одну вещь: на лоне дикой природы идет ускоренное развитие и созревание личности. Странствия развивают юный ум и душу в десятки раз быстрее учебной аудитории, делают человека добрее, смекалистее и инициативнее. И мне кажется, что каждый молодой россиянин обязательно должен увидеть таинственный край, где рождается день, чтобы обогатить себя и понять величие нашей Родины.
С детства я путешествую и наслаждаюсь красотами Камчатки, очень люблю камчатские вулканы, реки, тундру. Моя бабушка, коренная камчадалка, привила любовь к Камчатке, научила жить в дикой природе, познакомила с камчатской кухней.
Я никогда не стремился работать ради денег, иначе бы давно уехал преподавать за границу — меня приглашали несколько раз. Я проработал какое-то время в США, в Техасе, но вернулся домой — делать то, что люблю и считаю полезным для людей. Любовь к бабушке и к малой Родине не позволила мне там остаться, хотя была возможность. Я захотел показать Камчатку всему миру и помочь сохранить ее в том виде, в котором она есть.
В 1998 году, когда я приехал из США, Камчатка находилась в очень сложном экономическом положении: бывали случаи, когда свет и отопление в домах отключали на целую неделю. Все жили надеждой, что власти найдут деньги, чтобы расплатиться за следующий танкер. Камчатка погружалась в каменный век: на кострах готовили пищу у подъездов, люди возвращались по темным улицам в замерзающие квартиры. Цены на квартиры падали, многие стремились покинуть полуостров. Со временем ситуация в стране улучшилась, это положительно отразилось на социально-экономическом положении Камчатки. Исследования наших местных экономистов показывали, что нужно использовать туристический потенциал региона.
Камчатка — очень раскрученный бренд экологического и приключенческого туризма, но бренд нишевый, потому что это очень дорогая туристская дистанция. Это сдерживает людей, желающих погрузиться в дикую природу, но не зарабатывающих больших денег.
Мы работаем с иностранными клиентами, в том числе и со студентами, но в последнее время этот сегмент снижается: VIP-клиенты уже посетили Камчатку, а обычным туристам прилететь сложно. Например, американцам, чтобы попасть сюда, нужно лететь через Москву. Кроме того, цены на перелет очень высокие, особенно для иностранцев — на них не распространяется субсидирование. Региональные власти не хотят размениваться на экономкласс. Я считаю, что это неправильно, и со мной соглашаются многие туристические фирмы. Потребители услуг эконом- и среднего класса — основа туристического бизнеса, хлеб туристского региона, а VIP-туризм — дополнительные доходы, икра к хлебу.
Камчатку, в первую очередь, должна видеть российская молодежь: молодые люди должны ощутить величие нашей страны, понимать, что из России не стоит уезжать, здесь есть на что смотреть, здесь есть то, чего не встретишь в других странах. Понятно, что нужно посещать и другие регионы, но Камчатка — главная драгоценность природного богатства России, уникальный музей девственной природы под открытым небом. Камчатка обладает огромным природным потенциалом: гигантские запасы биоресурсов, редкоземельных металлов, платины, золота, нефти и газа, — но для того, чтобы развивать регион в первозданном виде, нужно сделать упор на туризм.
Государство постепенно решает проблему с перелетом — действует президентская программа субсидирования перелетов. Этим молодежь сегодня и пользуется. Но ценовые предложения по размещению в основном для обеспеченных туристов. Вот мы и решили размещать клиентов недорого — это несложно. Так родилась идея гостевого домика. Мы работаем как с льготными категориями туристов, так и с обычными, которых устраивает уровень комфорта в наших гостевых домах. Повлиять на транспортную составляющую молодежных экспедиций не под силу малому бизнесу, а вот обеспечить недорогое проживание и туристическое обслуживание возможно, но только лишь при использовании разработанной мной модели диверсификации деятельности домашних хозяйств. В современных условиях средства, субсидируемые государством для путешествия студентов и аспирантов, не учитывают реальных цен на услуги размещения в таких удаленных регионах, как Камчатка. Мой скромный вклад заключается в понимании того, что основными хозяйствующими субъектами должны стать представители малого бизнеса, чтобы услуги были доступными и размер туристского рынка был бы значимым для региональной экономики. Я открыл туристическую фирму, успешную, а потом решил интегрировать услугу размещения в туроператорскую деятельность. На основе эмпирики и теории я понял, что есть социальный сегмент, никем не занятый.
Поэтому у нас в «Росомахе» — экономичное размещение, здоровое и вкусное питание и увлекательные путешествия. Цена размещения даже по региональным меркам — самая низкая по отрасли. За год нам удается обслужить до 200 студентов и молодых ученых российских вузов, а также иностранных студентов и исследователей.
Важнейшая составляющая успеха — это привлечение семьи к приему туристов. Мы обслуживаем гостевой дом всей семьей. Отец его строил, а сейчас он и сторож, и дворник, и слесарь, и как бывший сотрудник охраны биоресурсов организует для туристов рыбалку по всем правилам. Мама с сестрой убирают номера и готовят на кухне. Я руковожу всем, а еще обслуживаю сантехнику и слежу за гигиеной. Ну а мои студенты из клуба «Север», которым я руковожу, помогают проводить экскурсии. Ребята обеспечивают гостям прекрасную этнографическую анимацию, параллельно приобретая профессиональные навыки, которые пригодятся в их будущей работе, а также создают свой оригинальный творческий продукт. Например, мы сделали фильм «Сказка Севера». Самое главное, молодые камчадалы видят, что формат семейного туристического предприятия работает, и несколько выпускников уже открыли свой бизнес.
Совместная деятельность всех членов семьи позволяет эффективно снижать издержки, избегать многих трудовых конфликтов, а также обеспечить реинвестирование доходов в развитие проекта. Наемные сотрудники работают у нас в сезон в качестве волонтеров.
В последнее время создается много аналогичных предприятий, так как появилось понимание, что в этой нише можно (и нужно) работать. Доля гостевых домов в структуре размещения на Камчатке постепенно увеличивается. Ведь в нашем регионе из-за его удаленности и высокой стоимости товаров и услуг очень сложно обеспечить качественное обслуживание за приемлемые деньги в обычной гостинице. В малом же бизнесе себестоимость услуг снижается, так как собственник сам подключается к обслуживанию гостей. А кто как не собственник готов создать все условия для комфорта постояльцев, потому что ему нужно вовремя гасить кредиты, он хочет получать прибыль и ему нравится, когда результатом труда кроме денег становится благодарность гостей. В таких регионах, как Камчатка, малый бизнес может дать больше качества и гостеприимства за небольшие деньги, чем стандартизированные гостиничные цепочки. Собственно, такая модель бизнеса действует еще с библейских времен.
Гостевые дома легко трансформируются в коттеджи для проживания. Давайте представим, что по какой-то причине — природные катаклизмы или обострение геополитической обстановки — поток туристов резко сокращается. Малому бизнесу справиться с кредитными обязательствами будет проще — можно, в конце концов, продать коттедж. Это легче, чем продать гостиницу, когда спрос на гостиничные услуги падает.
Стратегия работы «Росомахи» — 50×50. Упрощенно это означает, что половину каждой туристической группы составляют так называемые полновесные туристы, а вторую половину — туристы социальные. Первая половина оплачивает полную стоимость путевки с приличной маржой, достаточной для функционирования всего бизнеса. По расчетам, работа с такими туристами должна приносит 72% от всей прибыли. Вторая половина — социальные туристы — обеспечивает только 28% прибыли, но затраты на тех и других примерно одинаковые. Таким образом, социальный клиент получает недорогое размещение и питание. Но остаются еще экскурсии, трансферы, культурная программа и т.д.
Сейчас мы готовимся открыть новое направление: инвалидный туризм. Благодаря нашим коллегам из туристической компании «Либерти» из Санкт-Петербурга мы обнаружили, что спрос на наши путешествия есть и у этой аудитории. Изучаем, как лучше организовать туристическую услугу для маломобильных людей, как их довезти до кратера вулкана, какие приспособления нужны, чтобы клиенту было комфортно. Мы намерены построить несколько универсальных бунгало, приспособленных как для обычных туристов, так и для людей с ограниченными возможностями. Из этих бунгало будет открываться потрясающий вид на Камчатские вулканы. Работа предстоит сложная, но интересная. Планируем работать не только с колясочниками-туристами, но и с местными жителями, имеющими физические ограничения. В ближайших планах — обзавестись снегоходами со специальными сиденьями для инвалидов. Представляете, эти люди получат возможность увидеть то, о чем и мечтать не могли! Такой вид бизнеса в любом случае будет низкоприбыльным, но это не главное. Кстати, в прошлом году в «Росомаху» в качестве туриста приехал даже участник Великой Отечественной войны из Центральной России. Перелет у него был полностью бесплатным, мы также не взяли денег за наши услуги, даже за вертолетную экскурсию в Долину гейзеров.
В своей работе мы не ограничиваемся «высоким» летним сезоном — в несезон принимаем местных жителей, которые хотят отдохнуть от городской суеты. Некоторые люди не могут платить большие деньги за билеты в летний период, поэтому они прилетают зимой, когда стоимость билетов падает в разы. Чем раньше люди заказывают билеты на самолет, тем дешевле получается. Случается так, что размещение на летний период забронировано на 70% уже с сентября-октября.
Я хочу остаться в социальном сегменте и планирую расширяться. Буду создавать вокруг себя кластер туристических и сопутствующих предприятий, курировать их и выступать в качестве бизнес-ангела: подсказывать, консультировать и инвестировать. Кто-то, например, будет заниматься транспортными услугами, кто-то развивать рыболовство, а кто-то — снабжать дикоросами и экологически чистыми продуктами питания».
Подготовил Андрей Золотарев
Дата публикации: 22 ноября 2016
#своими словами1627 73