Иногда третий сектор работает как социальный бизнес

Информация о работе некоммерческих организаций или волонтеров помогает воспитывать в людях активность, побуждает их действовать, – в этом уверена Елена Тополева, директор Агентства социальной информации. В 2022 году Фонд «Наше будущее» присудил агентству Премию «Импульс добра» как лучшему СМИ в номинации «Амбассадор социального предпринимательства». Расскажем, как создавался проект, какие направления развивает, как поддерживает сферу социального предпринимательства.

– Как возникла идея создать Агентство социальной информации?

– В 1993 году я работала в информационном агентстве «Постфактум». Там познакомилась с понятием НКО, узнала лидеров этих организаций и особенности их работы. Мне предложили стать главным редактором бюллетеня «Третий сектор». Но скоро стало понятно, что издания с тиражом менее тысячи экземпляров недостаточно, чтобы рассказать о нарождающемся гражданском обществе России и его героях. И я задумалась о создании специального агентства.

Вместе с единомышленниками, учредителями первых российских НКО (благотворительных фондов «Душа человека» и «Нет алкоголизму и наркомании», педагогического объединения «Радуга»), задумали информагентство, которое будет рассказывать о том, как люди сами могут изменить жизнь к лучшему и помогать другим; о НКО, которые возникали по всей стране и о которых практически не писали СМИ.

Так в 1994 году появилось Агентство социальной информации, которое продолжает оставаться одним из главных источников знаний о гражданских инициативах, деятельности НКО и социального бизнеса.

На втором этапе сформировали региональную сеть. Помимо новостей выпускали информационно-аналитические бюллетени по отдельным социальным темам.

Сегодня у сайта АСИ около 2 млн уникальных пользователей за год. Это активные граждане, сотрудники НКО и коммерческих компаний, отвечающие за развитие корпоративной ответственности, социальные предприниматели, журналисты, чиновники, преподаватели, студенты, эксперты.

Основная тематика – некоммерческие организации и все, что с ними связано, а также волонтерство, благотворительность, социальная ответственность и социальное предпринимательство, новости социальной сферы. Мы рассказываем о новых законах, конкурсах грантов и мерах поддержки. А еще – о том, что делают коллеги в разных регионах, как решают локальные проблемы, какие есть успешные примеры и практики, достойные тиражирования.

Более 10 лет на сайте АСИ действует постоянная рубрика «Социальное предпринимательство». С 2011 года выпущено более 2 125 материалов: новости регионов и федерального масштаба, анонсы событий, заметки, статьи, комментарии (колонки).

– По каким направлениям агентство работает сегодня?

– Мы по-прежнему выпускаем новости, но формат работы значительно расширен. Журналисты АСИ создают портреты лидеров и участников некоммерческих организаций, готовят интервью, эссе, фоторепортажи, видео. Наша редакция выпускает инструкции, аналитические материалы, линейки мультимедийных спецпроектов, ведет каталог НКО.

Накопленные в течение долгих лет знания и опыт агентство передает другим НКО – учит их сотрудников особенностям коммуникаций, способам расширения своих аудиторий. Мы рассказываем о том, как подготовить информацию для АСИ, чтобы она попала на нашу ленту, как работать с другими СМИ, использовать социальные сети и мессенджеры для продвижения организации и т. д.

Каждый год мы стараемся проводить встречи журналистов и сотрудников предприятий некоммерческого сектора, отвечающих за информационное сопровождение. Организуем конкурсы и семинары для представителей медиа, интересующихся социальной проблематикой.

В рамках «Школы коммуникаций и инноваций» АСИ регулярно готовит вебинары по эффективным коммуникациям, куда приглашает ведущих медиаэкспертов. Для региональных НКО проводит ежегодную программу стажировок в Москве. Организует конференцию «ЗаЧем будущее социальной журналистики».

Еще мы ведем партнерские медиапроекты с другими СМИ, например, с Общественным телевидением России выпускаем совместный цикл программ «За дело», популяризируем лучшие гражданские инициативы.

– Расскажите о важных проектах, которые инициировало или активно поддерживает агентство.

– Еще 15 лет назад мы размышляли над тем, как завоевать доверие и привлечь граждан в работу НКО. Решили, что людям надо дать возможность что-то делать вместе с благотворительными организациями, со своими семьями, детьми. И начали с благотворительными фондами и НКО организовывать акции, ярмарки. Придумали информационно-просветительскую кампанию «Так просто». Появился «Душевный Базар», движение «Добрые города», другие вовлекающие инициативы на федеральном или региональном уровнях.

В 2017 году с Благотворительным фондом Владимира Потанина при поддержке Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере запустили кроссмедийный проект «НКО-профи». Через него пытаемся донести мысль, что некоммерческие организации могут не только дать работу для души, но и возможность профессионального роста. Ведь некоторые старейшие организации в секторе переходят рубеж 20–25-летия и задумываются о том, кому передать функции лидеров и ключевых сотрудников.

Еще мы создали медиацентр «АСИ – Благосфера», чтобы популяризировать благотворительность, работать с журналистами и пиарщиками, которые занимаются этой темой. Надеемся, что медиацентр поможет выстраивать мостики между организациями и журналистами, научит НКО эффективно сотрудничать с заинтересованными сторонами.

Расширилась география проекта «НКО-СОКРАТ». Вместе с фондом «Искусство, наука и спорт» реализуем программу уже в четырех субъектах РФ – Белгородской, Смоленской, Оренбургской и Курской областях. Обучаем сотрудников НКО, предлагаем грантовую и информационную поддержку, обмен опытом, проводим исследования и выпускаем специальные издания, организуем форумы и конференции.

– Какие истории социальных предпринимателей, о которых писало агентство, впечатлили больше всего?

– Пока в Реестр социальных предприятий может войти только бизнес. НКО, которые, по сути, очень часто ведут такую деятельность, этот статус получить не могут. Мы рассказываем о социальных проектах вне зависимости от их организационно-правовой формы в рубрике «Социальное предпринимательство».

Сложно выбрать какой-то один проект или историю. Но, наверное, один из самых визуально запоминающихся – это музей «Рыбинские рыбы», который создал Алексей Алексашин в Ярославской области. В его мастерских деревянных рыб создают и расписывают узорами, которыми местные жители раньше украшали свое жилье и одежду. Художник из Рыбинска, который создал музей, увлекся историей своего края и таким образом решил сохранить культурное наследие.

А один из самых популярных у наших читателей материалов – о проекте активных путешествий для людей старшего возраста «Заслуженный отдых». В его рамках участники ездили в Болгарию, Турцию, Крым, поднимались в горы.

В Московской области работает биостанция «Экосистема». Ею руководит Александр Боголюбов. Туда съезжаются школьники, которые увлекаются биологией, и их погружают не только в обучение, но и в практику. Им показывают почвы, реки и ручейки, растения, животных. Они собирают образцы, изучают их в лабораториях под микроскопом, обсуждают, зарисовывают, делают записи. И после этого опыта у них, конечно, уже совершенно другое представление о том, что такое ботаника и зоология.

Когда мы с Александром познакомились, я его спросила: «А почему вы не обращаетесь за грантами? Вы занимаетесь общественно полезным делом, и получить поддержку будет легко». А он сказал, что принципиально против грантов, потому что «мы стремимся к самоокупаемости».

Это типичный пример социального предприятия. Стоимость пребывания на станции небольшая – ее хватает только на питание и проживание детей, зарплату педагогам. Сверхприбыли нет, а бизнес-подход, у которого общественно полезный результат, – есть.

Таких людей и организаций в стране довольно много. Важно, конечно, чтобы для них создавался благоприятный налоговый режим, делались какие-то преференции в регионах. Но не менее значимо и то, чтобы о них просто знали.

– Как, по вашему мнению, развивается соцпредпринимательство в регионах?

– Состояние некоммерческого сектора и социального предпринимательства в регионах очень разное, и этот дисбаланс, мягко говоря, огорчает. Есть регионы, которые не используют потенциал НКО и СП практически совсем. Но ведь никакие социально-экономические изменения ни на федеральном, ни на региональном уровне не будут успешными без вовлечения гражданского общества – НКО, волонтеров, активных граждан.

Органам власти, бизнесу, частным фондам нужно вместе развивать некоммерческий сектор и социальные предприятия, чтобы не терять, а приумножать этот ценный ресурс. Дисбалансы в развитии некоммерческого сектора и социального предпринимательства необходимо выравнивать. Например, с помощью таких программ, как «НКО-СОКРАТ». Ведь в регионах, где она реализуется, обозначился заметный прогресс в развитии третьего сектора. Главное, прилагать усилия, а не ждать, что оно само как-то подрастет.

Знания по предпринимательской деятельности и знакомство с успешными практиками других НКО и СП поможет третьему сектору получать дополнительный доход и работать стабильно. Это особенно актуально сейчас, когда надо восстанавливать экономику после санкций, повышать качество жизни людей или не допустить его снижения. НКО тоже имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход. Надо их к этому подтолкнуть и обеспечить условия, чтобы они могли это делать легко. Очень вдохновляют личные истории, и АСИ как раз рассказывает о живых примерах такой работы.

Также у НКО и малого бизнеса должна быть возможность работать в качестве поставщиков социальных услуг и получать на это финансирование из бюджета, как у бюджетных организаций. Об этом мы много говорим в Общественной палате РФ, на форумах, иных переговорных площадках с органами власти, и постепенно это дает результаты.

– Расскажите немного о команде АСИ.

– У нас сложилась удивительная команда единомышленников – людей, которые получают удовольствие от работы, понимают, насколько она важна. Это дает энергию и силы трудиться не только за зарплату. У нас стабильный кадровый состав, текучки почти нет.

Некоторые работают с первых дней существования АСИ, кто-то – более пяти и десяти лет. Конечно, мы это ценим и стараемся создавать для всех благоприятные условия. Например, даем возможность учиться, постоянно повышать квалификацию. Важная особенность АСИ, которая, как я думаю, позволяет нам так долго оставаться на плаву, – коллегиальный способ принятия решений и демократическая система управления. В агентстве есть совет, в состав которого входят люди, стоящие у истоков создания организации. В любой сложной ситуации первое, что мы делаем, – собираем совет и обсуждаем с коллективом выработанные предложения.

Фото: АСИ

Автор: Юлия Кожева

Дата публикации: 18 июля 2022

#фонд наше будущее #аси #елена тополева-солдунова #Импульс добра

 377   1  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно