Зеленые игры или как заработать на экологическом мышлении
Один из самых интересных стартапов на российском рынке настольных игр - Ecologic, игра, в которой нужно не только зарабатывать очки и деньги, но и заботиться об окружающей среде. Ее создатели Марат Сабиров и Алексей Колмаков рассказали порталу «Новый бизнес: социальное предпринимательство» о том, что с 2012 года успели провести в разных регионах России более 300 игр и турниров и готовятся издавать второй - улучшенный тираж «эко-настолки».
В основе игры лежит концепция устойчивого развития. Игроки выступают в роли владельцев производств по добыче полезных ископаемых, зарабатывая прибыль, но при этом должны заботиться и об охране окружающей среды. Цель игры заключается в том, чтобы заработать достаточное количество игровых денег и набрать побольше экологических очков. Причем желательно иметь как можно меньшую разницу между этими значениями. Побеждает баланс.
В игре вы получаете «территории», доступные для разработки ресурсов и открытия производств. Путем различных манипуляций игрок увеличивает свой доход, но при этом наносит вред окружающей среде, который необходимо минимизировать. В игре фигурируют экологические факторы, например, биоемкость среды.
Основная механика игры — участие в двух аукционах: производственном и экологическом. Игроки могут заключать сделки. Каждый раунд происходят события, влияющие положительно или отрицательно на доходы и экологию. В общем, игра - многогранная, увлекательная и максимально приближенная к действительности. Она формирует экономико-экологическое мышление.
Тренды
Задумывая Ecologic, мы не делали глубокого анализа в попытке угадать тенденции рынка — старт проекта был стихийно-творческим. Но последующий анализ «чего это мы тут наделали» показал, что проект попадает сразу в несколько тенденций.
Первая – запрос на геймификацию (gamification) или игрофикацию. Это глобальная тенденция, начавшаяся около 20 лет назад вместе с расцветом компьютерных игр. Уже сейчас можно говорить об игрофикации деятельности в самых разных областях: бизнесе, науке и образовании.
Вторая тенденция: Россия переживает настоящий бум настольных игр. Отечественный рынок «настолок» за последние годы вырос более чем в 8 раз и продолжает ежегодно увеличиваться в 1,5–2 раза. Мировой рынок растет ежегодно на 15–20%.
Наконец, все шире используется метод «народного финансирования» социальных проектов — краудфандинг (crowdfunding), который мы тоже используем в развитии игры Ecologic.
Противостояние природы и капитала
В 2012 году, мы не задумывались о рыночных тенденциях, да и вообще о бизнес-составляющей проекта. Все свободное время уделяли творческому процессу создания игры. Нам, выпускникам биофака Санкт-Петербургского государственного университета хотелось придумать не просто развлечение, а нечто, заставляющее задуматься о более серьезных вещах. С темой определились быстро: экология. Она актуальна, глобальна, и мы в ней ориентируемся. Но просто игра про «спасение планеты» будет оторвана от реальности. Для хорошей социальной концепции надо усилить связь с проблемами и вызовами, которые есть «здесь и сейчас». Появилась идея противопоставить «спасение планеты» другой глобальной тенденции: «деньги правят миром». Такая диалектика уже была мощной концептуальной основой для игры. Название не заставило себя ждать: ЭКОЛОГИКА (от ЭКОлогическая ЛОГИКА), Ecologic. Оно «говорящее», подчеркивает деловую составляющую и необходимость внимания к экологическим проблемам.
Итак, в Ecologic происходит противостояние между двумя равноценными составляющими: капиталом как фактором развития и качеством окружающей среды. Что важнее: заработать денег или сохранить природу? В конце игры у каждого на этот вопрос будет свой ответ, но только тот, кто смог добиться баланса, имеет хорошие шансы на победу!
Таким образом, Ecologic родилась на кухне из вдохновенного «а что если?..», но не стоит думать, что все было придумано за час мозгового штурма! Определиться с темой и концепцией — только полдела. Почти год мы перекладывали игровую метафору в модель с цифрами, расчетами взаимодействия, вариантами стратегий. Далее следовали так называемые «прогоны» — игры с друзьями и знакомыми с использованием самодельного прототипа, вырезанного из картона. В процессе обнаруживались и корректировались недостатки игровой механики, неточности в правилах. К весне 2013 года прототип был готов.
Финансовая кухня «настолок» или как мы пришли кародному финансированию
Возник вопрос: что делать дальше? У независимых авторов «настолок» в основном два пути. Можно отдать игру в издательство: если ее выпустят, то автор может претендовать на отчисления в 5–12% от оптовой цены проданных игр. При этом все связанные затраты, организационные моменты и риски издательство берет на себя. Второй путь — «самиздат». Мало того, что автор должен найти деньги на тираж, нужно решить еще массу вопросов: зарегистрировать бизнес, пройти сертификацию, выстроить систему продаж и многое другое. Мы не стали искать легких путей. Вдохновил пример знаменитой «Монополии», которую не хотели брать издательства, и автору пришлось самостоятельно выводить ее на рынок. Кроме того, мы понимали, что Ecologic не совсем обычная «настолка» — никто не сможет донести смысл игры лучше нас. Будучи отданной в издательство, Ecologic стала бы еще одной «игрой на полке».
Итак, решено: издаемся самостоятельно! С художественным оформлением игры нам сильно помогли друзья, по сути, работая «за идею». Но где взять средства на тираж? Поиск грантов, конкурсов не увенчался успехом, а брать кредит не хотелось — в этом случае мы бы думали не над развитием проекта, а над тем, как вернуть деньги. Может быть, с точки зрения «реального бизнеса», это было ошибкой…
Но тут мы очень кстати узнали про краудфандинг. Взвесив свои силы и изучив тему, в апреле 2013 года запустили проект Ecologic на Boomstarter.ru и в середине июня успешно собрали средства. Сразу скажем: краудфандинг — это огромная работа и постоянное напряжение! И, конечно, это отдельная вселенная, достойная отдельного разговора (если кому-то интересно, мы обобщили свой опыт в «Курсе молодого бойца»). Безусловно, это новый, мощный инструмент социального предпринимательства, потенциал которого до конца еще не раскрыт.
Модель работы
После того как мы успешно провели серию бесплатных игр, нам стали поступать предложения от кафе, библиотек, школ, вузов, молодежных форумов, экологических фестивалей и так далее. Большую часть игр мы проводили бесплатно, однако было и несколько платных игр для корпоративных клиентов. Так что продажи мы воспринимали, скорее, как бонус.
Постепенно стала вырисовываться наша бизнес-модель: мы проводим в основном бесплатные игры и при этом организуем продажу коробочной версии игры. В маркетинге это получило название «метод первого шага» — когда клиент пробует товар или услугу и сам принимает решение о покупке. После демоигры вероятность покупки возрастает до 80–90%.
Такая модель хорошо вписывается в схему социального предпринимательства: у проекта есть некоммерческая, волонтерская часть — проведение игр для всех желающих, — которая остается на плаву благодаря продажам коробок с игрой. Постепенно у нас стали появляться партнеры в разных городах: Москве, Ростове, Воронеже, Тюмени, Иркутске. Мы стараемся дистанционно поддерживать игровую активность: консультируем, высылаем материалы, если предстоит крупное событие (например, недавний турнир по Ecologic в Ставрополе), печатаем и отправляем за свой счет грамоты для победителей с подписями разработчиков игры.
Ecologic сегодня
К 2017 году проект уже не только представлен в социальных сетях, но имеет официальный сайт и партнеров в нескольких регионах. Все изданные нами ранее тиражи игры подошли к концу, и мы встали перед выбором: издать по готовому шаблону прежний вариант игры или решиться на качественный скачок — переработать и дополнить Ecologic с учетом накопившихся за годы практики идей, предложений и замечаний. Мы решились на второй вариант: игра полностью переработана. Те, кто знаком с первой версией, новую бы попросту не узнали.
Стоит ли говорить, что доработка и издание нового тиража требуют больших средств? Мы рискнули снова выйти на краудфандинг: сбор средств открыт на Planeta.ru до 30 июня. Если сможем собрать необходимые средства, то в июле-августе 2017 года выпустим новую версию. Если нет, то, увы, развитие проекта, видимо, придется отложить на неопределенный срок. Надеемся на поддержку, тем более что 2017 год объявлен Годом экологии!
Автор: Марат Сабиров, Алексей Колмаков
Дата публикации: 29 мая 2017
#своими словами #экология2037 67