Ольга Черникова: «…Кто мог подумать, что я буду делать валенки для главного собора на Красной площади!»
«Мастерская Черниковых» — это редкий пример семейного бизнеса, в котором каждый сотрудник занимается по-настоящему любимым делом. По словам руководителей проекта, секрет успеха кроется именно в отношении к свой работе, благодаря которому, все, за что берется мастер, будь то валенки или варенье, получается качественным, продуманным и востребованным.
Основатель бренда Ольга Черникова начала свое дело двенадцать лет назад с изготовления и вышивки валенок — фамильного ремесла ее семьи с конца XIX века. На сегодняшний день Черниковой удалось превратить валенки из лубочного сувенира в качественную стильную обувь с уникальной концепцией и самобытной историей. Ольга и ее команда усовершенствовали классические валенки, чтобы они соответствовали современным нуждам: при четком следовании традиционному способу изготовления (валка, ручная вышивка) валенки получили новый элемент — уникальную запатентованную ортопедическую подошву, благодаря которой они стали более легкими и удобными, и кроме того, их даже можно стирать в стиральной машине.
«Мастерская Черниковых» поставила перед собой задачу сделать валенки частью современной городской культуры. Сегодня валенки нового формата покупают бизнесмены, политики и даже звезды шоу-бизнеса и спорта. «Мастерская» стала брендом №1 в сегменте дизайнерской зимней обуви не только в России, но и за ее пределами.
Валенки — товар сезонный, а в мастерской кипит работа круглый год. Черпая вдохновение в элементах русской культуры прошлых веков, мастера создают современную одежду и аксессуары, стремясь к тому же качеству, которое достигалось в прежнее время, — на века.
Еще одно направление деятельности «Мастерской Черниковых» — еда из натуральных русских продуктов: ржаной бездрожжевой хлеб из печи, авторское варенье по семейным рецептам, еловый фреш-коктейль и другие чудеса «живой» гастрономии.
Главные принципы работы «Мастерской»: соблюдение традиций, натуральность, качество и, безусловно, индивидуальный подход, с которым делается каждый продукт, выходящий под маркой «Мастерская Черниковых».
История «Мастерской Черниковых» началась очень по-московски: на кухне. «У нас в квартире была большая кухня, по периметру в ней располагались полки, – вспоминает Ольга. – Эти полки, сколько я себя помню, были уставлены гжелью, различными произведениями народных промыслов. Коллекция всегда приводила в восхищение гостей. При этом, входя, люди повторяли одну и ту же фразу: «Как здесь тепло!» Еще тогда я заметила, насколько органично современный интерьер — минимализм, хай-тек — сочетается с ремесленными, рукотворными работами».
Потом было свое дело, поездки по разным странам, жизнь в Нигерии. И возможность сравнить заветное «там» с привычным «здесь». «Мы ездили домой в основном зимой и осенью. И каждый раз, приезжая, понимали, как же у нас красиво», – говорит Ольга. В одно из таких возвращений у Черниковой и произошла «историческая» встреча. Слово — самой Ольге Черниковой.
Эксперимент на друзьях
Я всегда любила путешествовать, в том числе и по России. Как-то в конце 90-х поехала к родственникам в Тамбовскую область. В ту пору было довольно прохладное лето. Мне предложили обуть валенки на босу ногу. Стала в них ходить и поняла, насколько это комфортно! Немного смущал их внешний вид, но удобство и польза перевесили все мои сомнения. Я стала на эту тему размышлять и поняла, что, если сделать их еще и красивыми, валенки могут стать оригинальным подарком. Эксперимент был поставлен на моих друзьях. Все из них, получившие в подарок валенки, украшенные моей вышивкой, высказывали полное одобрение моей идее. Вместе с мамой мы занялись этой деятельностью. Мы стали пробовать усовершенствовать колодку, технологию вышивки, работать над дизайном валенка. Валенки делали родственники, наше участие состояло в создании дизайнерских решений. Так совершенно спонтанная идея стала оформляться в продуманный бизнес-проект. Но когда в начале 2000 года мы начали его реализовывать, мнения разделились. Скептики убеждали нас, что валенки не модный сегмент и у нас ничего не выйдет. Они утверждали, что вышитые валенки — это арт-объект, а я считаю, что это прежде всего здоровье, исконно русская традиционная обувь. Ее рождение обусловлено географическим положением нашей страны, где зима длится полгода. Помимо того, что валенок греет и лечит, мы внесли в него и новое содержание. Одно время мы использовали такой слоган: «Валенок — средство коммуникации». Люди дарили валенки друзьям, детям, начальству, и было приятно видеть восторженную реакцию, когда каждый подарок создавал особую обратную связь и рождал очень человечный отклик. Думаю, немалую роль в этом играло то обстоятельство, что наши валенки ручной работы и несут в себе часть душевного тепла людей их создавших.
Узнать о валенках все
Я считаю, чтобы достигнуть успеха, человек должен быть полностью погружен в свой проект. Невзирая на скептические прогнозы, мы стали развиваться дальше, и «Мастерская Черниковых» начала свою работу. Для начала надо было узнать о валенках все. Я проводила исследования на эту тему, изучала также современные методы ведения бизнеса. Пришла к выводу о необходимости соединения традиций с новыми технологиями. Нам удалось внести в валенок современные нотки. Мы постепенно стали делать подошву, с 2009 года — цветную подошву, которую запатентовали. Появились свои технологические секреты. С начала 2014 года «Мастерская Черниковых» — участник программы «Больше, чем покупка!». Сегодня о нас говорят как о производителях качественной стильной обуви и создателях бренда №1 в сегменте дизайнерской зимней обуви не только в России, но и за рубежом. Действительно, нашу продукцию покупают известные бизнесмены, политики, звезды шоу-бизнеса и спорта, она стала модным корпоративным подарком. Но все равно для меня самой приятной останется работа для Собора Василия Блаженного. Построенный в середине XVI века собор не отапливается. Для его служащих мы сделали валенки с орнаментом. Ну кто мог подумать, что я буду делать валенки для главного собора на Красной площади! С тех пор мне хочется все время идти вперед. У меня есть такое ощущение, что надо делать какие-то шаги, чтобы опережать время.
От хобби к бизнесу
Поскольку продажа валенок имеет сезонный характер, нам надо было искать другие возможности заработка по окончании сезона продаж. У меня была большая коллекция старинной одежды, я также коллекционировала изделия народных промыслов, предметы быта, и постепенно мое хобби вылилось в новое направление бизнеса. Мы стали делать подушки с гречихой, лавандой, варить варенье, стали одежду шить. У меня накоплено много тканей, в том числе из конопли, очень прочные, экологически чистые, ранозаживляющие, холод держат. Мы стали делать из них полотенца, подарки.
Еще когда «Мастерская» располагалась в приспособленном помещении на часовом заводе, мы участвовали в программе Правительства Москвы «Ночь музеев». Нас посещало много гостей. Нам с детства привито ощущение музея как места, в котором ничего нельзя трогать, а у нас, наоборот, все можно потрогать, примерить. Через какое-то время в Новоспасском монастыре открылся наш интерактивный музей. У нас есть огромная коллекция того, что мы не продаем, например старинных рушников, которые мы стали оформлять в багеты. Есть уникальные вещи. В музее мы проводим занятия для детей по работе с войлоком, рисованию на деревянных предметах. У нас там красивый погреб, где много варений и солений, показано, как это все хранили. Дети и взрослые проходят там мастер-классы по хлебу, изготовлению елового коктейля, учатся солить капусту, квасить огурцы. Мастер-классы, общение — это самое главное, без традиций и культуры страна умирает. Их надо возрождать, о них надо рассказывать.
Церемонии по-русски
Мы много внимания уделяем чаю, мы даже придумали такие русские чайные церемонии. У большинства людей представление такое, что если травы, то это травы из аптеки. Можно спокойно пить чай с листьями черной смородины, можжевельником, малиной и липой. И мы тоже можем рассказывать, как все это красиво и как чудесно пахнет, из этого тоже можно делать целую историю. Это тоже наша культура, которая нас объединяет. Однажды, когда я приехала на Байкал и стала собирать травы, надо мной все подшучивали. Но каждый вечер мы заваривали новый чай с травами. Потом каждая семья увезла с собой байкальские травы. Для меня это была маленькая победа, потому что я всех заразила этим.
Сейчас настало время, когда мы должны возвращаться обратно, вспоминать наши истоки, кто где родился, кто что ел, сеял, выращивал, чьи родители что делали, у кого какие корни были. У нас много хороших традиций, старых проверенных рецептов. Сейчас настало такое время, когда каждый может найти такое дело, которое поможет сохранить гармонию внутри. Надо любить людей, жизнь и пытаться приспосабливаться к тем условиям, которые есть. Хорошая поговорка гласит: «Где родился, там и пригодился». Нам тоже надо стараться пригодиться там, где мы родились, и быть всем поближе к земле, это бы многое изменило.
Подготовил Андрей Золотарев
Дата публикации: 18 октября 2016
#мастерская черниковых2799 60