Молочные станции Александра Чичкина

К 1913 году Российская империя вышла на первое место в мире по темпам роста экономики – не в последнюю очередь благодаря целому классу талантливых и деятельных предпринимателей. Одной из звезд отечественного бизнеса был "молочный король" Александр Васильевич Чичкин, который не просто выстроил целую торгово-производственную империю, но и создал социально ориентированный бизнес. Открытые им магазины "Молоко" просуществовали практически до наших дней. О том, как Чичкин мотивировал своих сотрудников продуктивно работать на предприятии всю жизнь и как стал единственным дореволюционным миллионером, удостоенным советского ордена "Знак почета", читайте в нашем материале.

Александр Чичкин родился в волжском селе Копрово Ярославской губернии – сейчас на этом месте плещется Рыбинское водохранилище. Воспитанием будущего миллионера занимался иеромонах местной обители отец Федор Виноградов, отличавшийся деятельным нравом. Будучи казначеем монастыря и отличным организатором, он построил в Копрово школу и библиотеку, помог открыть народный театр и даже кинотеатр. У отца Федора Саша учился деловой хватке и целеустремленности. В 1870 году смышленого мальчика зачислили в филиал школы молочного хозяйства, открытый в Копрово. Такие школы – с целью повысить товарность крестьянских хозяйств – тогда создавались по всей России. Их выпускники позднее завалили Россию и даже Европу вологодским маслом, пошехонскими и костромскими сырами. В числе лучших учеников Александра Чичкина отправили продолжать образование в Петровскую сельскохозяйственную академию, а затем – на деньги молочного торговца и мецената Владимира Бландова – в Институт Пастера в Париже, где Чичкин провел три года. Вернувшись в Россию, Александр женился на дочери Владимира Бландова, а тот помог энергичному, набравшемуся опыта и знаний зятю организовать собственное дело.

Первая молочная революция

Тем временем на молочном рынке произошла самая настоящая революция. Вплоть до конца XIX века молоко как скоропортящийся продукт продавали исключительно на рынках, но все изменилось с появлением железных дорог и открытием технологии пастеризации. Теперь молоко можно было хранить дольше и перевозить дальше.

Самый первый в стране и Москве специализированный магазин, где в одном месте были собраны все молочные продукты, открыл именно Александр Васильевич Чичкин в 1888 году по адресу Петровка, 17. Вскоре фирменные чичкинские магазины "Молоко" (Александр Васильевич называл их "молочными станциями") стали появляться в Москве один за другим. Все они были выполнены в едином стиле – фасады отделаны белой кафельной плиткой и отличались безупречными гигиеническими стандартами: продавцы и приказчики были опрятны и аккуратны, нераспроданное молоко публично выливалось в канализацию. Все торговое оборудование и помещения ежедневно тщательно мылись.

Чичкин ввел институт уполномоченных контролеров. Ежедневно они разъезжались по непредсказуемым маршрутам по магазинам, складам, а позднее и заводам компании и наносили неожиданные визиты: проверяли чистоту, качество продуктов и обслуживания. Перемещались по Москве они на только появившихся в ту пору автомобилях – совсем как сегодняшние торговые представители.

Именно в магазинах Чичкина впервые в Москве стали применять кассовые аппараты. Была организована доставка молочных продуктов на дом. Причем заказать доставку можно было по единому номеру телефона, что для того времени было просто фантастикой.

Можно сказать, что Чичкин был идеальным предпринимателем – отличался редкостным трудолюбием и хозяйственностью. Великолепно считал. Был прагматичен. Обладал, как сейчас говорят, стратегическим мышлением. 

Главным конкурентом Александра Чичкина был… его тесть Владимир Бландов. Он тоже организовал сеть молочных магазинов – только фасады у них были отделаны не белым, а синим кафелем. Нередко заведения Чичкина и Бландова соседствовали на одной улице.

Конкуренция между зятем и тестем толкала их к экспериментам. Так, Владимир Бландов одним из первых в России начал производство пастеризованного молока, открыв в 1903 году молочный завод на Долгоруковской улице. Там впервые в России начали разливать молоко в стеклянные бутылки, закупоривая их парафинированными пробками. Также Бландов первым стал выпускать кисломолочные продукты – мечниковскую простоквашу и кефир, которые в те годы воспринимались исключительно как лечебные продукты.

Чичкин же шел по другому пути – наращивал объемы производства. В 1910-м Александр Васильевич открыл свой молочный завод, выпускавший 150 тонн молока в сутки, — один из самых мощных в Европе. Позже был построен завод в Одессе, открылись маслозаготовительные станции в Сибири. К 1913 году сеть Чичкина насчитывала 91 молочный магазин в Москве, Харькове, Одессе, Баку, Тбилиси, Киеве, Ялте и Ростове-на-Дону. Коммерсанту удалось наладить образцовую логистику – только московские магазины обслуживали 36 грузовых и 8 легковых автомобилей. Общий оборот молочной империи Чичкина достиг 10 миллионов рублей (порядка 15 млрд рублей в ценах 2018 года), на его предприятиях работали 3 тысячи сотрудников. Владимир Бландов несколько отставал от зятя – к 1913 году у него было "всего лишь" 70 молочных магазинов.

Не мироед, а воспитатель

В сотрудниках Чичкин ценил инициативность, творчество, готовность к любой работе. Например, уборщиц на предприятиях не было – работники убирали сами. И дело было не только в экономии. Чичкин считал необходимым воспитывать определенные качества: "Люди сами должны убирать за собой, – объяснял он. – Лучше доплатить им за этот труд, но нельзя лишать их этого полигона воспитания… Воспитание привычки к чистоте и опрятности – это не частное дело, от этого зависит в конечном итоге достоинство и уважение нашего народа к самому себе, престиж в глазах народов мира".

При этом Александр Васильевич не был эксплуататором и мироедом. Скорее, наоборот. После определенного стажа работы в компании работников обеспечивали служебным жильем, для них были открыты лечебные заведения и столовые. Свою фирму Чичкин видел как своего рода семью, сообщество единомышленников, где каждый – при желании – может проработать всю жизнь.

Для реализации этой концепции Александр Васильевич придумал и внедрил пятиступенчатую систему мотивации сотрудников.

Жизненный цикл сотрудника

Первый этап назывался "Рождение мечты и любви к профессии". Из родных Чичкину мест на волжских берегах отбирались наиболее смышленые ребята с явной склонностью к математике. В Москве они на средства Чичкина жили, питались, учились, приобщались к культурной жизни большого города и главное – начинали работать в молочных магазинах и на производстве. В детях воспитывали вежливость в обращении, тягу к знаниям, оперативность. "В Москве все пятиалтынные одинаковы, а вы должны блестеть!" – так настраивал своих подопечных Александр Васильевич.

Второй этап Чичкин назвал "Энтузиазм". Аудитория этого этапа – молодые сотрудники 20–25 лет. Приветствовалась инициатива и смелые творческие идеи. Сохранились письма Александра Васильевича брату Ивану, который руководил магазином в Одессе, где он пишет: "Опирайся на тех, кто оказывает тебе сопротивление, имея собственное мнение, инициативу и светлую голову".

Третий этап назывался "Честолюбие" и затрагивал здоровые амбиции тридцатилетних сотрудников. Была внедрена система ротации: успешный сотрудник имел возможность перейти на другое предприятие или переехать в другой город – с повышением в должности и жалованье. Оценку результатов проводили все те же контролеры.

В современных компаниях, к сожалению, нередко на этом этапе мотивация и завершается – сотрудников "выжимают", а затем расстаются. Чичкин, напротив, считал, что "люди, которые много лет достойно работали, отдавали предприятию все силы, вправе ожидать поощрений за выслугу лет". Четвертый этап для сотрудников 30–40 лет назывался "Спокойное ожидание", или "Ритм". Люди, доработавшие до этого срока, получали повышенное жалованье, "наградные" и другие преференции.

Пятый, "золотой", этап "Исполнение мечты" для сотрудников 40–65 лет предусматривал покой, опыт и уважение. Эти сотрудники выступали для огромного коллектива как мудрые советники, наставники и почетные консультанты.
Уникальная кадровая система работала. Команда Чичкина добивалась выдающихся результатов. Пожалуй, это была лучшая сеть молочных магазинов в Европе (если не в мире). Бизнес процветал, а сам Александр Васильевич пользовался заслуженным уважением сотрудников и всего делового сообщества.

В последние годы перед революцией Чичкин позволил себе немного роскоши. Он единственный в Первопрестольной имел собственный "Роллс-Ройс", а потом увлекся воздухоплаванием и по утрам в качестве физзарядки летал над Москвой на собственном самолете "Фарман".

Ударник пятилетнего плана

В 1917 году грянула революция. Магазины и заводы Чичкина были национализированы, сам Александр Васильевич эмигрировал в Париж. Однако оставаться в эмиграции не захотел и в 1922 году вернулся в Россию. В свое время Чичкин, не чуждый новых веяний, укрывал у себя дома революционеров, в том числе некоторых будущих руководителей советского государства (в частности, Молотова). Былые заслуги учли – его взяли на работу в Народный комиссариат торговли, а затем разрешили открыть в Москве один молочный магазин (шел период нэпа – новой экономической политики). Александр Васильевич опять был востребован, активен, работоспособен. Сказались его уникальные качества добиваться результата в любых условиях.

Правда, в конце двадцатых годов Александра Васильевича отправили в ссылку в Северный Казахстан, где он, впрочем, немедленно приступил к чтению лекций по организации молочного производства. В 1931 году при содействии Молотова Чичкина вернули из ссылки в Москву и оформили персональную пенсию. Но и после этого он еще 15 лет активно работал. К этому времени он был уже не "отцом", а "старейшиной" молочного дела.

Во время Великой отечественной войны Чичкин помогал организовывать молочную промышленность в Средней Азии, куда был частично эвакуирован скот с оккупированных территорий. В 1942 году по случаю 80-летия получил звание "Ударник третьего пятилетнего плана". Работал до самой смерти в 1949 году, похоронен на Новодевичьем кладбище. В честь Александра Васильевича даже переименовали один из переулков в центре Москвы, но затем он был перестроен, а название утеряно.

Некоторым фирменным чичкинским фасадам с белой плиткой удалось пережить даже советскую власть. Один из магазинов, открытых Александром Васильевичем по адресу ул. Большая Дмитровская, 7, лишь недавно поменял профиль. Сейчас там расположено кафе Moloko, сохранившее в названии память о легендарном отце-основателе российского молочного производства и торговли.

Автор: Кирилл Ольгинский

Дата публикации: 5 апреля 2018

#история

 4187   169  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно